Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека УМО по истории и искусствоведению  

Интервью с деканом исторического факультета, зав. кафедрой истории Средних веков профессором С.П.Карповым
о кафедре истории Средних веков и раннего Нового времени исторического факультета МГУ

– Кафедра истории Средних веков и раннего Нового времени является одной из самых старых, если брать от начала XIX века, как одна из преемниц дореволюционной кафедры всеобщей истории, и в то же время многие студенты проявляют большое желание специализироваться именно по проблемам медиевистики. С чем связан, по-Вашему, такой непреходящий интерес к проблемам изучения истории Средних веков, и насколько кафедра изменилась с точки зрения образовательного процесса и научного процесса за последние 10–15 лет? В каком направлении идет эта эволюция?

С.П.Карпов: Тут сразу несколько вопросов.

Прежде всего, – чем кафедра интересна. Я всегда говорил и еще раз повторю, что актуальность той или иной темы определяется не эпохой, которой занимается исследователь, а новизной подходов, вкладом в отечественную и мировую историографию, оригинальностью и востребованностью того, что достигнуто.

Кафедра истории Средних веков унаследовала традиции очень сильных и признанных в мире научных школ. До революции это были школы, которые возглавляли академик П.Г.Виноградов, М.М.Ковалевский, А.Н.Савин, Д.И.Петрушевский. В советское время это были Е.А.Косминский, С.Д.Сказкин, З.В.Удальцова, Е.В.Гутнова и многие-многие знаменитые представители нашей отечественной науки, которые закладывали основные "краеугольные камни" не только в изучение всеобщей истории, но и в понимание исторического процесса в целом. Не случайно, что преподаватели нашей кафедры являлись теми людьми, которые разрабатывали темы генезиса феодализма, перехода от античности к средневековью, изучали основополагающие темы развития средневековой формации – их изучают и сейчас очень активно и с большим успехом. И кроме этого, кафедра истории Средних веков отличается тем, что она воспитывает способность к тонкой аналитике, культуру мышления и глубокое знание источников и историографии. Иными словами, она вооружает очень хорошим исследовательским инструментарием. Те люди, которые получают образование на нашей кафедре, знают несколько иностранных языков, они изучают и древние языки: латинский и греческий, а также староитальянский и провансальский, каталанский и кельтские языки, в зависимости от специализации. Они просто очень хорошо подготовлены. Но когда я говорю о хорошей подготовке, то должен сказать, что это еще и весьма трудозатратная специализация, потому что то, что делает медиевист – это концентрация всех ресурсов времени, которые есть у человека. Предполагается, что необходимо одновременно овладеть и несколькими языками, и некоторыми специальными дисциплинами, такими, например, как палеография, нумизматика, метрология и пр. – перечислить их все просто невозможно. Поэтому, еще раз повторю, это очень трудоемкая специализация. Она для тех, кто уверен в своих силах, кто хочет получить хорошее образование и кто собирается идти в науку – в настоящую науку. Таким образом, медиевист – это человек, который обладает высокими навыками аналитической работы. И когда меня спрашивают, что может медиевист, я говорю, что медиевист может все. Лучше спросить, чего он не может. А не может он, например, врать. Когда медиевист изучает исторический источник, он не имеет права заниматься вольной интерпретацией, как это часто делается сейчас, к сожалению, в научной публицистике.

Теперь вторая часть Вашего вопроса – о том, что изменилось на нашей кафедре, что появилось нового в наших подходах.

Появилось, главным образом, широкое внедрение информационных технологий, потому что без них современная медиевистика невозможна. Это, прежде всего, создание больших баз данных, это новые методы обработки источников, это появление новых наук, даже внутри медиевистики, основанных на точных науках, в частности, это квантитативная нумизматика, один из основателей которой наш научный сотрудник А.Л.Пономарев недавно защитил блестящую докторскую диссертацию на эту тему. Это, например, такие проблемы, как сопоставительное изучение символики и представлений о себе и о мире, развивающихся в средневековом обществе, что имеет большое значения для понимания процессов и явлений прошлого. Я просто привел два примера, их, конечно, больше. Неограничены, например, возможности исследования средневековых архивов и рукописей и у нас в стране, и за рубежом.

Важнейшим фактором является рождение и поддержание научных школ. Их возглавляют наши профессора и доценты Н.А.Хачатурян, Л.М.Брагина, М.А.Бойцов, О.В.Дмитриева, Т.П.Гусарова, В.М.Володарский и др. Это школы изучения науки и культуры Средневековья, структур власти, политической истории, торговли, мореплавания, истории Византии и Причерноморья…

Далее, новым является переход на двухуровневую систему обучения. Я надеюсь, он позволит нам гораздо глубже, чем ранее, изучать именно технические стороны нашей науки, укрепит междисциплинарность. Большое внимание, конечно же, будет уделено изучению историографии и методологии, так как медиевистика – мультидисциплинарная наука, и она, помимо прочего, предполагает хорошее знание мировой научной литературы, которая создается на разных языках. Поэтому когда ко мне приходит студент, я не спрашиваю, какие он знает языки, а говорю, какие он должен знать, если это обусловлено характером обрабатываемых источников. Исследователь должен быть готов к тому, что язык источника – это, к примеру, не просто французский язык – это старофранцузский, или не просто итальянский язык, а венецианский диалект, или что-либо иное. Следовательно, это большой набор специальных предметов, и их знание оправдано, потому что человек совершенствуется, получает новое, очень серьезное образование, и такой человек, конечно же, очень востребован, и потому мы готовим уникальных специалистов.

– В каких областях, помимо науки, востребованы выпускники кафедры?

С.П.Карпов: Я скажу, что выпускники нашей кафедры востребованы прежде всего в науке и университетском преподавании. Они работают и в институтах РАН, и в очень многих вузах страны, не только в Москве. Многие руководители исторических факультетов России – медиевисты. Например, профессор С.Т.Минаков, который руководит факультетом в Орле – медиевист, выпускник нашей кафедры, равно как и профессор С.В.Кондратьев, декан исторического факультета Тюменского университета. Многие работают в крупнейших музеях, например, профессор О.В.Дмитриева, наш штатный преподаватель, является заместителем директора Музеев Кремля. И именно аналитические способности дают возможность делать это. Таких примеров очень много. Наши выпускники работают в академической сфере, в сфере преподавания, кроме того, некоторые из них востребованы и в масс-медиа. Например, один из наших выпускников Михаил Осокин является одним из самых популярных ведущих новостных программ в России, лауреатом премии ТЭФИ и в данной сфере он смог с успехом воспользоваться арсеналом знаний, которые дала кафедра истории Средних веков.

Таким образом, выпускники нашей кафедры востребованы широко, но, как правило, они преданы своей основной специальности и не хотят из нее уходить.

– Кафедра активно развивает международные связи. Не могли бы Вы рассказать, какие проекты, совместные с нашими коллегами из-за рубежа, сейчас являются приоритетными?

С.П.Карпов: На самом деле существует много проектов. Я приведу только примеры. Это BYZANTINE MULTIMEDIA – проект, который мы делали совместно с нашими итальянскими коллегами, создавая большой банк данных иконографической и иной информации, относящейся к византийской цивилизации, которая хранится в музеях и собраниях разных стран мира.

Другой проект, который также очень важен, это Причерноморский проект – то есть изучение истории Причерноморья по источникам, которые хранятся в архивах Венеции, Генуи, Ватикана, Франции, некоторых других собраниях, и дают очень интересную информацию о прошлом нашей страны.

У нас очень хорошие отношения, скажем, с университетами Парижа, Монпелье, Берлина, Миланским и Римским университетами, научными институтами Греции и Кипра, США и Испании, и постоянно идет обмен преподавателями, а также студентами, аспирантами. У нас есть интересные совместные исследования, которые касаются изучения надписей, печатей. Доцент Р.М.Шукуров ведет очень большую и интересную работу, которая помогает показать латентную туркизацию Византии и византийских областей еще до османского завоевания на основании всех тех данных, которые доступны в русских и иностранных собраниях источников.

На нашем факультете постоянно выступают с лекциями профессора из разных университетов мира, и мы также, в свою очередь, ведем преподавательскую работу за рубежом, стажируемся в лучших центрах медиевистики Европы и Америки. Это, например, наши коллеги – Л.М.Брагина, Н.А.Хачатурян, М.А.Бойцов, О.В.Дмитриева, И.С.Филиппов, Т.П.Гусарова, Р.М.Шукуров, С.В.Близнюк и многие более молодые коллеги – И.И.Варьяш, О.С.Воскобойников, Е.В.Калмыкова, С.Ю.Агишев, М.В.Грацианский.

– И последний вопрос, Сергей Павлович. Многие преподаватели кафедры участвуют в подготовке учебников для средней школы. Чем, по-Вашему, важна эта миссия, насколько успешно она выполняется сотрудниками кафедры?

С.П.Карпов: Прежде всего, мы выпускаем учебники для высшей школы, и здесь – к счастью, или к несчастью – но мы являемся монополистами, потому что современные учебники для вузов по истории Cредних веков сейчас способен создать только коллектив наших авторов в содружестве с нашими коллегами из Института Всеобщей Истории РАН (в большинстве своем – тоже нашими выпускниками). Классический университетский учебник по истории Средних веков и раннего Нового времени, – он вышел уже седьмым изданием, и, как мне кажется, это главное, что мы делаем.

Но, кроме того, многие из наших преподавателей, – Р.М.Шукуров, М.А.Бойцов, О.В.Дмитриева, В.А.Ведюшкин и др., – участвуют в создании учебников для средней школы – главным образом учебников экспериментальных, потому что в них излагаются не только какие-то нормативные вещи, которые должен знать каждый ученик, но также вводятся элементы творческие, которые развивают интеллект школьника. И мы стараемся делать учебники именно так, чтобы школьник учился мыслить, учился сопоставлять факты, сравнивать различные явления между собой, а не просто заучивать определенные события и факты, ставить крестики и нолики для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ.

– Спасибо Сергей Павлович, за интересное интервью.