УДК 931

CОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ АШШУРА СЕРЕДИНЫ II ТЫС. ДО Н.Э. по среднеассирийским законам и сопутствующим документам.

НИКИТИНА АННА ДМИТРИЕВНА

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.Ломоносова

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Среднеассирийские законы в совокупности с подтверждающими их хозяйственными и юридическими документами являются важным источником по социально-экономической жизни ашшурской общины 16-14 вв. до н.э., ее быту и общественному строю. 14 таблиц и фрагментов законов, представляющих собой результат систематизации юридических норм городской общины, были обнаружены в 1903-1914 гг.; их местонахождение дает основание считать, что законы хранились по крайней мере в архиве городского ашшурского суда и в храме Ашшура - городского бога-покровителя, жрецы которого присутствовали при осуществлении наказания наряду с представителями царской и общинной инстанций. Наиболее ценную информацию по заявленной теме содержит таблица А, фрагменты таблиц В,О,С и G, известные в копиях 12 - 11 вв., а также таблицы М (содержит сведения о внешней торговле) и F (договор с пастухами), восходящие по своему специфическому содержанию к наиболее ранним стадиям существования ашшурской общины (нач. 2 тыс. до н.э.).

Основной социальной и экономической ячейкой ашшурского общества законы рисуют "большую семью" ("биту", "дом"), так как неизменно выставляют на первый план главу такого семейства; совет старейшин, выдвигаемый такими "биту", играл важнейшую роль во всех сферах жизни Ашшура (А, ст.15, 45; B+O, ст.6). Тем не менее в законах отразилась и нарастающая тенденция к утверждению частной собственности и связанному с ним уменьшению власти большесемейных структур в пользу их членов (ослабление контроля при переходе земли в частные руки, более самостоятельная деятельность братьев по смерти их отца, частичное улучшение положения женщины). В целом, однако, глава большой семьи, наделенный полной дее- и правоспособностью, оставался главным объектом законов, рисующих его полновластным господином членов этой семьи - своей жены (А, ст.14,16,36,37,45), незамужней дочери (А, ст.43,55,56), наложницы (А, ст.41), невестки (А, ст.30,33,43). Указанное правовое положение мужа прослеживается также во всех разделах о наказаниях за правонарушения, совершенные женщинами или против них, о заключении браков, определении имущественных отношений супругов, прав на детей. Наряду с этим глава большой семьи (или целая группа т.н. "неразделенных братьев", занимающая аналогичное положение) выступает как основной собственник земли в рамках более крупных общинных групп - "алу" ("селений"), также восходящих к разросшимся большим семьям и в совокупности образовывавших городскую общину, "алу" в широком смысле слова (табл. В+О). Особенно характерны статьи, говорящие о нарушении "большой межи", разграничивающей участки мелких "алу" и "малой межи жребиев" (B+O, ст.8,9), разграничивающих участки большесемейных общин в рамках этих алу, и разделы, говорящие о "биту" как главном субъекте споров о земле- и водопользовании (В+О, ст.10-19). Впрочем, В+О, ст.6, подтверждающаяся документами (KAJ 153), указывает на определенный прогресс в процессе перехода земли из общинного распоряжения в частное: если ранее он шел в форме "усыновления" главой семьи, т.е., номинального введения в состав общины, то тперь совершается за счет обычной купли-продажи, лишь подконтрольной Ашшуру в целом. Более архаичная табл. G+C, а также табл.А, ст.39, 44 рисуют главу большой семьи как собственника движимого имущества, предоставляя информацию о развитии долговых отношений и залогах. Выясняется, что в залог за долги главой большесемейной общины могли отдаваться и ее члены, в то время, как в нач.2 тыс., согласно документам торговой колонии Ашшура в Канише, залог могла составлять всевозможная движимость, но не общинники и их дети.

Итак, в целом ассирийское общество сер. 2 тыс. рисуется юридическими документами как архаичная в целом община, строящаяся на базе большой семьи, однако пронизываемая значительно усилившимися по сравнению с началом тысячелетия отношениями частной собственности на землю и частной долговой зависимости.

ЛИТЕРАТУРА:

 

Driver G.R., Milf C. The Assyrian Laws. Oxford, 1935.

 

Ishar M. Les archives cappadociennes du merchant Imdilum. Р.1981.

Schroeder O. Keilschrifttexte aus Assur verschiedenen Inhalts. Leipzig, 1920.

Weidner E. Das Alter der mittelassyrischen Gesetzes texte. AfO 12 (1937).

АННОТАЦИЯ

Среднеассирийские законы (16-14 вв. до н.э.) и сопутствующие им хозяйственные и юридические документы позволяют реконструировать архаичный общественный строй номового государства Ашшур середины 2 тыс. до н.э. Согласно им, основными ячейками ашшурского общества были большесемейные общины "биту" ("дом"), объединявшиеся в ассоциации "алу" ("селения"), совокупность которых и составляла ашшурскую общину в целом. Глава "биту" был основным субъектом общественной жизни Ашшура. Однако на этом фоне развивались отношения частной собственности и частной зависимости, достигшие существенно большей глубины, чем в начале тысячелетия.

Middle-Assyrian laws (16-14 cc.B.C.) and correlated documents give a broad picture of social life in Ashur city-state around c.1500 B.C. According to them, the main cells of Ashur society were large families ("bitu" or "houses"), which constituted greater associations - "alu" ("communities"), and the latters in total formed Ashur community itself. This social system was based on the communal principles and the head of "bitu" was the main figure of social life; nevertheless the elements of private-ownership and personal dependence were in development and reached new level in comparison with the beginning of millenium.