Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

Центр украинистики и белорусистики
Московского Государственного университета им. М.В.Ломоносова

О Центре украинистики и белорусистики


Датой рождения центра можно считать август 1990 года, когда на Второй международный Конгресс украинистов в Киев прибыли делегации ассоциаций украинистов не только США, Канады, Германии, Австралии, Италии но и Японии, Китая, Казахстана. Только Россия не имела своей ассоциации украинистов и была представлена несколькими московскими специалистами, не составлявшими никакой делегации и не представлявшими никаких специализированных центров украинских исследований.

Именно эта абсурдная ситуация стала толчком для моих переговоров с украинскими коллегами (Я.Д. Исаевичем, Я.С. Яцкивым, Н. Г. Жулинским, И. М. Дзюбой) о помощи в создании Центра украинистики и белорусистики в Московском университете. Благодаря их активной поддержке и готовности кафедры истории южных и западных славян Истфака МГУ, Института славяноведения РАН, деканата и Ученого совета Исторического факультета МГУ помочь в осуществлении проекта, Центр украинистики и белорусистики был основан зимой 1991 года (соответствующее решение было принято Ученым советом Исторического факультета МГУ в феврале 1991 г.). Не будучи формально-юридически подчинен кафедре истории южных и западных славян, Центр тем не менее, в 1991-2008 гг. вёл свою работу «под крылом» кафедры. В апреле 2008 г. специальным решением кафедры была подчеркнута его обособленность и автономность.

Спонсорами Центра на начальном этапе, в 1991-1992 гг. выступили Комитет по связи с украинцами за рубежом Академии наук Украины и Львовская областная организация общества охраны памятников истории и культуры Украины. Грант этих двух организаций (15 тыс. старых «советских» рублей) позволил Центру начать работу осенью 1991 года. В 1992-1993 гг., несмотря на все трудности кризисного времени, Исторический факультет МГУ и Институт славяноведения РАН выделили средства для издания первой подготовленной нами книги (Очерки истории Украины. Пособие к курсу лекций. М., 1993)

Программы Центра осуществляются при помощи получаемых грантов, неформальных и формальных контрактов, заключаемых Центром с тем или иным исследователем. Все сотрудники Центра, за исключением секретаря (Б.А. Безпалько в 2003-2006 гг., А.М. Шпирт, с 2006 г. по н.в.) - внештатные. Руководит работой Центра М.В. Дмитриев.

Отсутствие средств на оплату преподавательской работы ограничивает учебную работу Центра. Тем не менее наша деятельность началась с того, что в 1991/92 учебном году учеными Исторического факультета МГУ и Института славяноведения и балканистики РАН был прочитан курс лекций по ключевым проблемам истории Украины (18 лекций). На основе прочитанных лекций и было подготовлено упомянутое выше пособие по истории Украины (“Очерки истории Украины”). Вторая часть этого пособия была подготовлена к печати в 1994 г., но опубликовать её не удалось.

Коллективные курсы по спорным и ключевым проблемам истории Украины читались и позже (в 2003, 2004, 2006, 2008, 2010 гг.). Курс «Введение в историю Украины» читался М.В. Дмитриевым на филологическом факультете МГУ в 2002 и 2004 гг. Кроме того, многократно читались спецкурсы по религиозно-культурным аспектам истории Украины и Белоруссии в Средние века и Новое время. Один из таких курсов прочитал в 1990-е годы член-корр. РАН Б. Н. Флоря.

С 1994 г. украинско-белорусская проблематика находится в центре работы спецсеминара для аспирантов и дипломников, которым руководит М.В. Дмитриев. Общая тема семинара - “Православие, католицизм, протестантизм в истории Польши, Украины и Белоруссии в 16 -17 вв.” Наряду с полутора десятком дипломных работ, уже защищены и три кандидатские диссертации, ещё четыре подготавливаются (М. А. Корзо: “Социальные и этические вопросы в католической и православной проповеди в Речи Посполитой в XVI - XVII вв” [диссертация успешно защищена в 1999 г.]; Лукашова С. С.: “Православные церковные братства Украины и Белоруссии в конце XVI в.” [диссертация успешно защищена в 2002 г.]; Л. А. Бережная: ”Восприятие смерти в католической и православной культуре Речи Посполитой в XVI - XVIII веках” [диссертация успешно защищена в 2003 г.]; А.М. Шпирт: «Христиане и евреи в украинско-белорусских землях в середине XVII в.» [диссертация успешно защищена в 2010 г.]; Серов Б. Н.: “Иудаизм и евреи в украинско-белорусской письменности во второй половине XVI - первой половине XVII вв.”; О.Б. Неменский: «Этнорелигиозное самосознание православных и греко-католиков украинско-белорусских земель в первой половине XVII в.); Д.Ю. Степанов «Конфессиональное и национальное самосознание населения Речи Посполитой в середине и второй половине 17-го века»; С.А. Борисова «Православная проповедь в украинско-белорусских землях во второй половине XVI в. - начале XVII вв.». С другой стороны, подготовка ряда других диссертаций в 1990-е годы была, увы, прервана.

В 2000-2002 гг. Центром проводился семинар «Дискуссионные проблемы истории Украины», а в 2001-2005 гг. было проведено несколько сессий семинара «Восточная Европа: история, культура, современность».

Отечественные и зарубежные научные учреждения поддержали ряд конкретных исследовательских программ Центра. Так, Институт славяноведение РАН (вместе с Историческим факультетом МГУ) профинансировал издание первой части “Очерков истории Украины” в 1993 г.; Академия наук России приняла участие в финансировании большой международной конференции “Монастыри и монашенство в православных и западнохристианских обществах в Средние века” (Париж, 1995 г.); институт “Открытое общество” (Москва) и Фонд Петра Яцика (Канада) предоставили в 1995 г. средства для издания первого выпуска “Исследований по истории Украины и Белоруссии”; Дом наук о человеке (Париж), ряд французских университетов научных центров, Вроцлавский университет, Институт европейской истории в Майнце, Центрально-Европейский университет (Будапешт) систематически и в разных формах поддерживали и поддерживают осуществление научной программы “Влияние православия и западного христианства на общества. Сравнительно-исторический подход”; Канадский Институт украинских исследований предоставил А. А. Берневеге четырехмесячную стипендию для работы в Польше в 1993 г.; славистические центры Италии, США и Канады передали Центру ряд ценных изданий.

В 1992-1993 г. Центр использовал часть спонсорских средств для финансирования научно-исследовательской программы “Книжная культура Подляшья” (руководитель - Ю. А. Лабынцев).

В 1995 году издан первый том “Исследований по истории Украины и Белоруссии”1, второй том подготовлен к печати в 1996, но на его издание средств не нашлось.

В 1997 г. Центром была проведена первая московская научная конференция, а с 2000 г. они стали ежегодными. Материалы трёх из них опубликованы2, материалы ещё двух конференций подготавливаются к изданию.

В 1997 году начата работа по сравнительному изучению “народного христианства” в России и западных странах на основе фольклорных, этнографических и письменных источников. При помощи Российского гуманитарного научного фонда и Научной библиотеки МГУ проведена экспедиция в Верхокамье, целью которой был опрос проживающих там староверов по специально разработанной анкете, нацеленной на выявление черт и особенностей “народного богословия” и народного христианского этоса. Эти исследования предполагается когда-нибудь продолжить.

В 1998 году научно-исследовательская группа, созданная Центром, проводила регулярные семинары по теме “Православие, протестантизм, католицизм в истории Украины, Белоруссии и Балкан”, поддержанный грантом РГНФ.

В 2003 по инициативе Центра, благодаря энергичной поддержке директора Института славяноведения РАН, чл.-корр. РАН В.К. Волкова издательством «Наука» начата публикация ежегодника «Белоруссия и Украина. История и культура» ( в 2003-2009 гг. вышли три выпуска ежегодника).

Начиная с 1994 года Центр украинистики и белорусистики в сотрудничестве с учеными РАН и ряда зарубежных университетов осуществляет обширную международную исследовательскую программу “Влияние православия и западного христианства на общества. Сравнительно-исторический подход”. Речь Посполитая - созданная самой историей лаборатория для сравнительного изучения роли конфессионально-культурных традиций в истории Восточной Европы, и поэтому украинско-белорусская проблематика заняла одно из главных мест в данной программе, работа над которой уже принесла вполне весомые научные результаты.

Долгосрочной задачей является систематическое изучение на компаративистской основе роли православия, католицизма и протестантизма в истории Европы, в том числе - в странах Восточной Европы. Основная вопрос, вокруг которого строится вся работа может быть сформулирован следующим образом: "Какое воздействие конфессионально-культурная специфика двух христианских традиций (восточного и западного христианства) оказала на политические, социальные, экономические и культурные структуры соответствующих обществ Восточной, Юго-Восточной и Западной Европы? "

Ясно, что методологически программа ориентируется на традиции веберовской методологии изучения связи между религией и общественным развитием. Этот подход предполагает применение методов и использование данных социальной и экономической истории, культурной антропологии, социологии и истории ментальностей.

В той области исследований, к которой обращена программа, сложилась противоречивая ситуация. Создано громадное число работ, посвященных отдельным аспектам конфессиональной специфики религиозных традиций европейского ареала (западное и восточное христианство, иудаизм, ислам), влиянию этих традиций на формирование культурной идентичности европейских народов. Однако обилие опубликованных книг и статей производит обманчивое впечатление. Среди опубликованных исследований по-прежнему очень редки такие, которые подошли бы к данной проблематике строго сравнительно (а крупных собственно научных работ, посвященных сравнению западнохристианских и восточнохристианских культур, вообще нет); почти никогда историки православных обществ не берут во внимание специфику восточного христианства по сравнению с западным, и vice versa; практически нет междисциплинарных исследований по проблемам взаимодействия конфессионального, этнического и социального в Европе раннего нового времени; нет убедительных попыток взглянуть на роль конфессиональных традиций не только сравнительно, но и с точки зрения «структур большой длительности».

Первый субпроект программы был посвящен сравнительному изучению социальной и экономической роли монастырей в православных и западнохристианских обществах, в том числе в Польше и в восточнославянских землях. В сентябре 1995 г. в Париже состоялась большая конференция, посвященная этой теме. Материалы были опубликованы в 1996 г. 3

Второй субпроект программы был посвящен сравнительному изучению социальных и политических функций культа святых в православных и западнохристианских обществах в Средние века и раннее Новое время. Эта проблемтика изучалась в ряде семинаров в России и за рубежом. Коллоквиум с участием 24 ученых из Польши, Франции, России, Чехии, Германии, Голландии, США, Канады состоялся в мае 1997 г. во Вроцлавском университете (Польша). Материалы были опубликованы в 1999 г. 4

Третий субпроект программы посвящен проблематике иудео-христианских отношений в западных и православных обществах и формированию в связи с этим традиций веротерпимости и этнической толерантности. Понятно, почему украинско-белорусские и польские земли оказались в фокусе внимания. Проведено много исследовательских семинаров, несколько международных коллоквиумов (В Москве в 1997 и 2004 гг., в Париже в 1999 г., в Эдмонтоне в 2000 г., в Майнце в 2002 г.) Опубликована первая книга5 и подготовлен к печати второй сборник с публикациями по этой теме. Работа продолжается. Проект покажет, насколько велики и откуда происходят различия в отношении к евреям и иудаизму в православной и западнохристианской культурах, в том числе в культуре украинско-белорусских земель и Польши.

Четвертый субпроект предполагал публикацию книги, в которой были отражены главные гипотезы программы и представлен ряд case studies6. С этим же проектом связана и публикация специального выпуска французского журнала «XVII-й век», который посвящен этнорелигиозным отношениям в Восточной Европе в 17 веке7.

Пятый субпроект - «Confessiones et nationes. Конфессиональные традиции, протонациональные и национальные дискурсы в истории Европы» - имеет своим предметом взаимодействие конфессионального и «этнического» в формировании и эволюции протонациональных и национальных дискурсов в европейских обществах. Хронологически проект охватывает период от зрелого средневековья до начала XX века.

Главная задача программы «Confessiones et nationes» в том, чтобы понять, как в Средние века и раннее Новое время конфессиональные факторы и, особенно, специфика конфессиональных традиций влияли на формирование «протонациональных» и «национальных» дискурсов и представлений о «протонациональной» и национальной идентичности. Во-вторых, нас интересует, насколько и как именно знание средневековых христианских конфессионально-культурных традиций и анализ истоков протонациональных дискурсов могут помочь адекватному осмыслению национализма нового и новейшего времени. В-третьих, мы надеемся, что наши исследования поспособствуют развитию университетских учебных программ, касающихся конфессионально-культурных традиций, этнических конфликтов и генезиса национализма в истории Европы.

Одна из гипотез, которую предстоит проверить в ходе программы, состоит в том, что в восточном и западном христианстве представления об «этносе», «нации», «расе» формировались и осмысливались по-разному в зависимости от конфессионально-культурных особенностей соответствующих религиозных традиций. Другая сторона той же гипотезы состоит в том, что модальности религиозно-этнической нетерпимости или терпимости в обществах запада, востока и юго-востока Европы в новое и новейшее время отражали особенности сложившихся здесь ещё в Средние века традиций.

Разумеется, за двумя сторонами этой гипотезы стоит и ещё один, более «современный» вопрос: насколько развертывание этно-национальных конфликтов и обеспечение мирного сосуществования этносов, наций и религиозных общин в Европе и вне Европы в настоящее время предопределено унаследованными от прежних эпох традициями?

Эта проблематика разрабатывалась в 2003-2009 гг. в исследовательских семинарах Московского университета, Российской академии наук и ряда зарубежных научных центров. Материалы московского коллоквиума 2004 года опубликованы8. В 2008 г. проведена заключительная международная конференция; подготавливается монография «Confessiones et nationes. Конфессиональные традиции и формирование протонациональных дискурсов в истории Европы».

В будущем, в зависимости от представляющихся возможностей, в рамках программы предполагается вести исследования по таким направлениям как диалог и конфликт религиозных традиций в России, Украине и Белоруссии в XIV - XVIII вв.; религиозная терпимость и нетерпимость и формирование традиций религиозного плюрализма в православных и западно-христианских обществах; религиозные традиции и формирование политической культуры в обществах Нового и новейшего времени.

В 2005 - 2010 гг. Центром был осуществлен (при участии Института Европы РАН, Института славяноведения РАН, Библиотеки украинской литературы и благодаря гранту фонда «Русский мир») проект «Украина и Россия: история и образ истории». Информация о нем помещена на нашем сайте.

В 2008-2011 благодаря гранту Центрально-Европейского университета проводился трёхлетний цикл летних школ и семинаров для более чем 30 университетских преподавателей России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Тема этого проекта: «Христианство, ислам, иудаизм в истории Европы». Подробная информация об этом проекте и часть его материалов помещены на нашем сайте.

В настоящее время Центр продолжает начатые работы, но сосредоточен, главным образом, на сотрудничестве с Лабораторией медиевистических исследований НИУ ВШЭ в осущестлении проекта «Христианство и ислам на Востоке и Западе Европы в Средние века и Новое время».

Хочется надеяться, что в ближайшие годы украинские и белорусские исследования в России получат солидную поддержку. И наш Центр мог бы внести свой большой вклад в изучение и преподавание истории Украины и Белоруссии в России. Это и чтение спецкурсов по истории Украины и Белоруссии на Историческом факультете МГУ; и подготовка пособий по истории, источниковедению, историографии и исторической географии Украины и Белоруссии; и дальнейшая работа над проектами “Влияние православия и западного христианства на общества. Сравнительно-исторический подход” и “Украина и Россия: история и образ истории»; и регулярное издание “Исследований по истории Украины и Белоруссии” с сильным критико-библиографическим разделом, в котором российские ученые могли бы откликаться на публикации украинских, белорусских и других зарубежных коллег. Наконец, одним из приоритетов в нашей работе должна стать подготовка большой книги по спорным вопросам истории русско-украинско-белорусских отношений и культурных взаимосвязей.

Однако без помощи многих научных учреждений, специалистов и, конечно, спонсоров осуществить задуманное немыслимо. Поэтому Центр украинистики и белорусистики в МГУ с готовностью откликнется на предложения о сотрудничестве.

М.В. Дмитриев,
д.и.н., профессор, директор Центра украинистики и белорусистики
Исторического факультета МГУ


1 Исследования по истории Украины и Белоруссии. Вып. 1. Отв. ред. М. В. Дмитриев. М., 1995.
2 Россия и Украина в XVI - XIX вв.: спорные вопросы взаимоотношений. Материалы конференции на Историческом факультете МГУ // Белоруссия и Украина. История и культура. Ежегодник 2003. М.: Наука, 2003. С. 7-128; Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века – новое время. Под ред. М.В. Дмитриева. М.: Индрик, 2008;Православие Украины и Московской Руси в XV – XVII веках: общее и различное. Под ред. М.В. Дмитриева. М.: «Индрик», 2012.
3 Moines et monasteres dans les societes de rite grec et latin. Etudes publiees par J.-L. Lemaitre, M. Dmitriev et P. Gonneau. Geneve: DROZ, 1996.
4 Fonctions sociales et politiques du culte des saints dans les societes de rite grec et latin au Moyen Age et a l’epoque moderne. Approche comparative. Ed. par M. Derwich et M. Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 1999.
5 Les Chretiens et les Juifs dans les societes de rites grec et latin. Approche comparative. Actes du colloque organise les 14-15 juin 1999 a la Maison des Sciences de l’Homme (Paris). Textes reunis par M. Dmitriev, D. Tollet et E. Teiro. Paris: Honore Champion Editeur, 2003.
6 Etre catholique, etre orthodoxe, etre protestant dans l’Europe medievale et moderne». Sous la dir. de M. Derwich et M. Dmitriev. Wroc?aw: Wydawnictwo Uniwersytetu Wroclawskiego, 2003.
7 XVIIeme siecle. 2003. N 3. [Juillet-Septembre 2003, 55eme annee]. Numero special: «La frontiere entre les chretientes grecque et latine au XVIIeme siecle. De la Lithuanie а l’Ukraine subcarpathique».
8 Религиозные и этнические традиции…