А.Л. Беглов (ИВИ РАН)
Основные подходы к описанию истории Русской Православной Церкви ХХ века
Module 1.

Подходы – это направления исследований и, вместе с тем, парадигмы, объяснительные модели. Они же диктуют отбор материала. Наметим основные, представленные в современной литературе

.

1. История государственной политики в отношении Церкви. Отдельное и наверное самое разработанное направление. Его безусловная актуальность, т.к. в свете «архивной революции» и табуированности темы в предыдущие годы, такие исследования были очень востребованы и сыграли свою важную роль.

Авторы: Кашеваров, Кривова, Чумаченко, Одинцов, Васильева, Петров, Шкаровский + большая часть диссертаций, написанных на региональном материале в последние 20 лет.

2. История (церковных) институтов – история юрисдикций – история иерархии. Если пишут светские историки, у них чаще получается первое и второе, у церковных – третье. Это совершенно естественный подход при начале разработки темы, своего рода «политическая история» Церкви, где в центре внимания – наиболее крупные церковные институты. Явная недостаточность такого подхода сегодня

Авторы: Поспеловский, Кашеваров, о. Владислав Цыпин.

3. История Церкви – история сопротивления – история мученичества. Это советская историография наоборот: раз Церковь – антисоветская организация (официозная сов. историогр.), значит будем изучать ее как пример диссидентства. Такой взгляд занимал важное место в самом начале 1990-х. Особое внимание – «альтернативным» группам, их легитимация как общественно-политического феномена и легитимация ряда фальсификаций источников, имевших место в этих группах.

В церковной историографии – история мученичества, в рамках которой все строится по одной схеме: благочестивая жизнь, гонения безбожников, арест, допрос, казнь, прославление. Парадокс: и в светской, и в церковной историографии этого типа крайне некритичное отношение к материалам следственных дел, их абсолютизация как источников. Фактически, львиная доля работ и выводов этого направления построена только на их основании. При явном игнорировании явления фальсификации показаний и т.п.

В целом сейчас в светской историографии этот подход надо признать маргинальным (только И. Осипова). А вот в церковной, особенно региональной он продолжает присутствовать, демонстрируя явный дефицит концептуальных подходов в этой среде.

Авторы: Л. Алексеева «История инакомыслия», Шкаровский «Иосифлянство» и разделы в большой книге, И. Осипова – вся серия, о. Дамаскин (Орловский).

Полемика: Проценко, Беглов, Головкова.

4. Религиозность ХХ века и историческая антропология. Исследования такого рода стали появляться только в последние 5–7 лет (хотя есть интересные предшественники среди советских исследователей – Демьянов, круг Клибанова). Здесь в фокусе собственно отечественная религиозность советская периода, т.е. самый «нижний», но при этом искл. важный, ключевой пласт церковной жизни. Исследуются поведенческие стратегии монашествующих и мирян, религиозные практики, их мутации. Разработка на материале ХХ века концепта «религиозная культура / субкультура». Внимание к эсхатологическим движениям ХХ века.

Авторы: Демьянов, Винотт, Беглов, Чистяков.

5. История Церкви и социальная история, в том числе микроистория. Здесь подходы только еще нащупываются, хотя именно это направление представляется исключительно перспективным. Именно на этом пути, как представляется, окончательно может быть преодолена изоляция истории Церкви от отечественной истории в целом, которая еще сохраняется в др. подходах. Кроме того, включение церк. истории в социально-историческом аспекте в общий контекст исследований по истории России ХХ в. существенно расширяет понимание этой истории, дает возможность выявить общие механизмы исторического процесса (колебания легальности).

Авторы: Беглов, Поспеловский «Какой ценой» (микроистория).

6. С различием подходов связаны и вопросы периодизации. Она м.б. очень разной и очень показательной – от иерархической (периодизации по предстоятелям Церкви) до географической. Для ХХ века представляется правильным использовать подход И.К. Смолича – по содержанию государственно-церковных отношений. Тогда получаем пять таких периодов: 1917–1922, 1922–1939, 1939–1958, 1958–1981/1982, 1982–1990.

    Литература:

    1 подход.

  1. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999.
  2. Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и советское государство. (1917–1922). М., 2005. .
  3. Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922–1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997. .
  4. Одинцов М. И. Государство и церковь в России. ХХ век. М., 1994. .
  5. Петров С.Г. Освобождение патриарха Тихона из-под ареста: Источниковедческое изучение "покаянных" документов//История Русской Православной Церкви в ХХ веке (1917-1933 гг.): Материалы конференции в г. Сэнтендре (Венгрия) 13-16 ноября н. ст. 2001 г. Мюнхен, 2002. С. 213-237; Петров С.Г. Новые данные об обновленческом Поместном соборе 1923 г.//История Русской Православной Церкви в XX веке (1917-1933 гг.): Материалы конференции в г. Сэнтендре (Венгрия) 13-16 ноября н.ст. 2001 г. Мюнхен, 2002. С. 259-283; Петров С.Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской церкви (1921-1925 гг.). М., 2004. С. 36-38 и др. .
  6. Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. М., 1999. .
  7. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М., 1999. .

2 подход.

  1. Владислав Цыпин, протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997.
  2. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995.

3 подход.

  1. Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. М., 1992.
  2. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1. Тверь, 1992; Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 2–6. Тверь, 1999–2002. – и другие книги серии.
  3. Осипова И. И. "В язвах своих сокрой меня...". Гонения на Католическую Церковь в СССР. По материалам следственных дел. М., 1996; Осипова И. И. "Сквозь огнь мучений и воду слез...". Гонения на Истинно-Православную Церковь в СССР. По материалам следственных и лагерных дел. М., 1998. – и другие книги серии.
  4. Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999.
  5. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М., 1999 (разделы о религиозном сопротивлении и диссидентстве).
  6. Беглов А. Прозелитизм среди мертвых: Католическая пропаганда записывает в ряды приверженцев Римского престола расстрелянных православных епископов // НГ-рели¬гии. 11 августа 1999 г. № 15(38). С. 6. Головкова Л. Особенности прочтения следственных дел в свете канонизации Новомучеников и Исповедников Российских // Альфа и Омега. 2000. № 4(26). С. 206–215.
  7. Проценко П. Миф об "истинной церкви". Кому нужна легенда о мощном "катакомбном" движении советских времен? // НГ-религии. 27 января 1999. № 2(25). С. 6.

    4 подход.

  1. Демьянов А. И. Истинно-православное христианство. Критика идеологии и деятельности. Воронеж, 1977.
  2. Беглов А.Л. В поисках “безгрешных катакомб”. Церковное подполье в СССР. М., 2008. (4-е параграфы каждой главы).
  3. Чистяков П.Г. Почитание местных святынь в России 1920-х годов // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2008. № 10. С. 154-160.
  4. Чистяков П.Г. Почитание местных святынь в советское время, паломничество к источнику в Курской Коренной пустыни в 1940-1950-е гг. // Религиоведение. 2006. № 1. С. 38-49.
  5. Wynot J. Keeping the Faith: Russian Orthodox Monasticism in the Soviet Union, 1917–1939. Ph. D. defended at Emory University, 2000.

    5 подход. .

  1. Беглов А.Л. Церковная история в контексте социальной истории советского периода // Научный богословский портал «Богослов.Ру». 11 марта 2009 г.
  2. Беглов А.Л. Объединения православных верующих в СССР в 1920–1930-е гг.: к вопросу о причинах возникновения, типологии и направлении развития // Социальная история. Ежегодник, 2009. СПб., 2010 (в печати).
  3. Поспеловский Д.В. Какой ценой? Приходская летопись храма, который никогда не закрывался. М.: Издание о-ва любителей церковной истории, 2003.

    6 подход.

  1. Периодизация истории Русской Церкви // Православная энциклопедия. Том «Русская Православная Церковь». М., 2000. С. 26–31.
  2. Смолич И. К вопросу о периодизации истории Русской Церкви / Перевод с немецкого архим. Макария (Веретенникова) // Альфа и Омега. 1998. № 3(17). С. 159–174.