Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

Мероприятия, проведенные Центром или при его участии



    1. Франко-российский исследовательский центр и Исторический факультет МГУ провели 14 сентября 2017 г. круглый стол «Реформация в истории Европы и Запада: что нужно изменить в наших унгиверситетских курсах?».
      Организаторы круглого стола исходили из посылки, что освещение истории Реформации в университетских и школьных курсах заметно отстало от того, что на самом деле понято профессиональными историками к сегодняшнему дню в Реформации и протестантизме. Соответственно, задача круглого стола состояла в том, чтобы взглянуть ( в связи с 500-летним юбилеем выступления Мартина Лютера в 1517 году) на то, каково современное состояние наших знаний об истоках Реформации, порожденных ею драмах и трагедиях, её функциях в истории Европы (в том числе, Франции) и Запада в целом.
      Значительное внимание было бы посвящено опыту Реформации именно во Франции.
      На дискуссию были вынесены следующие вопросы:
      • Был ли кризис Реформации неизбежным?
      • «Динамичный» протестантизм против «косного» католицизма? Как ввести в наши курсы тему «католической Реформы» как альтернативы протестантской Реформации?
      • Современная историография протестантской и католической конфессионализации (Konfessionalisierung).
      • Протестантизм, капитализм, модернизация: как они на самом деле соотносились в истории Европы и Запада?


      Во время круглого стола сообщения сделали М.В. Дмитриев (д.и.н., МГУ, «Реформация и Европа, Реформация и Запад, Реформация и Россия…: какие вопросы и какие ответы нужно бы донести до наших студентов?»); Е. В. Шаповалова (к.и.н., РГГУ, «Религиозные войны и католическая Реформа во Франции: есть ли резоны демонизировать католиков?»); А.В. Лазарева (к.и.н., МГУ, «Реформация и Контрреформация в Империи в XVI – XVIII вв.: «кто более матери-Истории ценен»?»; А. Ю. Серегина (д.и.н., ИВИ РАН, «Протестантская Реформация и католическая Реформа и приходская культура в XVI -XVII в.»).
      В дискуссии с пространными комментариями выступили П.Ю. Уваров (чл.-корр. РАН, ИВИ РАН-ВШЭ), В.А. Ведюшкин (к.и.н.,ИВИ РАН), М.А. Корзо (к.и.н., Ин-т философии РАН), И.А. Фадеев (МГУ).
      М.В. Дмитриев развернул аргументы трёх сортов. Во-первых, исследования последних десятилетий показали, что и во Франции (исследования М. Венара, Н. Лёмэтр, Р. Созэ, М. Кассана, А. Бонзон, Т. Амалю, С. Брюнэ, Ж.-М. Лё Галля, И. Бриан, Л. Шателье и др.) и вне её во второй половине XV- середине XVI в. католицизм никак не был в упадке, и, напротив, католическая культура обновлялась, укрепляла свои позиции в обществе, всё более глубоко проникала в «поседневность» верующих. Шла «католическая Реформа», в осуществлении которой Тридентский собор (1545-1563) был одним из этапов, а вовсе не стартовой точкой. Соответственно до наших университетских курсов нужно донести сведения о двух параллельных Реформах – католической и протестантской – вместо того, чтобы воспроизводить устаревший взгляд о кризисе омертвевшего католицизма на смену которому пришла «прогрессивная» и динамичная Реформация.
      Во-вторых, нужно непременно довести до сознания и ментальных привычек нашей университетской среды представления о «конфессионализации», которые стали плодом большого числа исследований немецких и не-немецких историков. Эти исследования показали, что неверен стереотип, будто раннее Новое время есть эпоха поступательного «обмирщения» культуры и государства, как принято твердить в наших учебниках. Скорее, наоборот, конфессиональные факторы усилили своё воздействие на государства и политическую культуру (по крайней мере в пределах Империи), на общество в целом, и движение к Новому времени осуществлялось через нечто, противоположное «обмирщению», а именно – через все более глубокое и тотальное проникновение конфессиональных начала во все поры общественной жизни. Конечно, нужно иметь в виду, что не во всех регионах Европы этот процесс шёл с равной интенсивностью, а государственная жизнь далеко не всюду стала подчиняться конфессиональным нормативам (большинство французских историков не согласно с тем, что монархия Бурбонов была «конфессиональной» монархией). Как бы то ни было, представления о «конфессионализации» должны стать частью нашей университетской практики.
      Наконец, состояние современных знаний заставляет отказаться от давно пересмотренного взгляда, будто капитализм «порождался» протестантской этикой. М.В. Дмитриев напомнил, что и сам Макс Вебер ставил вопрос совершенно не так, говоря о корреляциях между конфессиональными особенностями кальвинизма и лютеранства и тем, как предпринимательство развивалось в некоторых регионах Германии, в Голландии, Англии и США (в XIX веке).В этом контексте много правильнее ставить вопрос о связях между особенностями «латинского» христианства в целом и тем, как осуществлялась модернизация Европы в Новое время.
      Е.В. Шаповалова говорила о том, что современные французские исследованиях принуждают нас расстаться с ошибочной идеей, что главная вина за религиозные войны второй половины XVI века лежит на католиках и с образом «католической партии», беспощадно и коварно преследовавшей склонных к религиозной терпимости протестантов.
      А.В. Лазарева подчеркнула, что в наших курсах нужно найти адекватный баланс между собственно религиозным и не-религиозным (политическим, социальным, экономическим, общекультурным) в описании механизмов и идеологии процессов, связанных с Контрреформацией, католической Реформой и конфессионализацией. Нет оснований отодвигать в тень внецерковные реалии социальной и политической истории, когда мы пытаемся создать должный образ перехода к модерности в «эпоху конфессий».
      А.Ю. Серегина показала, как современная британская историография анализирует самое ткань общинно-приходской жизни в Англии эпохи Елизаветы и Стюартов, и именно в этом реализуется потребность в соединении подходов социальной истории Нового времени и истории религиозных процессов и конфликтов.
      П.Ю. Уваров подчеркнул, что французские специалисты по истории XVI –XVIIвв. весьма скептично воспринимают тезис о фундаментальной и всесторонней «конфессионализации» в раннее Новое время, и почти никто из них не поддерживает мнения о «конфессиональном» характере французской государственности этой эпохи. Да, очень многое сделано в области внимательного изучения «переживаемого христианства» во французских приходах, сложилась новая картина религиозной культуры эпохи Франциска I, Монтеня и трёх мушкетёров, показано, что католицизм продемонстрировал свою «витальность» и наличие больших неиспользованных религиозных ресурсов. Однако, видимо, пока нет оснований говорить, что «социальное» само по себе и светские начала культуры были на периферии по сравнению с центральным положением именно религиозных институтов, ценностей, традиций.
      М.А. Корзо также поддержала мнение скептиков об эвристическом значении концепта «конфессионализации». В случае католической и протестантской культуры Польши многие построения общего характера о том, как именно Реформация и католическая Реформа сказалась на истории Европы Нового времени.
      В.А. Ведюшкин говорил об опыте Испании, монархии Филиппа II и его преемников, которую (как и Италию) Реформация обошла стороной. Можно ли говорить в этом случае о «конфессиональной католической монархии»? Религия ли детерминировала действия Филиппа II в отношении протестантской Англии в 1588 г.? В этом и других случаях есть много сомнений, что католицизм играл в политике столь большую роль и христианская культура Испании XVIIвека и в эпоху Гойи кардинально отличалась о «дотридентского» католицизма.
      И.А. Фадеев поставил вопрос о невозможности использовать (по строгому счету) понятие «протестантизм вообще», когда речь идёт о «церкви Англии», которую часто приравнивает к «англиканской церкви». Британские реалии не укладываются в жесткие схемы континентальной Реформации, религиозная жизнь здесь и, потом, в американских колониях была очень пёстрой, и как именно протестантизм в этих случаях коррелировал с модернизацией остается неясным.
      Обмен мнениями по поднятым вопросам был очень оживленный, и весьма полезный вклад в него внёс Павел Князев, аспирант Истфака МГУ, рассказав как проблематика круглого стола перекликается с настроениями и сомнениями студентов-историков. См. также подробный отчет А.М. Шпирта.
    2.     26 мая 2017 года проф. Серж Брюнэ (унив. Монпелье III), завершая курс лекций и семинаров в ВШЭ, и М.В. Лескинен (Инслав РАН) выступили во Франко-российском центре гуманитарных и общественных наук на организованном Центром украинистики и белорусистики МГУпри помощи ФРЦ круглом столе ”Мифы границ? Национальное и региональное в истории России и Франции, XV-XIX вв.”
      Задача круглого стола - взглянуть на состояние наших знаний и научных исследований, имеющих дело с историей «национальных» и региональных границ в истории Европы, России, других областей мира в XV - XIX вв. Точкой отталкивания послужит опыт Франции и России.
      «Повестку» дискуссии составили следующие вопросы:
      • насколько отчетливо в текстах России и ФранцииXV - XIX в. региональное самосознание (гасконское, провансcкое, бретонское, альзасское…; новгородское, московское, великорусское, малорусское, украинское, белорусское) противостояло национальному?
      • как опыт конструирования национальных и региональных границ (и соответствующих идентичностей) во Франции и в России XIX века был связан ( и был ли связан?) со средневековыми традициями?
      • с какого временив широких слоях французского и российского обществ укореняются представления об «общерусской», «общероссийской» и «общефранцузской» территории?
      • каково же соотношении «онтологического» и сконструированного в региональных и национальных границах в истории Франции и России?

      Темы двух вступительных выступлениями звучали так:
      С. Брюнэ (университет Монпелье III): Пиренеи, Гасконь, Франция и Испания в «ментальных картах» XV – XVIII вв.
      М.В. Лескинен (Инслав РАН): Великорусское, малорусское, белорусское в России XIX в.: где проходили «реальные» и воображенные границы?
      Сообщение С. Брюнэ опиралось на ряд его публикаций на данную тему, а выступление М.В. Лескинен - на её только что вышедшую книгу (Лескинен М.В. Великоросс/великорус. Из истории конструирования этничности. Век XIX. М.: Индрик, 2016).
      Тематика круглого стола и выступления двух историков породили очень оживленную и долгую дискуссию. Мы надеемся опубликовать позднее подробный отчёт о ней.
    3. 9-12 ноября 2016 г. в УКУ (Львов) при поддержке Германского исторического института (Москва) и других организаций прошла международная научная конференция "Исторические нарративы "Руси", в Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой, Гетьманщине, Московском государстве и Российской империи конца XV - середины XVIII в. в поисках своей истории". В работе конференции принял деятельное участие М.В. Дмитриев. Единство культурного и идеологического пространства Руси нарушилось в XII в. В результате раскола ее земли стали к XIV-XV вв. частями разных государственных образований, а затем и церковных юрисдикций. Вследствие всего этого возникла необходимость в новых линиях исторической легитимации «руси». Под влиянием разных векторов развития и регионализмов интеллектуалы разных частей «Руси / руси» в рамках ВКЛ, Речи Посполитой, Гетьманщины, Московского государства, Российской империи в XVI-XVIII вв. осмысляли историческую память своих новых сообществ. На основе созданных в это время источников можно говорить о противоборстве и взаимодействии прежних традиций и мифологем с формами и идеями западноевропейских образцов. Новые идеи «латинского образца» стали вызовом для традиционалистов, а с конца ХVII в. во многом переформатировали историческую память Московии (как имперской). Задачами конференции стало изучение исторических нарративов «руси», взаимодействие и конфликт новых и старых форм их исторической легитимации. Программа конференции.
    4.     "Natio Ruthenorum? Украина? Малая Россия? Протонациональные дискурсы в культуре украинско-белорусских земель (XVI- XVIII вв.)". Этой теме была посвящен прошедший 29 марта 2016 г. workshop, организованный совместно Центром укранистики и белорусистики, Лабораторией медиевистических исследований ВШЭ и Германским историческим институтом в Москве в рамках проекта проекта «От nationes Средних веков к нациям Нового времени на западе и востоке Европы». Цель соответствующей серии семинаров в том, чтобы проследить становление института модерной нации на Западе и Востоке Европы в сравнительной перспективе в поисках ответа на ряд важных вопросов: когда рождается институт модерной нации? каковы основные факторы-корреляты генезиса модерных наций? обязательно ли модерная нация рождается в этатистском оформлении? может ли исторический опыт восточных славян быть вписан в контекст модерного европейского нациогенеза? и др.
      В этот раз в центре пяти докладов и дебатов была проблематика специфики протонациональных дискурсов в культуре Украины в XVI - начале XVIII вв.
      Главным событием стал доклад нашего замечательного историка, крупнейшего специалиста по истории Восточной и Центральной Европы в Средние века и раннее Новое время, члена-корреспондента РАН Бориса Николаевича Флори: «О некоторых особенностях развития этнического самосознания на украинских землях в XVII – начале XVIII вв.».
      За этим докладом последовали четыре других:
      • Олег Борисович Неменский (Инслав РАН). "Протонационализм" в западнорусской публицистике первой половины XVII века.
      • Татьяна Геннадиевна Таирова-Яковлева (СПбГУ). Элита Украинского Гетманата в поисках "отечества"
      • .
      • Кирилл Александрович Кочегаров (Инслав РАН). Отражение древнерусского прошлого в политических концепциях украинской казацкой старшины во второй половине XVII в.
      • Дмитрий Юрьевич Степанов (ЦУБ МГУ). Легенда о хазарском происхождении казачества в представлениях верхов Гетманата в третьей четверти XVII в.

      Дебаты были оживленными, и в их центре стоял вопрос о парадоксальных особенностях протонациональных в украинско-белорусских землях: распространённость концепта «русский/руський народ в широких слоях населения уже в XVII в. (что ставило бы украинско-белорусские земли в совершенно уникальное положение по сравнение с другими странами Европы); представления о «правах русского народа» и его договорных отношениях с Речью Посполитой в XVII в. (а это делает, как ни странно, оправданным анахроническое применение к украинско-белорусским землям понятия «протонационализм»; едва ли не автоматическое выпадение из состава «русского народа» тех, кто переходил в унию или католицизм; почти полное слияние во многих дискурсах представлений о церковной и «этнической» общности…. Разработку этой проблематики хотелось бы продолжить…
      Тексты выступлений и транскрипты докладов предполагается опубликовать.
    5.   В апреле 2015 г. Центр принимал в Москве в течение трёх недель профессора университета Монпелье III Сэржа Брюнэ, постоянного партнера Центра в осуществлении проектов по истории религиозной нетерпимости и терпимости в истории Европы. В этот раз проф. Брюнэ вел систематическую работу над французскими материалами РГАДА (коллекция Ламуаньона) и выступил с докладом «Политические и религиозные факторы в антиисламских дискурсах XVI и изгнании морисков из Испании в начале XVII в.» на воркшопе «Мусульмане и мориски Испании, татары и мусульмане Московии в XVI- начале XVII вв.: почему были их судьбы были столь различными?», проведенном Лабораторией медиевистических исследований ВШЭ.
    6. 27 января 2015 г. сотрудник Центра Д.Ю. Степанов принял участие в радиопередаче "Спутника", посвященной эпохе Богдана Хмельницкого.
    7.   Осенью 2014 года в Париже вышел коллективный труд «Confessiones et nationes. Discours identitaires nationaux dans les cultures chretiennes: Moyen Age – XXe siecle» / Textes reunis par Mikhail-V. Dmitriev et Daniel Tollet. Paris : Honore Champion editeur, 2014, который является одним из результатов международного исследовательского проекта Confessiones et nationes. Содержание книги. Данный проект осуществляется и координируется Центром с 2003 г. Прежде в рамках этого проекта была опубликована книга «Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века – новое время» / Под ред. М.В. Дмитриева / Religion et ethnicite dans la formation des identites nationales en Europe. Moyen Age – epoque moderne / Sous la dir. de Mikhail V. Dmitriev М.: Индрик, 2008.
    8. 25-26 ноября 2014 г. в Библиотеке иностранной литературы в Москве состоялись Третьи Зерновские чтения, посвященные проблеме насилия и ненасилия в религиозной истории. В конференции принял участие сотрудник Центра А.М. Шпирт с докладом «Насильственное крещение в годы восстания Богдана Хмельницкого: постановка проблемы» . Программа конференции.
    9. 6 ноября 2014 г. М.В. Дмитриев прочел доклад «Об особенностях развития "общерусского" национального самосознания в эпоху Т.Г.Шевченко (представления о "русском" и "украинском" архиепископа Тверского Саввы)» на российско-украинской научной сессии "Тарас Шевченко и славянские культуры. К 200-летию со дня рождения", прошедшей на Филологическом факультете МГУ..
    10. 16–18 октября 2014 г. в Нижнем Новогороде состоялась Всероссийская научная конференция «В тени Мнемозины: коммеморативные практики в обществах прошлого» (XIV чтения памяти профессора Николая Петровича Соколова). В ее работе принял участие сотрудник Центра А.М. Шпирт, который прочел доклад «Нарративные стратегии и проблема исторической достоверности еврейских хроник времен Богдана Хмельницкого». Программа конференции.
    11. 21 августа 2014 г. М.В. Дмитриев выступил в Новосибирске с пленарным докладом «Роль конфессионального фактора в истории России XV – XVIII в.: прикладная методология, гипотезы и результаты исследований последних лет» на конференции молодых ученых, организованной Новосибирским университетом и Институтом истории СО РАН.
    12. 23 апреля 2014 г. в Центре украинистики и белорусистики состоялся семинар "Трансгрессия мифа", посвященный обсуждению трех книг: И.П. Давыдова "Эпистема мифоритуала" (М., 2013) и "Иконологические аспекты восточнохристианской иконографии и храмового зодчества" (М., 2013), а также С.Г. Замлеловой «Приблизился предающий…»: Трансгрессия мифа об Иуде Искариоте" (М., 2014).
    13.    28 февраля 2014 г. в Библиотеке иностранной литературы сотоялся организованный Центром и Фондом "Марджани" круглый стол "Россия, русское общество и мусульмане Балканского полуострова в XIX –XX в.", на котором с докладами выступили Павел С. Куприянов (Институт этнологии и антропологии РАН) "Ислам/ мусульмане/турки в восприятии российских офицеров в начале XIX века" и Виктор Таки (университет Альберты [Эдмонтон, Канада] - ЦУБ МГУ) "Ислам и мусульмане Болгарии в политике России во время войны 1877-1878 г."
    14.   14 декабря 2013 г. года М.В. Дмитриев выступил с докладом «La “Sainte Russie” et chretiente» на международном коллоквиуме «La chretiente dans l'histoire Une notion mouvante» в университете Париж 1 Пантеон-Сорбонна. Речь шла о до сих пор не объясненном историками отождествлении «Святой Руси» с «христианством вообще» в некоторых текстах Московской Руси и в русском фольклоре. Доклад вызвал оживленный обмен мнениями - в частности, с кардиналом Полем Пупаром (в недавнем прошлом – председателем Совета по культуре в Ватикане), который принимал участие в коллоквиуме.
    15.     28-30 ноября 2013 г. М.В. Дмитриев выступил в Варшаве в дискуссии с проф. Губертом Лашкевичем "Православие и католицизм в Речи Посполитой в XVI-XVII вв." в рамках российско-польской конференции "Будущее христианства в Европе. Роль церквей и народов Польши и России".
    16. 18 ноября 2013 г. М.В. Дмитриев выступил на круглом столе, который проходил в Совете Федерации РФ и был посвящен теме "Геополитические проекты Европейского союза на пространстве СНГ: пути реализации и возможные последствия". М.В. Дмитриев говорил о возможной роли российских университетов в усилении влияния России в странах ближнего зарубежья.
    17. 12 ноября 2013 в малом-конференц зале ИНИОН РАН состоялся организованный Центром круглый стол "Русское общество, православное духовенство и ислам в XIX-начале XX в.. Круглый стол открылся докладом Т.А. Филипповой (ИРИ РАН) ”От языка вражды к критической рефлексии: образы мусульманского Востока в русской журнальной сатире начала ХХ века”. Выступление было посвящено образам мусульманского Востока (Османской империи и Персии) в русской журнальной сатире 1907-1918 гг. Это время серьезных социальных, политических и культурных трансформаций, происходивших как в Турции и в Персии, так и в Российской империи (конституционное и парламентское движение, революционное брожение, национализм, политическое насилие). Автором был проанализирован большой массив источников (более 2 тысяч иллюстраций) и сделан вывод о серьезном интересе русской журналистики к событиям на Востоке (в большей степени в Турции, чем в Иране). Серийный характер источников позволил сопоставить журнальную сатиру с русской публицистикой либерального круга, в которой в отличие от ультраправой публицистики не было характерно глумливое отношение к вере и религиозным символам ислама. Насилие и жестокость турецкого и персидского режимов было вызвано эрозией государственных основ. Кроме того, для либеральной журнальной сатиры не была характерна идеология славянского единства: во время Балканских войн симпатии авторов безоговорочно находились на стороне Турции, но не на стороне националистических режимов Болгарии и Сербии.
      В своем докладе Т.А. Филиппова поставила три задачи. Она рассмотрела изображения «азиатских зверств», указала на их опасность и фобийность и продемонстрировала, как со временем образы Востока менялись в сторону их более глубокого осмысления в контексте саморефлексии и поиска сходств между двумя империями (Турции и России). Историк также выявила элементы ориентализма: изображение Турции в виде привлекательной восточной девушки, орудие пыток (накалывание на кол – давно не практиковавшаяся восточная казнь) и др. Наконец, Т.А. Филиппова обратила внимание на контекст большинства иллюстраций: Турцию и Персию изображали в виде агентов и жертв внешней политики западных держав (здесь, по мнению исследователя, ярко проявились антизападные или антигерманские настроения либеральных авторов). После доклада последовала долгая и не менее интересная дискуссия о «внутреннем» Востоке, имперской политике по отношению к мусульманскому населению России и об отношении мусульман к имперскому центру и к войне с Турцией. Участники круглого стола посетовали на отсутствие каких-либо работ об отношении простого приходского и монашеского духовенства к исламу и мусульманам. Большие споры вызвал вопрос о развитии русского ориентализма, как методологической основы отношения к Востоку, который из-за присутствия в России многочисленного мусульманского населения (в 1914 г. они составляли 11% от всего населения империи), вероятно, обладал некоторыми особенностями по сравнению с его английским классическим вариантом.
    18.     10 октября 2013 г. на историческом факультете МГУ состоялся организованный Центром семинар в рамках субпроекта «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее новое время (компаративный анализ)». Он был построен вокруг доклада постоянного партнера ЛМИ, профессора Центрально-Европейского университета (Будапешт) М. Ридля на тему ”Реформация и революция: трансформация западного христианства в раннее Новое время” (Reformation and Revolution: The Early Modern Restructuring of Western Christianity).
      В докладе был дан очерк деятельности Томаса Мюнцера и анализировалась богословско-экзегетическая «подкладка» его учения об оправданности и даже необходимости прямого и безжалостного социального насилия в случае сопротивления несогласных тому учению, которое Мюнцер как проповедник и пророк выводил из Библии. М. Ридль подчеркнул, что идейная легитимация Мюнцером революционного социального насилия основана именно на экзегезе, а не внеконфессиональных аргументах. Кроме того, он высказал соображение, которое весьма непривычно звучит в контексте и российской, и мировой научной традиции: Мюнцер был носителем рафинированной гуманистической учёности и в ней тоже, как и в экзегезе, черпал аргументы для обоснования призывов к восстанию, социальной революции и революционному насилию. Доклад вызвал заинтересованную и живую дискуссию, тем более что в нашей среде история Крестьянской войны 1525 года и самое личность Мюнцера остается одной из сильно акцентированных страниц европейского прошлого. Разумеется, был поставлен вопрос о том, насколько сходна логика христианского взгляда на социальное насилие в православных культурах Востока Европы и на её «латинском» Западе.
    19. 30 сентября-1 октября 2013 г. в Ростове-Великом при участии Центра прошла научная конференция "Православие и православная культура Московской Руси и Украины в эпоху святителя Димитрия Ростовского". Программа конференции.
    20.     25-26 июня 2013 г. в Гусе-Хрустальном прошел организованный Центром, Владимирским ГУ организованный Центром, Владимирским ГУ, православным духовным училищем Гуся-Хрустального и Лабораторией медиевистических исследований факультета истории НИУ ВШЭ коллоквиум "Миссия, обращение, вероотступничество в христианском опыте Запада и Востока Европы в Средние века и Новое время". Программа конференции. В коллоквиуме приняли участие 15 исследователей, университетских преподавателей и аспирантов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Владимира. Конференция была посвящена как историографическим, теоретическим, так и конкретным историческим вопросам, связанным с переменой конфессии, отношением православного духовенства к иноверию и обращению иноверцев. Разносторонность проблематики предопределила широкий охват представленных докладов. Большинство выступлений затрагивало исторические сюжеты. В рамках анализа работ немецкого социолога Никласа Лумана (1927-1998) с точки зрения социологии о религии как о ригористической и эксклюзивистской системе, задающей код «своего» и «чужого», «истинного» и «ложного», говорил Е.И. Аринин (ВлГУ). Рассмотрение религиозных, так же как и общественных систем в качестве оперативных замкнутых структур в контексте концепций Гадамера и Лумана о коммуникации позволяет шире и глубже взглянуть на проблему религиозного перехода, поиска и контроля.
      Первый блок докладов был посвящен особенностям христианско-мусульманских отношений на Балканах и в Московской Руси в XV-XVIII в. и их предполагаемым отличиям от латинского Запада. В докладе Д.И. Полывянного (Ивановский ГУ) был дан детальный анализ сложных и неоднозначных отношений между христианами и мусульманами на Балканах. Он указал, что до 18 в. нет каких-либо подтвержденных фактов насильственной коллективной исламизации христианского населения Османской империи. Обращение в ислам было обусловлено целым рядом внутренних причин социально-экономического, политического и культурного характера (упадком христианских политий, снижением статуса, обнищанием) В то же время христиане находились в ситуации ограниченной терпимости, и уровень религиозного напряжения был весьма высок. М.В. Дмитриев (МГУ, ВШЭ) представил историографический обзор по проблеме обращения мусульман в христианство в Московской Руси и показал, что за исключением единичных случаев православное духовенство не занималось миссионерской деятельностью, что, по мнению докладчика, следует объяснить религиозными факторами и особенностями восточнохристианской традиции. А.В. Крестьянинов (Казанский ФУ) рассказал о миссионерских проектах Казанской духовной академии конца XIX- начала XX в. по обращению в христианство татарского населения. О месте мусульман в имперском пространстве России, о процессах формирования лояльностей (в том числе через конверсию) и об отношении к исламу властных элит был посвящен круглый стол, открывшийся выступлением Д.Ю. Арапова (МГУ) «Молитвы за царя в религиозно-политическом контексте истории мусульман России в XIX - начале XX вв.».
      Отдельным миссиям Русской православной церкви среди других народов Российской империи и за ее пределами были посвящены выступления Д.Ю. Степанова (МГУ) и о. М.Л. Хижего (ВлГУ). Первый докладчик остановился на скромной миссионерской деятельности православного духовенства среди бурятов Приамурья во второй половине XVII в., второй рассказал об истории русской духовной миссии в Китае в начале XX в. Так же как и А.В. Крестьянинов, о. Хижий показал, что источники, связанные с миссионерской работой, не только отражают уровень развития знаний о Востоке и о восточных религиях, но и являются важным источником по истории развития российского востоковедения и синологии.
      Третий блок докладов был посвящен проблематике крещения иудеев и обращения христиан в иудаизм. А.М. Шпирт (МГУ) представил доклад о насильственном крещении евреев в православие во время восстания Б. Хмельницкого и о трудностях их возвращения в иудаизм. По мнению докладчика, эти трудности были, в том числе, обусловлены католическим влиянием, в котором статус насильственно крещеных евреев с XIII в. стал предметом сложных схоластических дискуссий. О.В. Чумичева (Санкт-Петербург) рассказала о различных редакциях чина приема иудеев в Московской Руси в XV в. В свою очередь Т.И. Хижая (ВлГУ) сообщила о современных подходах к гиюру, обращению неевреев в иудаизм.
      Представленная на конференции проблематика религиозной конверсии не ограничилась сферой межконфессиональных отношений, но также включила в себя доклады об обращении без обращения, мировоззренческом выборе между атеизмом и христианством, христианством и агностицизмом. Теме трансформирующейся религиозности в условиях секуляризации был посвящен доклад А. Ю. Михайлова (КФУ) ««Светский клерикализм» пореформенной России: рецепция европейского понятия в общественный-богословской мысли рубежа XIX - XX вв». О взаимопроникновении религиозного и советского в мировоззрении простого подмосковного учителя рассказал П.Г. Чистяков (РГГУ) «Контробращение (по материалам дневников М.Ф. Савина 1960-х – 1970-х годов)». Духовному выбору К.С. Льюиса было посвящено выступление А.М. Власова (ВлГУ). Наконец, Т. Атабеков (ВлГУ) проследил на протяжении трех столетий - с середины XVIII до середины XX в. - историю различных протестантских миссий в России. Часть материалов (статьи Д.Ю. Арапова, Е.А. Аринина, А.М. Власова, М.В. Дмитриева, А.В. Крестьянинова, Т.А. Филипповой, Т.А. и М. Хижих и П.Г. Чистякова) была опубликована в сборнике «Свеча-2013. Религия, religio, религиозность в глобальном и локальном измерениях / Под ред.И.Е. Аринина. Владимир, 2013. Т. 25). Сборник можно скачать и прочитать на сайте кафедры философии и религиоведения ВлГУ.
    21. 27 мая 2013 г. в Центре украинистики и белорусистики МГУ Дан Муресан (EHESS, Высшая школа исследований по общественным наукам, Париж) рассказал о своей научной работе в области истории христианства на Балканах и в Византии в Средние века и раннее Новое время. Дискуссия строилась вокруг двух тем: А) - история Константинопольского патриархата и балканских православных культур в Средние века и Новое время и Б) «национальное» на Балканах в Средние века: что стоит за этим понятием? И как средневековые традиции связаны с генезисом национализма на Балканах в XIX в.?
    22. 29 марта 2013 г. М.В. Дмитриев выступил на презентации нового двухтомного издания сочинений Григория Сковороды, устроенной фондом «Русский мир» в гостинице «Украина».
    23. 27 марта 2013 г. М.В. Дмитриев выступил в Центрально-Европейском университете (Будапешт) с публичной лекцией «Orthodoxy, Orthodox Culture and Orthodox Structures in Russia Today”.
    24. 26 января 2013 г. М.В. Дмитриев выступил в Версале (Франция) на международной конференции "Les clerges de cour en Europe (fin XVe siecle – XVIIIe siecle). Service religieux et service politique dans les systemes curiaux" с докладом "Le clerge et le tsar a la cour d’Ivan le Terrible : symphonie manquee?"
    25. 20 января 2013 г. М.В. Дмитриев выступил в Центрально-Европейском университете (Будапешт) на международной конференции "Heresy, Heterodoxy and Conversion in Early Modern Europe" с докладом "Toleration a la moscovite? The Russian Orthodox Church facing Pagans, Muslims, Protestants, Jews, and Hindus in the 17th century".
    26. 29 ноября 2012 г. М.В. Дмитриев выступил с докладом «Deux modeles educatifs comme fonctions de deux modeles confessionnels (orthodoxe et « latin ») en Ruthenie (Ukraine- Bielorussie), XVIe – XVIIe siecles» на международной конференции «Frontiere educative e religiose nell’Europa Moderna: le Alpi e l’Europa orientale» в университете Аосты (Италия).
    27. 24 ноября 2012 г. М.В. Дмитриев прочитал доклад «Les musulmans et les paiens dans les confins de l’ Etat Moscovite : integration ou alienation (XVe – XVIIe siecles)?» на международной конференции «Religious Minorities, Integration and the State» в университете Мэна (Лё Ман, Франция).
    28. 20 ноября 2012 г. М.В. Дмитриев прочитал доклад «Secularisation impossible ? Eglise-Etat-Nation dans le contexte des discours de la symphonie des pouvoirs dans la culture russe anterieure a Pierre le Grand» на международной конференции «Secularisation et сulture russe», организованной в университете Лион-3 Жан Мулэн.
    29. 5 и 6 ноября 2012 г. М.В. Дмитриев прочитал два доклада на международном научно-практическом семинаре “Политическая/ этническая/ конфессиональная/ языковая карта Восточной Европы: история и современность”, проведенном в Вильнюсе Вильнюсским университететом и Институтом славяноведения РАН. Первый доклад был прочитан на пленарном заседании и был посвящен теме «Конфессиональная граница (православие и "латинское христианство") в 15-17 вв. как граница культур: опыт исследований, перспективы, гипотезы». Второй доклад был прочитан в рамках тематического блока «Миграция идей, текстов и людей в Восточной Европе XVI-XVII вв» и назывался «Из Москвы в Острог. "Русский фактор" в развитии православной культуры украинско-белорусских земель во второй половине 16-го века».
    30. 29 сентября 2012 г. М.В. Дмитриев прочитал доклад «Влияние католических и православных традиций на дискурсы протонациональной идентичности в Беларуси, 16-17 вв.» на Третьем конгрессе белорусоведческих исследований» в Каунасе.
    31. 14 сентября 2012 г. М.В. Дмитриев провёл в Центрально-Европейском университете (Будапешт) презентацию курса-семинара «Русь, Польша, Франция в XV-XVIII вв.: государства, общества, культуры Восточной, Западной и Центральной Европы в сравнении», который и был прочитан им в январе-марте 2013 года в Центрально-Европейском университете.
    32. 3 июля 2012 г. М.В. Дмитриев выступил с лекцией «Orthodox and Catholics, Poles and Ruthenians in the Polish-Lithuanian Commonwealth in the XVIIth Century: why wars instead of peace?» в университете Грайфсвальда (Германия) перед студентами, специализирующимися по программе «Север и Восток Европы».
    33. В 2012 году вышла изданная Центром книга «Православие Украины и Московской Руси. М.: Индрик, 2012, содержащая материалы проведенной Центром в сентябре 2009 г. конференции с тем же названием.
    34. 17-18 октября 2012 г. в ИНИОНе РАН прошла организованная Центром и ЛМИ ВШЭ при поддержке Франко-российского центра общественных и гуманитарных наук конференция "Ислам и христианские культуры запада и востока Европы в Средние века и Новое время". О конференции .
    35. 8 октября 2012 г. состоялся аспирантский семинар, на котором с докладом выступил А. Крылов (МГУ) "Димитрий Туптало и понимание греха и греховности в русской православной культуре рубежа XVII-XVIII вв".
    36.  22-23 июля 2012 г. в Гусе-Хрустальном прошел организованный М. Хижим (Владимирский ГУ) и Центром коллоквиум "Христианство и Ислам в истории Европы, России и Евразии (структуры взаимоотношений, причины конфликтов, опыт взаимной толерантности, X- XXI вв.)". Сборник можно скачать и прочитать на сайте кафедры философии и религиоведения ВлГУ.
    37.   7 июня 2012 Центром был проведен на историческом факультете МГУ был проведен научный коллоквиум "Междисциплинарные подходы в изучении европейских религиозно-культурных традиций". Материалы коллоквиума опубликованы на первой странице нашего сайта Программа коллоквиума.
    38. 6 января 2012 г. состоялся аспирантский семинар, в время которого были обсуждены доклады С.А. Борисовой ("Грех, спасение, эсхатология в православной проповеди украинско-белорусских земель во второй половине 16 века") и А.О. Крылова ("Деятельность митрополита Димитрия Ростовского в контексте конфессионализации в России рубежа XVII-XVIII вв.").
    39. 7. В 2011 вышла из печати книга «Христиане и евреи в православных обществах Восточной Европы», подготовленная в рамках осуществляемого Центром проекта. «Христианство и иудаизм в византийско-славянских культурах в Средние века и Новое время» . Полный текст книги доступен на сайте Института славяноведения РАН
    40.   22-23 декабря 2011 в Московской библиотеке украинской литературы по случаю 20-летия Центра украинистики и белорусистики состоялась конференция "Украина и Россия: спорные вопросы сравнительной истории". Программа конференции. Письмо посла Украины в Российской Федерации В. Емельченко.
    41. 8 декабря 2011 в Библиотеке иностранной библиотеке по инициативе фонда "Марджани" и ЦУБа прошла научная сессия "Ислам, восточное христианство и иудаизм на Европейском Востоке в Средние века и Новое время". Программа конференции.
    42.   6 декабря 2011 г. в клубе "Zavtra" прошла встреча и публичная дискуссия на тему «Треугольник раздоров: Польша-Россия-Украина» с участием французского историка Д. Бовуа, А.И. Миллера и М.В. Дмитриева. Запись встречи на сайте Полит.ру
    43. 5 декабря 2011 г. в малом конференц-зале ИНИОН РАН состоялся организованный Центром круглый стол "Украина между Польшей и Россией в XIX веке: спорные вопросы", во время которого обсуждалась книга французского слависта Д. Бовуа "Гордиев узел Российской империи. Власть, шляхта и народ на Правобережной Украине 1793-1914 гг." Книга вышла в переводе М. Крисань в издательстве НЛО в 2011 г.
    44. 28 ноября 2011 г. в Институте российской истории РАН состоялся организованный Центром семинар, посвященный актуальным проблемам истории Православия в Восточной Европе. В рамках семинара были прочитаны и обсуждены два доклада. Доклад иегумена Митрофана (Шкурина) "Митрополии на Востоке и на Западе. Опыт организации митрополичьих округов в Русской Православной Церкви" и М.В. Дмитриева Православная конфессионализация в Восточной Европе в 16-17 вв.? «За» и «против».
    45. 17-18 октября 2011 г. в Гусе-Хрустальном при непосредственном участии Центра состоялся семинар "Священные образы, иконы и иконопочитание как предмет религиоведения и университетского преподавания". Программа семинара.
    46. 15-16 сентября 2011 г. в здании ИНИОН РАН состоялся международный коллоквиум "Религиозный плюрализм в православных и западноевропейских обществах Европы в 16-17 вв." Программа коллоквиума.
    47. 12, 13 и 14 cентября 2011 г. по приглашению Центра д-р Т. Амалю (Париж 1, Сорбонна-Пантеон) на историческом факультете и в Институте всеобщей истории РАН прочитал следующиие лекции: "Сорбонна против короля? Теократические концепции Сорбонны и дискурсы национального самосознания во Франции в эпоху религиозных войн", "Проблематика французских религиозных войн (1562 -1598) в современных исследованиях" и "Поиски примирения и гражданской солидарности во Французском королевстве в эпоху религиозных войн, 1561-1610".
    48. 21 апреля 2011 г. состоялся аспирантский семинар, во время которого был заслушан доклад В. Лобановой "Роль и место царя Бориса III в определении курса внешней политики Болгарии в 1930-е гг. (до 1 сентября 1939 г.)".
    49. 3-10 апреля 2011 г. в Суздале прошел заключительный межсессионный семинар РЕСЕТа "Преподавание и изучение истории европейских религиозных традиций: достижения, трудности, перспективы". Программа семинара. По следам последнего этапа проекта опубликована книга "Религиозные традиции Европы и современность: изучение и преподавание в российских и зарубежных университетах" / Под ред. Д.И. Полывянного. Иваново, 2011.
    50. 11 марта 2011 г. состоялся аспирантский семинар, на котором с докладом выступил Д.Ю. Степанов "Общерусское" и "малороссийское" в самосознании элиты казацкого Гетманата в 1650-1660-е гг."
    51. 28 декабря 2010 г. состоялось очередное заседание аспирантского семинара. С докладами выступали А. Ждановская "Что значило быть немцем и быть чехом в конце 19 в. Чешские немцы между Прагой и Веной" и А. Мишин "Почему не удалось остановить фашистскую Германию накануне 1939-года? Югославо-болгарские и югославо-итальянские отношения в конце 1930-х гг.".
    52.   20 декабря 2010 г. Центром был организован проведенный в ИНИОНе РАН коллоквиум "Перспективные вопросы сравнительной истории христианских конфессий". Программа коллоквиума
    53. 9 декабря 2010 г. состоялось заседание аспирантского семинара, во время которого были заслушаны доклады Б.С. Новосильцева ("Почему Югославия пошла своим путем? Дилеммы югославского политики неприсоединения в 1950е годы") и В.В. Никитина ("Словакия и Россия: вместе или врозь? «Русский фактор» в политическом развитии Словакии в 1990-е годы".)
    54. 18 ноября 2010 года на кафедре истории южных и западных славян состоялся аспирантский семинар "Спорные вопросы истории славян: как отделить мифы и пропаганду от того, что "было на самом деле"? С докладами выступили А.С. Добычина ("Почему болгары восстали в 1185 г.? К вопросу о политическом, религиозном, "этническом" в легитимизации "священного права восстания" в Средние века") и А.А. Леонтьева ("Худо ли жилось болгарам под турками? Сюрпризы кадийских регистров XVIII-начала XIX вв.")
    55.   12-13 ноября 2010 года В при поддержке Германского исторического института Центр организовал научную конференцию "Реформация, протестантизм и Россия", приуроченную к 100-летию со дня рождения известного советского историка христианской культуры России А.И. Клибанова. Программа конференции
    56. 28 cентября - 3 октября в Плесе прошел очередной межсессионный семинар «Междисциплинарные подходы в сравнительном преподавании истории европейских религиозных традиций». Программа семинара
    57. 30 июня -13 июля 2010 г. в Суздале в рамках проекта ReSET прошла летняя школа "Религии в Европе: вчера, сегодня и завтра". Программа летней школы на сайте проекта.
    58. 22 июля в Институте славяноведения состоялось обсуждение доклада М.Ю. Дронова "Малорусская идентичность у южнокарпатских русинов в 19-20 вв." Присутствовавший на семинаре В.В. Кондрашин (Пенза) выступил с сообщением, которое было посвящено проблемам взаимоотношений между центральными и региональными властями в СССР во время голода 1932-1933 гг.
    59. 29 июня 2010 г. в Институте славяноведения РАН в рамках проекта "Украина и Россия: история и образ истории" состоялся очередной семинар "Голод 1932-33 гг. на Украине в современной историографии". С докладами выступили Д.Ю. Степанов (МГУ) "Тема голода 1932-33 гг." как геноцида в современных академических исследованиях" и М.В. Дмитриев (МГУ-Инслав) "Итоги осуществления проекта "Украина и Россия: история и образ истории" в части, касающейся голода 1932-33 гг. на Украине"
    60. 15 июня 2010 г. в Институте славяноведения РАН состоялся семинар "Национальное", "этническое" и "этнонациональное" в культуре Украины и России в XIX в." Перед участниками Были поставлены следующие вопросы: как, когда и почему образованные слои России стали мыслить культурное многообразие в категориях этнического? Категории "этнонационального" в русской культуре XIX в. импорт с Запада или "свое"? Современные научные дискуссии о понятийной "арматуре" русского, российского и украинского национализма XiX в. Сессия открылась обсуждением книги М. Лескинен (ИнСлав РАН) "Поляки и финны в российской науке второй половины XIX в.: "другой" сквозь призму идентичности". М.: Индрик, 2010.
    61. 13 мая 2010 г. состоялось очередное заседание аспирантского семинара по теме «Спорные проблемы истории национализма в Европе начала XX века», во время которого был заслушан и обсужден доклад Е. Бирюковой (МГУ) "Политический католицизм в Чехии накануне первой мировой войны"
    62. 3-8 мая 2010 г. при участии Центра в Иваново состоялся межсессионный семинар "Западное и восточное христианство перед лицом иудаизма. Средние века – XX век". Программа семинара.
    63. 29 апреля 2010 г. состоялся аспирантский семинар на тему «Современные подходы к изучению специфики византийско-православных традиций и её влияния на общества востока и юго-востока Европы», во время которого был заслушан доклад С. Борисовой (МГУ)"Учительные Евангелия как источник для изучения влияния специфики византийско-православных традиций на общества Восточной Европы в 16-17 вв.»
    64. 27 апреля 2010 г. в Институте славяноведения РАН в рамках осуществляемых Центром проектов состоялась научная сессия "Христианство и «этничность» в протонациональных дискурсах Украины, Московской Руси и России в XVI – XIX вв. (состояние исследований и нерешенные вопросы)". Проблематика сессии: византийско-православные традиции и дискурсы «этничности» христианских народов; насколько существенны различия во взаимодействии христианских традиций и «протонационализмов» в православных и не-православных культурах Европы? Воздействие особенностей средневекового наследия на формирование дискурсов национальной идентичности в XVIII – XIX вв. В сессии приняли участие М.В. Дмитриев, О.Б. Неменский, К.Ю. Ерусалимский, Я. Лазарев и др.
    65. 12 марта 2010 г. в Центре изучения истории нового времени университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна состоялся круглый стол (коллоквиум) «Frontieres religieuses, frontieres mentales, frontieres culturelles... Les traces confessionnels dans l’Europe moderne (debut du xvie – milieu du xviie siecles)», подготовленный при участии Центра украинистики и белорусистики МГУ, который был представлен докладом М.В. Дмитриева «Devenir protestant, passer a l’Union, rester orthodoxe: dimensions explicites et cachees des frontieres confessionnelles en territoire polonais et ruthene (milieu du xvie - debut du xviie siecle)».
    66. 24-25 марта М.В. Дмитриев выступил в Женевском университете с двумя публичными лекциями: а) «Aux origines orthodoxes de la Russie: histoire reelle et imaginee»; б) «Etre Russe, etre orthodoxe en Russie, XVIIeme - XIXeme siecles».
    67. 26 и 27 марта 2010 г. в Лувре (Париж) состоялась международная конференция «L’invention de la Sainte Russie/Обретение Святой Руси», приуроченная к выставке «Святая Русь», проходящей в Лувре под патронатом президента Франции Н. Саркози и президента России Д.А. Медведева. Центр украинистики и белорусистики был представлен докладом М.В. Дмитриева «Les origines de l’idee de la Sainte Russie, XVe – XVIIe siecles».
    68. 8-11 февраля 2010 года в Центрально-Европейском университете, при поддержке Отдела развития университетских программ этого университета, Центром украинистики и белорусистики проведена серия семинаров по развитию инновационных университетских исторических курсов «Спорные проблемы истории Восточной Европы». В сессии приняли участие 14 университетских преподавателей из России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Азербайджана. Программа сессии
    69. 29 января 2010 года М.В. Дмитриев выступил в Париже с публичной лекцией «Европа и Московская Русь, 1462 -1613 гг.», организованной в рамках проводимых в Сорбонне «Дней европейской истории». В 2010 г. «Дни европейской истории» были посвящены связям и отношениям между Россией и Европой.
    70. 24 декабря 2009 состоялось первое заседание аспирантского семинара «Современные подходы к изучению истории национального самосознания европейских обществ в XVII – XIX вв», организованного Центром. Обсуждены два проекта диссертационных исследований:
      • Д.Ю. Степанов: «Национальное самосознание православного и католического населения Речи Посполитой в эпоху Богдана Хмельницкого (вопросы, подходы, гипотезы)»;
      • А.В. Суслов: «Национальное самосознание поляков в конце XIX века и Г. Сенкевич (вопросы, подходы, гипотезы)».
    71. 12 декабря 2009 г. Центр украинистики и белорусистики МГУ провел в Московской библиотеке украинской литературы российско-украинский коллоквиум "Украинское национальное движение 1920-х годов и голод 1932-1933 годов в современных исследованиях". Программа коллоквиума.
    72. 3 декабря 2009 г. директор Центра М.В. Дмитриев выступил в МГИМО на конференции "Российско-украинские отношения и молодежь", организованной Госкомитетом России по делам молодежи и МГИМО.
    73. 26-27 ноября 2009 г. в Институте политических и этнонациональных исследований им. И. Кураса НАНУ в Киеве прошла международная конференция "Национальные истории и историческая память. Взгляд из России, Украины и Франции". В работе конференции принял деятельное участие директор Центра М.В. Дмитреив. Видеоматериалы мероприятия.
    74. 20 ноября 2009 г. М.В. Дмитриев выступил с сообщением о проектах Центра в телемосте "Москва-Киев", организованном Общественной палатой РФ.
    75. 28-30 октября 2009 г. в Библиотеке украинской литературы и в Институте Европы РАН прошел международный симпозиум "20 век, Украина и Россия: история и образ истории". Программа симпозиума.
    76. 11 - 16 октября 2009 г. при участии Центра в Суздале в рамках проекта с CEU прошел межсессионный семинар "Западное и восточное христианство перед лицом ислама. Средние века – XX век". Программа семинара.
    77. 6-7 октября 2009 г. во Франко-российском центре (ИНИОН) и в Институте всеобщей истории РАН по инициативе Центра были проведены круглые столы, на которых Д. Авон (Университет Мэна, Франция) выступил с лекциями "Религия и историческая критика в атмосфере либерализма", "Подходы к изучению современной религиозности во французских исследованиях".
    78. 10-11 сентября 2009 г. в Библиотеке украинской литературы состоялась российская-украинская конференция "Православие Украины и Московской Руси в XV -XVII вв: общее и различное". Программа конференции.
    79. 1 - 14 июля 2009 г. при участии Центра в Суздале в рамках проекта с CEU прошел межсессионный семинар "Диалог, конфронтация и взаимные влияния религиозных традиций в Европе". Программа семинара.
    80. 14 апреля 2009 в Институте славяноведения РАН состоялся круглый стол «Укранизация» в 1920-е – 1930-е годы (состояние исследований и нерешенные вопросы)". На круглом столе с докладом выступил д.и.н. В.И. Марочко (Институт истории НАНУ, Киев).
    81. 3 марта 2009 в Институте славяноведения РАН М.В. Дмитриев прочитал доклад ""Русское" и "украинское" в русском фольклоре XIX века".
    82. 20 февраля 2009 в Институте Европы РАН состоялся украинско-российский коллоквиум. Программа коллоквиума
    83. 23 декабря 2008 в Институте славяноведения РАН состоялось выступление аспиранта МГУ Д. Степанова с докладом "Религиозные и этнические дискурсы во время восстания Б.Хмельницкого 1648-1654гг."
    84. 27 ноября и 4, 11, 18 и 25 декабря 2008 г. в доме-музее А.М. Горького (ул. Малая-Никитская, д.6) состоялись дискуссионные встречи, во время которых М.В. Дмитриев (МГУ), И. В. Ведюшкина (ИВИ РАН) и Л.П. Найденова (ИРИ РАН) прочитали доклады, посвященные проблематике сравнений и различий восточной и западной христианских традиций
    85. 2 декабря 2008 г. в Институте славяноведения состоялся семинар "Тема голода 1932-1933 гг. на Украине как геноцида в современных исследованиях и публицистике». Выступали А.В. Марчуков, М.В. Дмитриев и др.
    86. 25 ноября 2008 г. в рамках проекта "Confesiones et nationes" в Институте славяноведения А.М. Шпирт прочитал доклад: "Опыт изучения дискурсов протонациональной идентичности "Венской школой исторической этнографии"".
    87. 18 ноября 2008 г. в Секторе восточного славянства Института славяноведения РАН был прочитан доклад Г. Энгельгарда (Инслав РАН) "Место православия и Сербской Православной церкви в постсоциалистических дискурсах национальной идентичности в Сербии".
    88. 11 ноября 2008 г. в Институте славяноведения РАН в секторе восточного славянства состоялся семинар "Голод 1932-1933 гг. в России и на Украине: «геноцид»? «голодомор»? «просто» голод? – Трагедия советской деревни в современных российских и украинских исследованиях, в ходе которого с докладом по теме выступил В.В. Кондрашин.
    89. 13 ноября 2008 в Институте Европы РАН в рамках проекта "Украина и Россия: история и образ истории" состоится Межинститутский академический семинар "Украина и Россия в 1917-1922 гг.: социальное и национальное в революции". Проблематика сессии: что больше волновало активную часть населения Украины: национальное или социальное; общественный вес и политическая роль украинского национального движения в событиях 1917-1922 гг. на Украине; влияние региональных различий на расстановку политических сил; общее и различное в революционных событиях 1917-1918 гг. в России и на Украине; была ли "пролетарская революция" на Украине продуктом российского импорта; революция и гражданская война в памяти современных российского и украинского обществ.
    90. 28 октября 2008 В Институте всеобщей истории РАН в рамках работы Российского отделения Международной комиссии по сравнительной истории церквей состоялся Круглый стол: "Православие и католицизм: мера различий".
    91. 7 октября 2008 в Институте славяноведения РАН был прочитан и обсужден доклад М.Ю. Дронова "Этнонациональная идентичность духовенства Пряшевской греко-католической епархии в первой половине ХХ в."
    92. 2 октября 2008 в Институте Европы РАН в рамках проекта "Украина и Россия: история и образ истории" состоялся Межинститутский академический семинар "Национальный вопрос, национализм и интернационализм в общественной жизни России и Украины (1950-е -1980-е годы)". Проблематика сессии: был ли национализм весомым фактором в общественной жизни Украины в 1950-е – 1980-е годы?; специфика и общественный вес русского национализма в СССР в 1950-е – 1980-е годы; интернационализм в общественной жизни Украины и России в послевоенную эпоху; специфика развития национализма в России и СССР; "национальные ренессансы"и национализм в постсоветских России и Украине: шаг вперёд или назад?
    93. 23 сентября 2008 В Институте славяноведения РАН М.В. Дмитриев прочитал доклад «Украинский» и «русский» национализм в XIX веке: сложности изучения и концептуализации".
    94. 2-11 сентября 2008 г. в Санкт-Петербурге в рамках проекта ЦЕУ прошел межсессионный семинар"Христианство, ислам, иудаизм и протонациональные и национальные дискурсы в истории Европы (Средние века – XIX в.).
    95. 4-6 сентября 2008 во Франко-российском центре исследований в гуманитарных и общественных науках при участии Центра состоялась научная конференция "Христианство и представления о национальной идентичности: Россия, Франция, Европа. XVI - XX вв.". Программа конференции.
    96. 3 -5 апреля 2008 в Институте Европы РАН состоялась конференция "Украина и Россия: история и образ истории".. Программа и материалы конференции.
    97. 25 декабря 2007 в рамках семинара "Опыт этноконфессиональных конфликтов и религиозной терпимости в истории Украины и Белоруссии, XVI-XVIII вв." в Институте славяноведения РАН был прочитан доклад А. М. Шпирта: «Православное население Украины и евреи в середине XVII века: результаты исследований последних лет».
    98. 10 декабря 2007 на Историческом факультете МГУ состоялся Круглый стол: "Голод 1932-1933 гг.:“Геноцид украинского народа” или общая трагедия народов СССР?"
    99. 26 ноября 2007 г. в на Историческом факультете МГУ состоялась встреча, посвященная обсуждению перспектив преподавания и изучения истории Украины и Белоруссии на факультете. Дискуссия велась вокруг трех тем: как изучать в сравнении и во взаимосвязи историю Украины и историю России? Как поделить Гоголя? Культура России и Украины с точки зрения национальных и этнических реалий. Европейские религиозно-культурные традиции в контексте истории Украины и России.
    100. 13 ноября 2007: Семинар в Институте славяноведения РАН. Обсуждение книги Н. Н. Яковенко «Очерк истории средневековой и раннемодерной Украины». Киев: Критика, 2005.
    101. 6 ноября 2007 г. в Институте славяноведения РАН состоялся Круглый стол:«Что же произошло в Киевской митрополии накануне Брестской церковной унии 1595-1596 гг.?"Доклады: иегумен А. Борковский (Университет Афин): Константинопольский патриарх Иеремия Транос и Киевская митрополия в 1580-е годы; М.В. Дмитриев (МГУ-Инслав РАН): "Церковные братства Киевской митрополии в 1586-1596 гг.: что это было?"; С. С. Лукашова(Инслав РАН): «Братское движение» в Киевской митрополии в 1586-1596 гг.: революция? реформация? реакция?
    102. 16 октября 2007: Доклад С. С. Лукашовой в Институте славяноведения РАН" Львовские братчики в деле защиты "руськой" веры XVI - XVII вв."
    103. 12 октября 2007:Продолжение конференции "Nationes, протонационализм и национализм в христианских культурах, X - XX вв." (Инслав). Программа (в формате rtf).
    104. 5-6 и 12-13 октября 2007: Конференция "Nationes, протонационализм и национализм в христианских культурах, X - XX вв." (Инслав). Программа (в формате PDF).
    105. 24 сентября 2007: Круглый стол "Быть русским, быть украинцем, быть французом. Представления о национальной идентичности в России, Украине и Франции (XIX - начало XX вв.)" (Культурный центр Украины). Программа (в формате PDF).
    106. 20 сентября 2007: Дискуссия "Национализм и манипуляция исторической памятью во Франции и России в XIX - XX вв." (МГУ). Программа (в формате PDF).
    107. 19 сентября 2007: Круглый стол "Национальная память, национализм и историческое образование" (ГПИБ). Программа (в формате PDF).
    108. 18 сентября 2007: Семинар "Национализм, антисемитизм, христианство в России и Франции в начале XX века (сравнительный подход)" (Инслав). Программа (в формате PDF).
    109. 22 мая 2007: Круглый стол "Католицизм, православие и европейская идентичность" (РГГУ). Приглашение и дискуссия (в формате PDF)
    110. В рамках серии коллоквиумов "Исторические исследования сегодня: новые направления, гипотезы, прорывы" 27 ноября 2006 г. состоялся коллоквиум "Иеротопия.Создание сакральных пространств как предмет исторических исследований" Загрузить программу (файл в формате ".doc").
    111. В рамках серии коллоквиумов "Россия и Украина: история и образ истории" 5 декабря 2006 г. cостоялся коллоквиум "Когда украинцы стали украинцами, а русские - русскими? Дискурсы великорусской, украинской и общерусской идентичности в XIV - XX вв." Загрузить программу (файл в формате ".doc").
    112. В рамках исследовательской программы "Confessiones et nationes. Конфессиональные традиции, протонациональные и национальные дискурсы в истории Европы" 15 декабря состоялся коллоквиум "Библия, христианство, nationes и национализм в истории Европы. X – XX вв." Загрузить программу (файл в формате ".doc").
    113. 3 апреля 2007 г. (в Институте славяноведения РАН, Ленинский проспект 32а, комн.814) состоялся КРУГЛЫЙ СТОЛ "Украина, Россия и Брестский мир".. В программе:
      - Новые документы о роли "украинского фактора" и российско-украинских противоречий в переговорах о мире с Германией.
      - Что на самом деле стояло за формулой Л.Д.Троцкого "ни мира, ни войны, а армию – распустить"?
      - Большевики и украинские националисты: амбиции, иллюзии...
      Доклад: И.В.Михутина (доктор ист. наук, Инслав РАН).
      Дискуссия по книге: Михутин И.В. Украинский Брестский мир. Путь выхода России из Первой мировой войны и анатомия конфликта между Совнаркомом РСФСР и правительством украинской Центральной Рады. Москва: Европа, 2007.
      В дискуссии приняли участие специалисты ИРИ РАН, Инслав РАН и др. институтов.
    114. 17 апреля 2007 г. состоялся КРУГЛЫЙ СТОЛ "Украинское, советское, русское в "национальном" строительстве в УССР, 1922–1941 гг." Доклады:
      А.В.Марчуков (ИРИ РАН);
      Е.Ю.Борисенок (Инслав РАН).
      Дискуссия по книгам: Марчуков А.В. Украинское национальное движение. УССР, 1920е – 1930е годы. Цели, методы, результаты. М.: Наука, 2006 и Борисенок Е.Ю. Феномен "украинизации" в УССР, 1920е – 1930е годы. М.: Европа, 2006.
    115. 15 мая 2007 г. состоялся доклад М.Э.Клоповой (Инслав РАН) "Украинское движение, "русофильство" и российская политика в Галиции накануне и во время Первой мировой войны.
    116. В октябре 2004 г. Центр провел научную сессию "Христианство и иудаизм в России и Речи Посполитой в XVI-XVIII вв."
    117. >В конце сентября 2004 г. на Историческом факультете была проведена научная сессия, посвященная актуальным проблемам изучения народной христианской культуры на Западе и Востоке Европы в Средние века и раннее Новое время
    118. .
    119. 10-11 сентября 2004 года Центр организовал совместно с Французско-российским Центром общественных наук российско-французский коллоквиум, который продолжил разработку темы "Этнос, религия, национализм на востоке и западе Европы в Средние века и Новое время”.
    120. Начиная с 2000  года Центр проводит семинар "Восточная Европа: история, культура, современность". Хроника работы семинара - здесь.
    121. В 2003 году проведена конференция "Конфессия, этнические традиции и протонационализм на Востоке и Западе Европы в Новое время".
    122. В 2003 г. вышел из печати специальный выпуск "Revue du XVIIe siècle", который посвящен этнорелигиозным конфликтам в Центральной и Восточной Европе в XVII веке. В нем публикуются статьи Б.Н.Флори, М.В.Дмитриева, Б.Н.Серова, М.В.Довбищенко (Киев), М.Капраля (Львов). Этот блок статей собран и подготовлен к изданию М.В.Дмитриевым.
    123. В 2003 г. совместно с Вроцлавским университетом (редакторы М.Дервих и М.Дмитриев) издана книга "Être catholique, être orthodoxe, être protestant dans l'Europe médiévale et moderne. Approche comparative."
    124. В октябре 2002 г. по приглашению Центра в Москве с рядом докладов выступили И.Бриан, Ж.-М. Лё Галь (оба - университет Париж-I) и М.Венар (университет Париж-X), и были проведены два "круглых стола" ("Культ святых на западе и востоке Европы в XVI-XVII вв." в Институте славяноведения 3 октября 2002 г.; "Религиозная терпимость и религиозная нетерпимость на Западе и Востоке Европы в XVI-XVII вв." в МГУ 5 октября 2002 г.), в которых приняли участие московские специалисты и наши французские коллеги.
    125. В декабре 2002 г. Центр провел конференцию "Культура России и Украины: общее и различное. XIV-XX вв." Материалы конференции готовятся к публикации.
    126. В 2001 году Центр стал инициатором издания ежегодника по истории Украины и Белоруссии. В 2002 г. совместно с Институтом славяноведения РАН был подготовлен к изданию первый выпуск ежегодника "Белоруссия и Украина: история и культура". Книга вышла в 2003 г. ("Белоруссия и Украина. История и культура. 2003. М.: Наука, 2003).
    127. В ноябре 2001 г. Центр провел конференцию "Русь, Россия, Украина, Белоруссия: спорные проблемы взаимоотношений в XIV-XIX вв." Материалы конференции опубликованы в ежегоднике "Белоруссия и Украина. История и культура. 2003. М.: Наука, 2003. С.7-90.
    128. В ноябре 2000 г. Центр провел Чтения памяти А.И.Клибанова "Христианство и религиозный нонконформизм в истории восточных славян в XIV-XVII вв.".
    129. В 2000-2001 и 2001-2002 учебных годах М.В.Дмитриев читал в МГУ курс "Введение в историю Украины". В 2003-2004 и 2004-2005 гг. читался коллективный курс "Ключевые и спорные проблемы истории Украины" с участием ряда специалистов МГУ и РАН.
    130. С 1994 года Центр в сотрудничестве с учеными РАН и ряда зарубежных университетов осуществляет проект "Влияние православия и западного христианства на общества. Сравнительно-исторический подход". Украинско-белорусская проблематика занимает одно из центральных мест в данном проекте
    131. В 1993-2004 гг. Центр принимал ряд зарубежных исследователей (С.Брейар, Ж.-Л.Лёмэтр, К.Холден, Е.Сименс, П.Гонно, Б.Руссель, Н.Лёмэтр, M.Венар, Ж.-М. Ле Галь, И.Бриан, А.Кабантус, Э.Тэро, К.Мишо, Д.Толле).
    132. В 1998-2002 гг. научно-исследовательский семинар, организованный Центром, вел работу по проекту "Конфессионально-культурные традиции в истории Украины, Белоруссии и Балкан". Работа продолжается. В настоящее время она сосредоточена на теме "Опыт этноконфессиональных конфликтов и религиозной терпимости в истории Восточной Европы, XVI-XVIII вв."
    133. С 1994 г. украинско-белорусская проблематика находится в центре работы спецсеминара М.В.Дмитриева. Участники семинара подготавливают диссертации, обращенные к различным проблемам религиозно-культурной истории Украины, Белоруссии и Польши:
      • М.А.Корзо: "Социальные и этические вопросы в католической и православной проповеди в Речи Посполитой в XVI-XVII вв." (диссертация успешно защищена в апреле 1999 г.);
      • С.С.Лукашова: "Православные и католические церковные братства в Речи Посполитой в конце XVI в." (диссертация успешно защищена в феврале 2002 г.);
      • Л.А.Бережная: "Восприятие смерти в католической и православной культуре Речи Посполитой в XVI-XVIII веках" (диссертация успешно защищена в июне 2003 г. в Центрально-Европейском университете, Будапешт);
      • И.Ю.Пигулевская: "Митрополит греко-катoлической церкви Ипатий Потей";
      • Е.А.Верниковская: "Православие и католицизм в Полоцкой земле в первой трети XVII века";
      • Б.Н.Серов: "Проблематика терпимости в польской и украинско-белорусской религиозной мысли во второй половине XVI - первой половине XVII вв.";
      • О.Б.Неменский: "Историческое и этническое самосознание элит украинско-белорусского общества в первой половине XVII в.";
      • А.М.Шпирт "Православие и иудаизм в Речи Посполитой во второй половине XVII в."
    134. В 1992-1993 г. Центр принял участие в финансировании научно-исследовательской программы "Книжная культура Подляшья" (руководитель - Ю. А. Лабынцев), оплатил командировку в Киев для работы в отделе рукописей ЦНБ АН Украины А. А. Берневеге
    135. В 1993-2001 гг. Б. Н. Флорей и М. В. Дмитриевым был прочитан ряд спецкурсов по истории Украины и Белоруссии.
    136. В 1995 году издан первый том "Исследований по истории Украины и Белоруссии". Второй - подготовлен к печати.
    137. В 1991/92 учебном году учеными Исторического факультета МГУ и Института славяноведения и балканистики РАН был прочитан курс лекций по ключевым проблемам истории Украины (18 лекций по 2 академических часа). На основе прочитанных лекций подготовлено пособие по истории Украины ("Очерки истории Украины"). Первый выпуск этого пособия вышел в 1993 году. Второй - подготовлен к печати.
На главную