УДК 93/99 (4/9)

Идея славянского единства в контексте русской общественной мысли XVII века

И.А.ВДОВИН (МГУ им. М.В.Ломоносова)

 

XVII столетие и в особенности вторая его половина ознаменован актуализацией идеи славянского единства в общественной мысли. Безусловно, проявления этой важнейшей идеи были напрямую связаны с изменениями в статусе России на международной арене и задачами ее внешней политики в Восточной Европе.

В связи с этим особое значение приобретает изучение “внешнеполитических аспектов” общественной мысли. На наш взгляд, это понятие следует трактовать широко — как международные культурные и политические запросы и интересы общества. В этом случае предметом исследования становится весьма широкий круг проблем и идей, волновавших русское общество XVII в.: попытки по-новому определить место России в мире, проблема славянского единства, этногенеза и славянского языка, проблема конфессионального единства с православными народами и отношения с “иноверцами”, взгляд на роль и задачи России на международной арене в исторической ретроспективе.

Идея славянского единства могла быть реализована в рамках средневековой историософии прежде всего в виде этногенетических легендарных построений. Поэтому наиболее интересным и значительным примером проявления новых тенденций в историческом повествовании, обусловленных внешнеполитическими интересами русской книжности можно считать возникновение новых концепций этногенеза славянских народов. Трудно переоценить их значение, поскольку они стремились заменить традиционную схему происхождения славян, утвердившуюся в летописании на протяжении шести столетий, начиная с Повести временных лет. Эта новая концепция, “этнографическое введение” в русскую историю излагается в “Повести о Словене и Русе” (или “Повести о великом Словенске”). Как уже отмечалось, особое звучание “Повесть...” приобретает после включения ее в летописный свод 1650 г. и, в особенности, патриарший свод 1652 г. С проблемой славянского единства связана и популярная во второй половине XVII в. концепция “Мосох—Москва”. Суть этих легендарных повестей сводится прежде всего к признанию за Россией и ее столицей особой роли в славянском мире.

Почему новые идеи привлекли близких к патриарху Никону справщиков накануне его церковной реформы? В ситуации противостояния России и Речи Посполитой, обострившейся в середине XVII в., идеи единства восточных славян и России как общей прародины всех славян выглядели исторически обоснованными. Таким образом, во многим ради обоснования внешнеполитических задач русского государства создается новая по сравнению с Повестью временных лет и Хронографом 1512 г. концепция как по содержанию так и по характеру построения исторического материала.

Заключение Андрусовского мира в 1667 г. стало весьма важной вехой и во внешней политике России, и, в известной мере, ее общественной мысли. Именно с этого момента можно говорить о развитии второго аспекта в идее славянского единства, то есть о возможности совместных русско-польских действий на юге. Таким образом, идея славянского единства начинает приобретать реальные политические очертания. Новые тенденции нашли проявление в произведениях “Извещение истинное о начале войны о Киеве с Украйной и царства Московского с королевством Польским миру бити крепко” и “Ведомство желательным людем...”, приписываемых самому А.Л.Ордину-Нащокину. Их основные идея заключаются в необходимости объединения усилий России и Польши на юге. Нельзя не отметить компетентности их автора и оригинальности предлагаемых им подходов. Решающим фактором, оказавшим воздействие на разработку этих проблем в русской общественной мысли стало изменение статуса России на международной арене после войны 1654—1667 гг. В силу этих причин в 1670—80-е годы своего наибольшего развития в общественной мысли находит проблематика, связанная с отношениями между Россией и ее южными соседями — Османской империей и Крымским ханством.

Усиление межславянских связей выразилось и в активном взаимодействии русской и западной общественной мысли — многие русские произведения этого периода близки к жанру “Turcica”, широко распространенному на Западе. Эти литературные связи зачастую осуществлялись и через распространение переводных польских публицистических сочинений (“Повесть об астрологе Мустаеддыне”, “Двор цесаря турецкаго” и другие). Характерно, что в русской публицистике нашли отражение надежды православных единоверцев в Османской империи и Речи Посполитой, которые они возлагали на Россию как освободительницу от мусульманского гнета.

Таким образом, идея славянского единства и совместного русско-польского союза находит распространение во второй половине XVII в. Представляется не случайной эволюция общественной мысли на протяжении XVII столетия от изоляционистской концепции “Москва—Третий Рим” к осознанию необходимости совместных действий славянских государств на юге. Эти идеи оказались востребованными новым руководством страны в новой внешнеполитической обстановке. Давние связи именно в рамках славянского мира обуславливали постоянный интерес русской общественной мысли к международному положению и внешнеполитическим задачам России в этом регионе.

Библиография

Вышегородцев В.И. Идея славянского единства в летописном своде 1650 года // Научные труды московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина. Серия: Социально-исторические науки. М., 1993.

Робинсон А.Н. Историография славянского Возрождения и Паисий Хилендарский. Вопросы литературно-исторической типологии. М., 1963.

Рогов А.И. Русско-польские связи эпохи Возрождения. (Стрыйковский и его Хроника). М., 1966.

Чистякова Е.В. Идея совместной обороны южных границ России и Польши в русской публицистике второй половины XVII в. // Россия, Польша и Причерноморье в XV — XVII вв. М., 1979.

 

 

УДК 93/99 (4/9)

“Идея славянского единства в контексте русской общественной мысли XVII века”

Вдовин И.А.

Московский государственный университет, Исторический факультет

Аннотация

Доклад И.А.Вдовина посвящен проблемам истории русской общественной мысли в XVII веке: эволюции представлений о задачах русской внешней политики, формированию государственной идеологии, развитии идеи славянского единства в русской публицистике и летописании этого периода.

 

“Idea of Slavic unity in context of russian public thought in XVII century”

Ivan Vdovin

Moscow State University, Faculty of History

Annotation

Report by Ivan Vdovin is devoted to problems of history of russian public thought in XVII century: evolution of notions about purposes of russian foreign policy, development of russian state ideology and ideas of Slavic unity in publicistics and chronology of this period.