9(С) 1

Управление Московским Городским Кредитным Обществом (1869 - 1914).

Г.В. Игумнов

Московский Педагогический Государственный Университет.

Одной из наиболее распространенных форм кредита являются ссуды под недвижимость или ипотечный кредит. Самые крупные направления кредитования под недвижимость были ссуды на покупку и строительство домов в городах, на освоение земельных участков, под нежилые строения коммерческого и промышленного назначения. Ипотека - залог недвижимого имущества (земли и строений) с целью получения ссуды. С начала 60-х годов XIX века в России появились новые кредитные учреждения - городские кредитные общества. Они выдавали кредиты под залог недвижимости ценными бумагами, обеспеченными закладываемой недвижимостью. Собственники недвижимости создавали товарищества, внося в виде пая, свои дома. Далее выпускались в обращение закладные листы (облигации общества), обеспеченные имеющейся недвижимостью. В России в начале XX века действовала широкая сеть ипотечных банков. В данной статье мы рассматривали систему управления Московским Городским Кредитным Обществом (далее по тексту МГКО).Делами МГКО управляли: Правление, Наблюдательный Комитет и Общее Собрание членов общества. Все вопросы, связанные с жизнедеятельностью общества решались простым большинством голосов на Общем Собрании, на заседаниях Правления и Наблюдательного Комитета. Постановления, связанные с изменениями или дополнениями Устава общества, об изменении размера процентов по ссудам и облигациям, а также о закрытии общества и его ликвидации принимались не менее 2/3 голосов членов общества, присутствовавших на Общем Собрании. В Правлении была сосредоточена исполнительная и распорядительная власть. Оно состояло в начале открытия общества (в 1862году) из четырех директоров, избиравшихся на общем собрании из членов общества на три года. С 1865 года общество управлялось тремя директорами. Выбранные на Общем Собрании директора избирали из своей среды Председателя Правления. На заседании Правления общества по Уставу обязаны были присутствовать не менее трех директоров. В случае болезни или отсутствия одного из директоров его заменял кандидат в директора. Кандидат избирался на Общем Собрании по большинству полученных голосов. Он пользовался всеми правами директоров и нес ответственность наравне с ними. Без подписи трех директоров решение Правления не имело силы. О перемене в руководстве Правления, сообщалось через городские газеты для ознакомления публики. Содержание директорам и лицам, служившим в обществе, назначалось в Общем Собрании. Порядок производства дел в Правлении определялся по согласованию с Наблюдательным Комитетом. Члены Правления отвечали всем своим заложенным имуществом в случае причиненного ущерба обществу от принятых распоряжений, которые нарушали Устав или постановления Общего Собрания.

Собрание МГКО наравне с выборами директоров избирало и казначея общества. Правление ежегодно представляло Общему Собранию и публиковало в газетах отчет о деятельности общества за прошедший год. Он включал:

распоряжения Правления, Наблюдательного Комитета, постановления Общих Собраний. В отчете было показано: число выданных ссуд, количество капитала, оставшегося в долгу на заемщиках; число заемщиков, вновь вступивших в общество и количество суммы, выданной в ссуду, сумма процентов, поступивших от заемщиков; пени и недоимки, число и капитал облигаций, выпущенных в обращение, расходы на управление, количество наличной суммы. Каждая вышеприведенная статья была показана в отчете отдельно и не соединялась с другой. Кроме этих отчетов Правление публиковало: финансовый баланс общества за каждые шесть месяцев, заключения Общих Собраний, результаты ревизий Наблюдательного Комитета и о назначении Общего Собрания.

Наблюдательный Комитет (НК) обязан был наблюдать за действиями Правления, вместе с ним решать возникающие проблемы по управлению обществом, составлять и изменять инструкции для служащих в обществе лиц. НК состоял из двенадцати членов, избиравшихся на один год. В 1896 году НК избирался уже на три года. Выборы проводились тайным голосованием членов Общего Собрания, позже Собранием Уполномоченных. Получившие более половины числа голосов, принимавших участие в выборах, считались избранными в НК. Каждый год по очереди из состава НК выбывали четыре члена и заменялись вновь избранными. Ежегодно члены НК из своей среды избирали председателя. Все вопросы считались принятыми к исполнению, если голосовало больше половины участников НК. Для действительности постановлений комитета нужно было шесть голосов. Стоит отметить, что как директора общества, так и члены Наблюдательного Комитета имели одинаковые голоса. Два члена НК по очереди присутствовали на заседаниях Правления и могли получать разъяснения и дополнительную информацию, по интересующих их вопросам. К компетенции Наблюдательного Комитета относились следующие вопросы: предварительное рассмотрение всех вопросов, выносившихся на утверждение в Общее Собрание, контроль за исполнением всех изменений, которые были утверждены на Общем Собрании, ежегодно проводить по усмотрению НК, ревизию дел и кассы общества, а также рассмотрение жалоб, поступавших на руководство Правления.

Общее Собрание, а с 1894 года Собрание Уполномоченных МГКО являлось высшим органом управления, решающее все вопросы общества. В Общем Собрании (далее ОС или СУ) участвовали все лица, получившие ссуды в обществе. Если, кто по какой-либо причине не мог участвовать в собрании, могли посылать доверенных лиц с уведомлением Правления. Доверенными в ОС могли быть только члены общества. Совладельцы одного имущества, а также члены правлений акционерных компаний или других учреждений, имели право представительста в одном лице по общей доверенности совладельцев имущества. Владельцы нескольких заложенных имуществ имели право одного голоса. К участию в ОС допускались наравне с членами общества, лица, владеющие облигациями на сумму не менее 5000 рублей. СУ составляли 210 лиц, избираемых всеми членами общества на три года. Для выборов уполномоченных назначались избирательные собрания каждые три года. В избирательных собраниях участвовали все лица, получившие ссуду в обществе, имевшие право распоряжаться своим имуществом, и если за ними не числились сверхльготные недоимки по платежам МГКО, никто из присутствовавших на собрании не мог иметь больше одного голоса. Владельцы и совладельцы нескольких заложенных в обществе имуществ имели также один голос. Списки лиц, имевших право участвовать в избрании Уполномоченных, составляло Правление. Сроки проведения выборов назначало ОС (СУ). Со времени публикации в прессе информации о дате проведения выборов, в Правлении общества предоставлялись списки для ознакомления избирателей. Они имели право в течение двух недель подавать в Наблюдательный Комитет свои возражения. Эти замечания рассматривались НК до начала выборов. Каждый участник собрания получал в Правлении особый билет, с указанием на нем Ф.И.О. и звания. Без такого билета в собрание никто не допускался. Владельцы недвижимых имуществ вносились в избирательный список в том порядке, в каком они следовали по сумме полученных в обществе ссуд. Лица, внесенные в списки делились на три категории: к первой относились лица, получившие 1/3 общей суммы ссуд, выданных обществом; ко второй причислялись лица, получивших около 1/3 общей суммы ссуд; а к третьей - все остальные избиратели. Каждая из категорий образовывала самостоятельное избирательное собрание. Собрание признавалось состоявшимся, независимо от количества участвовавших в нем. Каждое собрание выбирало по семьдесят Уполномоченных и по десять кандидатов. Уполномоченными не могли быть лица, работавшие в обществе. Избранными признавались уполномоченные, набравшие более половины голосов присутствовавших избирателей. После открытия Общего Собрания (СУ) выбирался председатель собрания. На него возлагалась обязанность соблюдения порядка и руководство собранием. Избрание председателя проходило под контролем Председателя Наблюдательного Комитета. Общие Собрания (СУ) делились на обыкновенные и чрезвычайные. Первые созывались с открытия общества (1862) два раза в год в марте - апреле, и в октябре - ноябре,а начиная с 1894 года Собрания Уполномоченных созывались один раз в год в октябре или ноябре. В 1902 году произошло последнее изменение сроков проведения собраний уполномоченных, обыкновенные собрания стали проводиться раз в год в ноябре или в декабре, но не позднее 15 декабря. Чрезвычайные собрания созывались Наблюдательным Комитетом по требованию двадцати Уполномоченных или по решению предыдущего собрания. Участников собрания извещали троекратно за месяц до его начала публикацией в газетах и в" Правительственном Вестнике". Собрание Уполномоченных (ОС) считалось состоявшимся, несмотря на число присутствовавших уполномоченных. К обязанностям Общего Собрания (СУ) относилось: избрание и удаление от должности Директоров Правления, членов Наблюдательного Комитета и казначея, утверждение плана работы общества, рассмотрение и утверждение годовых отчетов Правления, повышение и понижение процентов по облигациям и ссудам, принятие постановлений о ходатайстве у Правительства изменений Устава, обсуждение всех чрезвычайных вопросов, постановлений о закрытии общества и его ликвидации.

В настоящее время в Москве идет процесс развития городской ипотеки, необходимо внимательно изучить опыт ипотечного кредитования в городах России во II половине XIX - начала XX в.в.

 

 

1. МГКО. Очерк пятидесятилетия его деятельности 1862 - 1912. М. 1912.

2. Отчет МГКО с открытия 1863 по 01.09.1864. М. 1864.

3. Устав Московского Городского Кредитного Общества. М. 1863; 1894; 1902. & 39 - 64.

4. Центральный Исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 117. О. 23. Д. 1. Л. 15.

 

 

Управление Московским Городским Кредитным Обществом (1862-1914)

Г.В. Игумнов

Московский Педагогический Государственный Университет

 

В статье рассматриваются органы управления МГКО. Правление общества, наблюдательный комитет и общее собрание. В правлении сосредотачивалась исполнительная и распорядительная власть, наблюдательный комитет контролировал действия правления, проводил ревизии, общее собрание являлось высшим органом общества решавшим все поставленные вопросы.

Раскрываются функции и задачи каждого органа управления.

Тема актуальна, она связана с установлением и развитием городской ипотеки в России.

 

 

The Management of the Moscow Credit Society (1862-1914)

G. V. Igumnov

Moscow State Pedagogical University

The article describes the regulatory bodies of the Moscow Credit Society: the Board of Directors, the Observation Committee and the General Meeting. The executive and administrative power was concentrated at the Board of Directors. The Observation Committee supervised the activity of the Board of Directors, performed inspections. The General Meeting was the highest body of the Society responsible for all issues.

The article describes the duties and tasks of all regulatory bodies.

The topic of the article is actual. It is connected with origin and development of city mortgage in Russia.