УДК 982« 19» : 301.194(82).3

Идеология цивилизации и варварства

в творчестве Д. Ф. Сармьенто (1811 1888).

А. М. Власов

МГУ им. М. В. Ломоносова

Идеология понимается здесь как пласт политического сознания, базирующийся на определенной совокупности первичных образов и идей, часто имеющих лишь опосредованное отношение к сфере политики, пласт более динамичный в сравнении с этой совокупностью, более целостный, определяющий общие политические устремления субъекта и непосредственно выходящий на уровень принятия конкретных политических решений. Вследствие этого исследованию собственно идеологии с необходимостью предшествует анализ глубинных предпосылок, истоков и мотивов ее развития.

Лицом идеологии Сармьенто стал историософско-политический памфлет “Цивилизация и варварство, или жизнеописание Хуана Факундо Кироги, а также физический облик, обычаи и нравы Аргентинской республики” (1845). [1] По названию и основополагающим концептам данного произведения и предлагается определить политическую идеологию Сармьенто.

Возобладавшее в Аргентине после революции 1810 года начало Сармьенто определяет как варварское и саму сложившуюся ситуацию как состояние варварства. Носителями и символами варварства предстают в разных контекстах пампа, гаучо, индейцы, аргентинские каудильо, в первую очередь Факундо Кирога и Росас. Силам варварства Сармьенто противопоставляет устремление к цивилизации, присущее аргентинским городам, а также волю европейских держав, противоборствующие Росасу внутренние силы и персонифицированно применительно к прошлому президента Ривадавию и применительно к настоящему генерала Паса. При более детальном рассмотрении антиномии цивилизации и варварства обнаруживаются различия в разграничении двух начал и разное их осмысление в каждом случае.

Символом цивилизации у Сармьенто становятся города и в этом качестве они противопоставляются селу и пампе. С другой стороны и они, в том числе Буэнос-Айрес, подвержены воздействию варварства. Противостояние города и села (пампы) выступает в “Факундо” в качестве одного из основных движущих факторов исторического процесса. Эта дихотомия неотделима от дихотомии цивилизации варварства: показательным в плане тождественности двух формул выглядит выражение “варварство, враждебное городам”. Из “Факундо” можно извлечь целый ряд парных категорий, из которых одна соответствует критериям “цивилизации”, другая “варварства”: “свобода” “рабство”, “разум” “сила”, “искусство” “количество”, “служение цели служение личности” и т. д. Одной из составляющих идеологического наполнения “Факундо” является концепция прогресса, подчиненная общей модели. Сармьенто выделяет материальный и моральный прогресс, и тот, и другой целиком связывает с силами цивилизации, а также считает, что в “пастушеском обществе” ни тот, ни другой невозможен. Большая значимость придается автором расовому и этническому фактору.

В дихотомических моделях Сармьенто не следует видеть лишь способ научного исторического объяснения. Методологический аспект главной антиномии был им заимствован из французской литературы, увлечение которой характерно для Сармьенто: у Гюго и Гизо. Но глубинную посылку дихотомии можно усмотреть еще в первичных образах детства мыслителя, в частности, образах отца и матери. Подсознательные механизмы формирования идеологии обнаруживаются и в ряде других ее компонентов.

Наиболее ценный конструктивный идеологический элемент в “Факундо” политическая программа “Новой Власти”, ставшая первым полным изложением авторского проекта преобразования страны после падения диктатуры. Программа построена по принципу противопоставления политике Росаса собственных положений по каждому пункту. Такое построение может быть однозначно истолковано как выражение подсознательного стремления Сармьенто заместить Росаса, который предстает как своего рода отцовская фигура и объект самоотождествления. Автор призывает к борьбе с диктатурой Росаса во имя цивилизации и прогресса.

Позднейшие произведения Сармьенто позволяют отделить все наносное из концепции “Факундо” и выйти на глубинную идеологию. На первом плане здесь раннее автобиографическое произведение “Воспоминания о провинции” (1849). Это произведение лучше, чем “Факундо”, позволяет понять, что автор относит к прогрессивному и что к ретроградному началу. Так, все французское, европейское здесь выступает символом прогресса, тогда как испанское (здесь оно уже со всей очевидностью противопоставляется европейскому), церковное и особенно монастырское, а также собственно южноамериканское (не тождественно американскому и аргентинскому) начала символизируют отсталость. Категории цивилизации и варварства в “Воспоминаниях о провинции” менее навязчивы и более органичны, чем в “Факундо”. В целях точного понимания их смыслового наполнения к этому произведению был применен формально-количественный анализ текста по методу Л. М. Брагиной [2] с модификациями, диктуемыми спецификой поставленной задачи.

Концепты “варварства” и “цивилизации” обладают здесь довольно низким порядком встречаемости: 14 и 11. Поэтому особое значение имеет всякое более чем однократное употребление смежной с каждым данным понятием категории (или семантически близких категорий). Для “цивилизации” это “мораль”, или “нравственность” (3), “прогресс” и “развитие” (2). Для “варварства” “сила”(“насилие”, “разрушение” 2), “незнание” (2), а также имя Факундо Кироги (2), и в посвященном ему произведении представленного главным персонифицированным символом варварства. Таким образом, мораль и прогресс в сознании Сармьенто выступают главными атрибутами цивилизации, а невежество и насилие атрибутами варварства. Поскольку порядок частот парной встречаемости здесь невелик, полезно обратиться и к простому формально-логическому анализу сочетаний искомых понятий со смежными. В тексте “Воспоминаний” присутствует три примера конъюнкции понятия “цивилизация” со смежными понятиями: “мораль”, “прогресс” и “свобода”, в силу закономерностей логики их можно признать эквивалентными или взаимодополняемыми с категорией “цивилизации”. Применительно к “варварству” можно сказать то же в отношении конъюнкции с понятием “насилия”.

Метод Брагиной предоставляет возможность сделать и куда как менее очевидные при обычном анализе текста выводы. Так, концепты-этнонимы “Испания”, “испанский”, “испанец” (вместе “испанское”), “французское”, “аргентинское”, а также “американское”, “европейское” обладают частотой встречаемости, значительно превосходящей число употреблений рассмотренных выше: соответственно, 40, 26, 20, 21 и 16. Таким образом, категории, характеризующие национальное или этно-географическое начало оказываются в “Воспоминаниях” наиболее употребимыми понятиями, характеризующими социальную реальность. Сама по себе эта особенность позволяет сделать вывод о понимании Сармьенто социальной реальности в категориях национальности и этно-географических параметров. Такой тип мировосприятия в традиционных социологических терминах носит название этноцентризма. И в случае Сармьенто на основании численных показателей можно вести речь о крайне развитой форме этноцентризма, об этноцентризме как основной характеристике его мировоззрения и идеологии.

Количественный анализ контекстов употребления этнонимов позволяет с уверенностью говорить об абсолютной идеализации европейского начала, о восхищении и буквальной пропитанности Сармьенто всем французским, о противоречивом отношении к Испании и испанскому наследию, в котором сочетается сильнейшая тяга к культурным и генетическим корням с отторжением и всяческой дискредитацией испанского начала.

В позднейших произведениях Сармьенто “Архирополисе” (1851), “Конфликте и гармонии рас в Америке” (1883) и других дихотомия цивилизации и варварства отходит на второй план, но ее идеологическое наполнение переносится на разрабатывавшиеся еще в “Факундо” концепции экспансии европейского начала на американские земли, расового противостояния, необходимости колонизации индейских земель.

1. См.: Сармьенто Д. Ф. Избранные сочинения. Пер. с испанского. М., 1995

2. Математические методы в исторических исследованиях. М., 1972 Брагина Л. М. Опыт исследования философского трактата XV века методом количественного анализа.

 

982« 19» : 301.194(82).3

Ideology of civilization and barbarism

in works of D. F. Sarmiento (1811 — 1888).

Alexei M. Vlassow

MSU named after M. V. Lomonosov

In the report there are considered the ideological components of the XIX-century Argentine social writer and politician Domingo F. Sarmiento’s heritage. The most known of his works are attracted as main sources. The author uses in his study the whole complex of the traditionally historical, psychoanalytical, quantitative and formal logical methods. There is made a number of new conclusions for origins of the “civilization and barbarie” ideology and its particular components, about its general orientation and fundamental features, concerning the ideological motivation of Sarmiento’s political behaviour.


УДК 982«
19» : 301.194(82).3

 

Идеология цивилизации и варварства

в творчестве Д. Ф. Сармьенто (1811 1888).

А. М. Власов

МГУ им. М. В. Ломоносова

В докладе рассматривается идеологическая составляющая наследия выдающегося аргентинского мыслителя, политического деятеля XIX века Доминго Ф. Сармьенто. В качестве основных источников привлекаются известнейшие его произведения. Автор прилагает к исследованию весь комплекс традиционно исторических, психоаналитических, формально-количественных и формально-логических методов. Сделан целый ряд новых выводов относительно происхождения идеологии цивилизации и варварства и ее отдельных составляющих, относительно ее общей направленности и основополагающих характеристик, идеологической мотивации политического поведения Сармьенто.