Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

Дмитриев Михаил Владимирович, д.и.н., профессор, руководитель Центра

Родился в 1958 г. в г. Москве.

После окончания Исторического факультета МГУ (1981 г.) учился в аспирантуре Исторического факультета по кафедре истории южных и западных славян.

С 1984 г. преподает на кафедре южных и западных славян Исторического факультета МГУ.

1984 - 1994 гг.: младший научный сотрудник, затем ассистент кафедры истории южных и западных славян.

1994 - 2003 гг. - доцент кафедры истории южных и западных славян.

2003 - по настоящее время - профессор кафедры истории южных и западных славян.

Дипломная работа (1981 г.): «Социальные и религиозные идеи польских антитрититариев в 1560-е - 1570-е годы». Научный руководитель – И.В. Созин.

Степень кандидата исторических наук: 1984 г., диссертация «Реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине 16 - первой половине 17 вв.»Научные руководители: И. А. Воронков и А.И. Клибанов.

Степень доктора исторических наук: в 2001 г., диссертация «Киевская митрополия во второй половине 16 века и генезис Брестской церковной унии 1595 -1596 гг.».

Сфера научных интересов: история православия, протестантизма, католицизма в Восточной Европе в XV-XVII вв.; сравнительная история европейских религиозных и религиозно-культурных традиций в Средние века и Новое время; история религиозной терпимости и нетерпимости в православных и западнохристианских культурах в Средние века и раннее Новое время; генезис и эволюция национального самосознания в православных и западнохристианских странах Европы.

    4 аспиранта защитили кандидатские диссертации:
  1. М. А. Корзо: “Человек, грех, спасение в католической и православной проповеди в Речи Посполитой в XVI - XVII вв”[диссертация защищена в 1999 г.];
  2. С. С. Лукашова “Православные и католические братства в Речи Посполитой в XVI - XVII вв.” [диссертация защищена в 2002 г.];
  3. Л. А. Бережная: ”Восприятие смерти в католической и православной культуре Речи Посполитой в XVI - XVIII веках” [диссертация защищена в 2003 г.];
  4. А.М. Шпирт: ”Этноконфессиональные отношения в восточной части Речи Посполитой в середине XVII в." [диссертация защищена в 2010 году]

    Преподавание в МГУ:

    Лекционные курсы на Историческом факультете МГУ:

  1. «История Польши с древнейших времен до конца XVIII в.» (в 1984/85-1995/96, 1998/99, 2000/01-20012/13 гг.)
  2. «Источниковедение истории Польши» (в 1984/85-1995/96, 1998/99, 2000/01-2012/13 гг.), «История южных и западных славян в Средние века и Новое время» (отдельные лекции в 1980е - 1990е годы)


    Лекционные курсы на Филологическом факультете МГУ:

  1. «Введение в историю Украины» (в 2000-2001 и 2004-2005 гг.)
  2. «Ведение в историю Польши» (в 1987-1988, 1990-1991, 2005-2006, 2008-2009 2011-2012 гг.)

    Просеминары для студентов 1-2 курсов:

  1. «Западноевропейское средневековье: феодализм, культура, религиозные движения» (1985-1986 и 1986-1987 гг.)
  2. «Русское средневековье: феодализм, культура, христианство» (1987-1988 г.)

    Спецсеминар для студентов 4-5 курсов:

  1. «Реформация и Возрождение в истории Польши» (1985/86 - 1993/1994 гг.)
  2. «Христианство, общество, культура Речи Посполитой, XVI - XVII вв.» (1994/1995 - 2012/2013 гг.).

    Спецсеминар для аспирантов:

  1. Спецсеминар для аспирантов по истории православия, католицизма и протестантизма в Восточной Европе в 16-17 вв. (с 1994г.)

    Спецкурсы:

  1. «Протестантизм и антитринитаризм в Речи Посполитой в 16 веке.» (1986/87 г.)
  2. «Генезис капитализма и альтернативы исторического развития» (1987-1988 г.)
  3. «Реформация и Контрреформация в истории Европы» (1988-89, 1990-1991 гг.)
  4. «Православие и церковная уния в Речи Посполитой» (1994-1995, 1995-1996 гг.)
  5. «Христианство и общество в истории Европы: протестантская Реформация, католическая Реформа, конфессионализация» (2000-2001 г.)
  6. «Ключевые и спорные проблемы истории Украины, XIV - XIX вв.» (2001/2002, 2003/04, 2004/05, 2006-2007, 2008-2009, 2010-2011 г. [в 2003/04 и 2004/05 гг. курс читался как коллективный, с участием Б.Н. Флори, А.А. Турилова, С.С. Лукашовой, М.Э. Клоповой, Е.Ю. Борисенок, М.В. Лекинен, Б.Н. Серова, К.К. Федевича])
  7. «Христианство в истории польской культуры, XI - XVIII вв.» (2001-2002 г.)
  8. «Христианство и общество на Востоке и Западе Европы: Речь Посполитая и Франция в сравнении, 16-17 вв.» (2002-2003 г.)
  9. «Протестантская Реформация и Католическая реформа на Востоке и Западе Европы» (2003-2004 г.)
  10. «Этнос, конфессия, национализм в истории Восточной Европы: от средневековых дискурсов к конфликтам XX вв.» (2003-2004 г.)
  11. «История евреев в Восточной Европе, X - XX вв.» (2002-2003 гг., совместно с В.Я. Петрухиным, Ю. Калик и О.В. Будницким).
  12. «Этнонационализм и христианство в истории Восточной Европы (Польша, Литва, Белоруссия, Украина, Россия), XIV - XIX вв.» (2004-2005 г.)
  13. "Прaвославие, католицизм, протестантизм в истории Европы, XV – XVII вв". ( 2005-2006, 2008-2009 гг.)
  14. «Православие и западное христианство в истории Польши, Франции и Руси» (2009-2010 гг.)
  15. «Иудаизм, евреи, антииудаизм и антисемитизм в истории Восточной Европы в Средние века и раннее Новое время» (2010-2011 гг., совместно с А.М. Шпиртом)
  16. «Национальное в истории православных и западнохристианских культур Европы, XIII – XIX вв. » (2011-2012)

    Преподавание в других университетах и ВУЗах:

  1. Йошкар-Ола (1989 г.): курс лекций по истории Западной Европы в XV - XVII вв.
  2. Академия художеств (Москва, 1989-1990 г.): курс лекций по истории России в XI - XVII вв.
  3. В 1992-2005 гг. читал лекционные курсы и вел семинары для старшекурсников и аспирантов в Венском университете, университете Альберты (Канада), университете Париж-1 Пантеон-Сорбонна, Центрально-Европейском университете (Будапешт), университете Монпеллье III.
  4. Читал серии лекций и отдельные лекции в Европейском университете Минска (1993), Смоленском университете (2007), Санкт-Петербургском университете (2007, 2008), в университете им. Г. Алиева в Баку (2010), в университете им. Л.Н. Гумилева в Астане (2011).

    Преподавание в зарубежных университетах:

  1. 1992 - приглашенный доцент Венского университета, курс по истории Реформации, Контрреформации и Католической Реформы в славянских странах в Венском университете (преподавание на немецком языке).
  2. 1993, 1995, 1996-1997, 1999-2000 (6 семестров в общей сложности) – приглашенный профессор, курсы в университете Альберты (Эдмонтон, Канада) по истории России, Центральной и Юго-Восточной Европы и сравнительной истории православной и западнохристианских культур в Средние века и раннее Новое время (преподавание на английском языке).
  3. 1994, 1997-1999 (4 семестра в общей сложности) – приглашенный профессор в университете Париж-1 Пантеон-Сорбонна, курсы по истории России, Польши, Украины и Белорусси в 15 – 19 вв.; семинар дипломантов и аспирантов по сравнительной религиозной истории в 1997-1999 гг. (преподавание на французском языке).
  4. 2004 – приглашенный профессор в университете Монпелье III (один семестр), курсы по сравнительной религиозной и социальной истории Европы в Новое время (преподавание на французском языке).
  5. 2002 - 2013 гг. (зимние семестры) – приглашенный профессор Исторического факультета Центрально-Европейского университета в Будапеште, курсы-семинары по сравнительной истории России, Польши, Украины и Белоруссии в 16-18 вв.; по социальным и культурным аспектам истории христианства в Восточной и Центральной Европе в раннее Новое время (преподавание на английском языке).
  6. 1991 – 2012: читал циклы лекций и докладов и отдельные лекции и доклады в университете университетах Париж I Сорбонна-Пантеон и Париж IV Сорбонна, Высшей школе прикладных исследований в общественных науках (Париж), Высшей школе общественных наук (Париж), университете Париж VII Дени Дидро, университете Мак Гилл (Монреаль, Канада), Йельском университете (США), Венском университете, университете Инсбрука (Австрия), университете Тура, университете Монпелье, университете Пуатье, университете Мэна (Франция), Варшавском университете, Центрально-Европейском университете (Будапешт), университете Фрайбурга (Швейцария), Женевском университете, Европейском университете во Флоренции, университете Грайфсвальда (Германия).

    НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:

    Монографии:

  1. Православие и реформация. Реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI века. М., 1990.
  2. Dissidents russes. I. Feodosij Kosoj. Baden-Baden: V. Koerner-Verlag, 1998 (=Bibliotheca dissidentium. Rйpйrtoire des non-conformistes religieux des seiziиme et dix-septiиme siecles. Vol. XIX. Ed. par A. Saguenny)
  3. Dissidents russes. II. Matvej Baskin. Starec Artemij. Baden-Baden: V. Koerner-Verlag, 1999 (=Bibliotheca dissidentium. Rйpйrtoire des non-conformistes religieux des seiziиme et dix-septiиme siиcles. Vol. XX. Ed. par A. Saguenny).
  4. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М.: Издательство МГУ, 2002

    Книги, вышедшие под научной редакцией М.В. Дмитриева:

  1. Стили мышления и поведения в истории мировой культуры. Под ред. М.В. Дмитриева. М., 1990.
  2. Ucrainica et belorussica. Исследования по истории Украины и Белоруссии. Вып. 1. Под ред. М. В. Дмитриева. М., 1995.
  3. Moines et monastиres dans les societes de rite grec et latin. Etudes publiees par J.-L. Lemaitre, M. Dmitriev et P. Gonneau. Genиve, 1996.
  4. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 6. Период самостоятельности Русской Церкви (1589 -1881). Патриаршество в России ( 1589 -1720). Отдел первый. Патриаршество Московское и всея Великия России и Западнорусская митрополия (1589 -1654). Под ред. М. В. Дмитриева, Б. Н.Флори, В. С. Шульгина. Москва, 1996.
  5. Fonctions sociales et politiques du culte des saints dans les societes de rite grec et latin au Moyen Вge et а l’epoque moderne. Approche comparative. Sous la dir. de M. Derwich et M. Dmitriev.Wroclaw: LARHCOR, 1999.
  6. Etre catholique, etre orthodoxe, etre protestant. Confessions et identites culturelles en Europe medievale et moderne. Etudes reunies et publiees par Marek Derwich et Mikhaпl V. Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 2003.
  7. Les Chretiens et les Juifs dans les societes de rites grec et latin. Approche comparative. Actes du colloque organise les 14-15 juin 1999 а la Maison des Sciences de l’Homme (Paris).Textes reunis par M. Dmitriev, D. Tollet et E. Teiro. Paris: Honore Champion Editeur, 2003).
  8. Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века – Новое время. Под ред. М.В. Дмитриева / Religion et ethnicite dans la formation des identites nationales en Europe. Moyen Age – Epoque moderne. Sous la dir. de Mikhail V. Dmitriev М.: Индрик, 2008
  9. Евреи и христиане в обществах православных стран Восточной Европы. Под ред. М.В. Дмитриева. М.: Индрик, 2011
  10. Православие Украины и Московской Руси в XV – XVII веках: общее и различное. Под ред. М.В. Дмитриева. М.: «Индрик», 2012.

    Основные статьи, разделы в коллективных монографиях, очерки:
  1. О генезисе радикальных тенденций арианизма в Речи Посполитой в 60-е годы 16 века // Проблемы истории античности и средних веков. Под ред. Ю.М. Сапрыкина. М.,1983.С.100-115.
  2. Идеологическая эволюция арианизма в Речи Посполитой в 70-е годы XVI века //Общество и государство в древности и средние века. Под ред. Ю.М. Сапрыкина. М.,1984. С.114-130.
  3. Антифеодальные тенденции в реформационном движении в Речи Посполитой второй половины XVI в. // Советское славяноведение. 1984. N 5. С. 27-36.
  4. Реформационное движение в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI века. 39 с. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР, N 15363, 1984 год).
  5. Реформационное движение в восточнославянских землях Речи Посполитой в середине XVI века. - В кн.: Вопросы историографии и истории зарубежных славянских народов. М.,1987, с. 120-135
  6. К истории реформационной проповеди в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI в. // Советское славяноведение, 1989, N 2. С. 15-26
  7. История славянских культур и религиозно-общественных движений в исследованиях В. И. Пичеты // 50 лет славистики в Московском университете. Сб. статей под ред. В.Г. Карасева. М.,1989. С. 43-59
  8. Влияние реформации на общественную мысль украинско-белорусских земель Речи Посполитой во второй половине XVI - первой половине XVII вв. // Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. Историко-философские очерки. Сб. Научных трудов. Киев, 1989. С. 250-261
  9. Реформационное движение и общественная мысль восточнославянских земель во второй половине XVI - первой половине XVII вв. // Философская и социологическая мысль. 1990. N 11. С. 55-68
  10. История отечественной духовной культуры в исследованиях А.И. Клибанова // История СССР, 1990, N 6. С. 124-136
  11. Zu den Charakteristiken des philosophischen Inhalts der ostslavischen Ketzerlehren zu Ende des 15. und 16. Jahrhunderts // Synthesis philosophica, 1990, N 1, S. 117-136.
  12. Перевод на сербско-хорватский: Uza znacajku filozofskoga sadrzaja istocnoslavenskih krivovernih nauka koncem 15.-16. st. // Filozofska istrazivanja, 10 (1990), 3 S. 661-676
  13. "Новое учение" Феодосия Косого и реформационное движение в Речи Посполитой во второй половине XVI - начале XVII века ( к вопросу о масштабе восточноевропейской реформации) // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. Под ред. А.И. Клибанова. М.,1990. C. 238-252.
  14. La Reforme chez les Slaves orientaux // Revue d'histoire et de philosophie religieuse. 70 (1990), 4. P. 449-460.
  15. Брестская уния 1596 г. как форма контрреформационного движения в славянских странах // Материалы школы молодых славистов и балканистов. Звенигород, сентябрь 1988 г. М.,1990. C. 76-86.
  16. «Византийская» тема в восточнославянской реформационной мысли второй половины XVI века // Византия. Средиземноморье. Славянский мир.М., 1991, с.141-154
  17. Религиозная реформация XVI века и восточнославянский мир // Из истории реформаторства в России. Философско-исторические очерки. М.,1991, с.17-22
  18. Реформационная традиция в общественной мысли украинско-белорусских земель Речи Посполитой в конце XVI- первой половине XVII вв. // Развитие общественной мысли в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М.,1991. С. 3-34
  19. Религиозно-культурная и социальная программа греко-католической церкви в Речи Посполитой в конце ХVI- первой половине XVII века. // Славяне и их соседи. Вып.3. Католицизм и православие в Средние века. М.,1991. С. 76-95
  20. "Евангелие учительное" как памятник религиозно-философской мысли восточнославянского средневековья // Отечественная философская мысль XI-XVII вв. и греческая культура. Киев, 1991. С. 229-237
  21. Некоторые аспекты изучения истории цивилизаций в современной французской историографии // Цивилизации. Вып.1. Под ред. М. А. Барга и др. М.,1992. С. 187 -206
  22. Генезис капитализма как альтернатива исторического развития // Анналы. Научно-публицистический альманах. Вып.3 Альтернативность истории. Донецк, 1992. С.132-165
  23. Studium narodowych obsesji. Uwagi krytyczne o pracy Andrzeja Kepinskiego, “Lach i Moskal. Z dziejow stereotypu”, PWN, Warszawa - Krakow, 1990, s. 221 // Przeglad historyczny, L XXXIII (1992), 1, S. 127 - 134.
  24. Православие в украинско-белорусских землях в XV-XVI вв. // Oчерки по истории Украины. М.,1993, с. 27-45
  25. Генезис Брестской унии 1596 г. // Очерки по истории Украины. М.,1993. С. 46-72.
  26. Про деякi шляхи проникнення гуманiстичноi iдеологii в украiнську культуру кiнця XVI - першоi половини XVII ст. // Eвропейське Вiдродження та украiнська лiтература XIV - XVIII ст. Отв. ред. О. Мишанич. Кипв, 1993. С. 110-125.
  27. Reforme chez les Slaves de l'Est? Oui! // “Historiens-Geographes”, N 341 (1993). P.169-175.
  28. Ukraine and Russia. About the book: Ukraine and Russia in Their Historical Encounter. Ed. by Peter J. Potichnyj, Marc Raeff, Jaroslaw Pelenski, Gleb N. Zekulin. Edmonton, 1992 // Canadian Slavonic Papers / Revue canadienne des slavistes. XXXV (1993), N 3- 4, March-June 1993. P.131-147.
  29. Михалон Литвин и его трактат ( в соавторстве с И.П. Старостиной и А.Л. Хорошкевич) // Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и московитян. М., 1994. С. 6-56.
  30. Концепцii унii в церковних i державних колах Речi Послолитоп кiнця XVI ст. // Iсторичний контекст, укладення Берестейськоп унiп i перше поунiйне поколiння. Пiд ред. Б. Гудзяка. Львiв, 1995. С. 39-73 + дискуссия
  31. Представления о власти и идеал "безвластия" в учениях восточнославянских религиозных реформаторов XVI в. // Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. IX Международный семинар исторических исследований “От Рима к Третьему Риму. Москва, 29 -31 мая 1989 г. Под ред. А.Н. Сахарова. Москва, 1995.
  32. «Прояснение, касающееся восстания казаков и вторжения татар в Польшу в 1647 г.» Линажа де Восьенна (публикация рукописи из Национальной библиотеки Франции, перевод, приложение, вступительная статья) // Iсторiя, icторiософiя, джерелознавство (Статтi, розвiдки, замiтки, есе). Киiв, 1996. С. 332-353.
  33. Посольство Ипатия Потия и Кирилла Терлецкого в Рим в 1595-1596 гг. // Славяноведение, 1996, № 2. С. 3 - 21
  34. Центробежные и центростремительные тенденции в развитии европейского христианства в XVI - XVII вв. // Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI - начале XVII вв. Ч. 1. Брестская уния 1596 г. Исторические причины. М.: “Индрик”, 1997. С. 15 -32
  35. Изменения в идейной и культурной жизни Речи Посполитой в эпоху Реформации и православное общество // Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI - начале XVII вв. Ч. 1. Брестская уния 1596 г. Исторические причины. М.: “Индрик”, 1997. С. 42- 60.
  36. Характер первых контактов православного и католического общетва в эпоху Контрреформации // Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI - начале XVII вв. Ч. 1. Брестская уния 1596 г. Исторические причины. М.: “Индрик”, 1997. С. 61 - 84
  37. Основные проблемы истории Киевской митрополии в первой половине XVII в. // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 6. Период самостоятельности Русской Церкви (1589 -1881). Патриаршество в России ( 1589 -1720). Отдел первый. Патриаршество Московское и всея Великия России и Западнорусская митрополия (1589 -1654). Под ред. М. В. Дмитриева, Б. Н. Флори, В. С. Шульгина. Москва, 1996. С. 11 - 22.
  38. Научное наследие А.И. Клибанова и перспективы сравнительно-исторического изучения истории христианства в России // Отечественная история, 1997, № 1. С. 77 - 93
  39. La peur et le peche dans la culture de la Russie medievale: perspectives d’etude comparative // Homo Religiosus. Autour de Jean Delumeau. Paris: Fayard, 1997. P.149 -155
  40. Влияние православия и западного христианства на общество. // Вопросы истории, 1997. N 12. С. 3-19
  41. Историография и нерешенные вопросы генезиса Брестской унии церквей // Историко-филологический вестник Украинского института. М., 1997. Т. 1. С. 254-259
  42. Польская шляхта в XVI - XVIII вв. // Европейское дворянство XVI - XVII вв.: границы сословия. Под ред. В. А. Ведюшкина. Москва, 1997. С. 192-215
  43. Les partages de la Pologne// Histoire du Christianisme en Europe. Vol.X 1750-1850. Sous la dir. de B. Plongeron. Paris: Desclee, 1997. P. 203-211
  44. Autour de 1830: nationalismes, religion, civilisations. La Pologne// Histoire du Christianisme en Europe. Vol. VIII. 1750-1850. Sous la dir. de B. Plongeron. Paris: Desclйe, 1997. P. 782-789 (по ошибке издателей опубликовано под именем Х. Дылёнговой (H. Dylagowa).
  45. К проблемам истории русского монашества в XIV - начале XVI века ( по страницам книги П. Гонно: La Maison de la Sainte Trinitй. Un grand-monastиre russe du Moyen-Age tardif (1345-1533). Paris: Klincksieck, 1993 // Вопросы истории, 1997, № 3. С. 146-153
  46. Православная проповедь в Речи Посполитой во второй половине XVI - первой половине XVII века (по материалам рукописных учительных Евангелий и четьих сборников) // Prawoslawie w Polsсe i Katolicyzm w Rosji. Католицизм в России и Православие в Польше. Pod red. J. Bardacha i innych. Warszawa, 1997. S. 99-107
  47. Дмитриев М. В. “Ваша” и “наша” Русь. Сторонники унии перед проблемой этноконфессионального самоопределения в конце XVI - начале XVII вв. // Украiна: культурна спадщина, нацiональна свiдомiсть, державнicть. Т. 5 (Львiв, 1998). Prosphonema. Iсторичнi та фiлологiчнi розвiдки, присвяченi 60-рiччю академiка Ярослава Iсаэвича. Уклав Б. Якимович. С. 231-244
  48. Польские земли в Средние века и раннее Новое время // История южных и западных славян. Т. 1. Средние века и Новое время. Под ред. Г. Ф. Матвеева и З.С. Ненашевой. М.: Издательство МГУ, 1998. С. 134-241
  49. Уния и порожденные ею конфликты в осмыслении лидеров униатского лагеря // Дмитриев М.В., Заборовский Л.В., Турилов А.А., Флоря Б.Н. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI - первой половине XVII вв. Ч.2. Брестская уния 1596 г. Исторические последствия события. М.: Индрик, 1999. С. 87-121.
  50. Saintete et culte des saints dans les polemiques religieuses russes au mileu du XVIe siecle: Zinovij Otenskij et le starec Artemij // Fonctions sociales et politiques du culte des saints dans les societes de rite grec et latin au Moyen Вge et а l’epoque moderne. Approche comparative. Sous la dir. de M. Derwich et M. Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 1999. P. 347-366
  51. Avant-propos // Fonctions sociales et politiques du culte des saints dans les societes de rite grec et latin au Moyen Вge et а l’йpoque moderne. Approche comparative. Sous la dir. de M. Derwich et M. Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 1999. P. 13-20 ( в соавторстве с М. Дервихом).
  52. Источники по истории Польши (до конца XVIII в.) // Источниковедение истории южных и западных славян. Феодальный период. Под ред. Л.П. Лаптевой. Москва: Издательство МГУ, 1999. С. 110-156
  53. La Russie // L’acceptation de l’autre. De l’edit de Nantes а nos jours. Sous la dir. de J. Delumeau. Paris, 2000. P. 168-179
  54. Православие-Россия-Запад: в чем проблема // Одиссей. 2001. Москва: Наука, 2001. С. 51-55 Identitй nationale et l’identitй religieuse dans les luttes confessionnelles en Ruthйnie (1596-1648) // Conflitti e compromessi nell’Europa di centro fra XVI e XX secolo. A cura di G. Platania. Viterbo: 2001. P. 171-190
  55. “Єресь гусiв” и “єресь Феодосiя Косого” в украiнско-бiлоруському релiгiйному життi третьoi чвертi XVI cт. // Вicник Львiвського унiверситету. Серiя iсторична. Випуск 37. Частина 1. Львiв, 2002. С.122-144.
  56. Польша и Россия в Европе XVII в. Polska i Rosja w Europie XVII w. // Мирные договоры между Речью Посполитой и Россией в XVII в. Тraktaty pokojowe pomiedzy Rzeczpospolita a Rosja w XVII wieku. Krakow, 2002 (Swiadectwa minionych wiekow). C. 6-15 (русский текст и польский перевод).
  57. Человек Православный и Homo Catholicus // Интеллектуальный форум, № 9, май 2002 г. С. 63-87
  58. L’Union de Brest (1595-1596), les Catholiques, les Orthodoxes: un malentendu? // Stosunki miedzywyznaniowe w Europie Srodkowej i Wschodniej w XIV - XVII wieku. Pod red. M. Dygo, S. Gawlasa, H. Grali. Warszawa: Wydawnictwo DiG, 2002. P. 39-60.
  59. Christian Attitudes to Jews and Judaism in Muscovite Russia: the Problem Revisited // CEU History Department Yearbook. 2001-2002. Budapest: Central European University Press, 2002, P. 21-41
  60. О подготовке унии церквей в Речи Посполитой в 1590-1594 гг. // Иван Александрович Воронков - профессор-славист Московского университета. Материалы научных чтений, посвященных 80-летию со дня родждения И. А. Воронкова (1921-1983). Отв. Ред. Г.Ф. Матвеев. М.: Мосгорархив, 2002. С. 34-57 Этнонациональные отношения русских и украинцев в свете новейших исследований // Вопросы истории. 2002. № 8. С. 154-159
  61. Украинская культура XIV - XVI вв. // История культур славянских народов. Т. 1. Древность и средневековье. Под ред. Г.П. Мельникова. М.: ГАСК, 2003. С. 403-431
  62. Die Kirchenunion von Brest (1596) und die Konfessionalisierung der polnishen Ostpolitik in der Regierungszeit Sigismunds III. // Russland, Polen und Osterreich in der fruhen Neuzeit. Festschrift fur Walter Leitsch zum 75. Geburtstag. Hrsg. von Ch. Augustynowicz, A. Kappeler, M.D. Peufuss, I. Schwarcz, M. Wakounig (=Wiener Archiv fur die Geschichte des Slawentums und Osteuropas. Bd. XIX). Wien-Koln-Weimar: Bohlau Verlag, 2003. S. 159-177
  63. Православная культура Московской и Литовской Руси в XVI веке: степень общности и различий // Белоруссия и Украина: культура и история. Ежегодник 2003. М.: Наука, 2003. C. 9-22
  64. Рецензионная статья на книгу: Gudziak B. A. Crisis and Reform. The Kyivan Metropolinate, the Patriarchate of Constantinople, and the Genesis of the Union of Brest. Cambridge: Harvard University Press, 1998 (Harvard Series on Ukrainian Studies) // Белоруссия и Украина: культура и история. Ежегодник 2003. М.: Наука, 2003. C. 355-372
  65. Взгляд православных и взгляд католиков на объединение церквей накануне Брестской унии 1596 г.//От Древней Руси к России нового времени Сборник статей к 70-летию Анны Леонидовны Хорошкевич. М.: Наука, 2003. С. 458-473
  66. Брестская уния в исследованиях польских и российских историков // Российско-польские научные связи в XIX - XX вв. / Отв. ред. В.К. Волков. М.: Индрик, 2003. С. 203-217
  67. Церковные братства Киевской митрополии в конце XVI в.: результат «православной конфессионализации»? // Сравнительная история: методы, задачи, перспективы. Сб. статей. / Отв. ред. М.Ю. Парамонова. Москва, 2003. С. 133-153
  68. Евангелие в польской и украинско-белорусской культуре Речи Посполитой XVI - XVII вв.: притча о мытаре и фарисее в католической (Петр Скарга) и православной (Учительное Евангелие) проповеди // Одиссей. Человек в истории. 2003. Язык Библии в нарративе. М.: Наука, 2003. С. 13-22
  69. Culture «latine» et culture «orthodoxe» a l’est de l’Europe au XVIIeme siecle // XVIIeme siecle. 2003. N 3. (Juillet-Septembre 2003, 55eme annee). Numero special: «La frontiere entre les chretientes grecque et latine au XVIIeme siecle. De la Lithuanie a l’Ukraine subcarpathique). P. 391-414
  70. Joseph de Volokolamsk, etait-il antisemite? // Les Chretiens et les Juifs dans les societes de rites grec et latin. Approche comparative. Actes du colloque organise les 14-15 juin 1999 a la Maison des Sciences de l’Homme (Paris).Textes reunis par M. Dmitriev, D. Tollet et E. Teiro. Paris: Honore Champion Editeur, 2003. P. 77-98.
  71. Terrain а explorer : antijudaisme, philojudaisme, antisemitisme dans les societes de rite grec avant le XVIIIe siecle // Les Chretiens et les Juifs dans les societes de rites grec et latin. Approche comparative. Actes du colloque organise les 14-15 juin 1999 a la Maison des Sciences de l’Homme (Paris).Textes reunis par M. Dmitriev, D. Tollet et E. Teiro. Paris: Honore Champion Editeur, 2003. P. 339-365.
  72. Евреи во взглядах польского проповедника середины XVII века Павла Рушеля // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. Сборник статей. М.: Сэфер - Институт славяноведения РАН, 2003. С. 45-67
  73. Культура Украины XVII – XVIII вв. // История культур славянских народов. Т. 2. От барокко к модерну. М.: ГАСК, 2005. С. 81-96
  74. Культура Украины и Белоруссии в эпоху Просвещения // История культур славянских народов. Т. 2. От барокко к модерну.Под ред. Г.П. Мельникова. М.: ГАСК, 2005. С. 228-234 (в соавторстве в Ю.А. Лабынцевым и Л.Л. Щавинской). С. 228-234.
  75. Украинская культура 19 в. // История культур славянских народов. Т. 2. От барокко к модерну. Под ред. Г.П. Мельникова. М.: ГАСК, 2005. С. 397-412.
  76. Киево-Могилянская академия и этницизация исторической памяти восточных славян (Иннокентий Гизель и Феодосий Софонович)// Кипвська Академiя. Вип. 2-3. Киiв, 2006. С.14-31.
  77. Конфессиональные и этнические компоненты "стратегий различения" в «Повести временных лет» и «Хронике Галла Анонима» // Исторические мифы и этнонациональная идентичность. Под ред. Л. П. Репиной (= Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2007. Вып. 21). Москва: Издательство ЛКИ, 2007. С. 345-363.
  78. О «магическом» и мистическом в восточнославянской православной культуре XVI в. // Народная медицина и магия в славянской и еврейской культурной традиции. Сб. статей. Москва: «Сэфер», 2007. С.145-154.
  79. Исторические предпосылки и генезис Брестской унии: факты и интерпретации //Die Union von Brest (1596) in Geschichte und Geschichtsschreibung: Versuch einer Zwishenbilanz. Herausgegeben von I. Marte und O. Turij. Lviv, 2008. C. 95-115.
  80. Брестская уния: 300 лет спустя (религиозный опыт галицийских переселенцев в Канаду, рубеж XIX и XX вв.) // Confraternitas. Ювiлейний збiрник на пошану Ярослава Iсаэвича. Львiв: Iнститут украiнознавства, 2006-2007. C. 554-585.
  81. Религиозные войны в Речи Посполитой? К вопросу о последствиях Брестской унии 1596 года // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2008. № 1 (3). С. 3-22.
  82. Протопоп Аввакум и Corpus Areopagiticum // Каптеревские чтения. Сборник статей. Вып. 6. Москва: ИВИ РАН, 2008. С. 104-108.
  83. От Брестской унии к Переяславской раде: религиозные факторы сближения Украины и России в начале XVII в. // Украина и украинцы: образы, представления, стереотипы. Русские и украинцы во взаимном общении и восприятии. М.: Инслав РАН, 2008. С. 308-321.
  84. Представления о грехе и природе человека (христианская антропология) в средневековом католицизме и православии // Сравнительное изучение религиозных традиций: Россия, Восточная Европа, постсоветское пространство. Сборник авторских программ и материалов учебных курсов. Иваново: Изд-во «Ивановский государственный университет», 2010. С. 263-270.
  85. Брестская церковная уния 1595-96 гг. как конфликт двух экклезиологий и cultural misunderstanding // Rzeczpospolita vs Carstwo – spor cywilizacyjny czy walka imperiow / Pod red. A. Gila. Lublin: Institut Europy Srodkowo-Wschodniej, 2011. C. 15-39.
  86. Об отношении к «грамматике, риторике и силлогизмам» в православной культуре Восточной Европы на рубеже 16-го и 17-го веков // Образование и школа на Западе и Востоке Европы в раннее новое время / Под ред. Е.С. Токаревой. М.: ИВИ РАН, 2012.
  87. Московская Русь и мусульмане в XVII веке: почему не велась миссионерская политика? // Православный собеседник. Выпуск 1(23). Казань: Издательство Казанской духовной академии, 2012. С. 114-125.
  88. Ещё раз о митрополите Рагозе и Брестских соборах октября 1596 года // Крiзь столiття. Студii на пошану Миколи Крикуна з нагоди 80-рiччя. Львiв, 2012. С. 358-369.
  89. Polska, Ukraina i Rosja w polowie XVII wieku // Ugody polsko-ukrainskie w XVII wieku. Krakow, 2002. P. 30-37 (текст опубликован по-польски и по-украински)
  90. Two Views on Religious Toleration in the 16th Century: Robert Persons and starets Artemij// Кtre catholique, кtre orthodoxe, кtre protestant. Confessions et identitйs culturelles en Europe mйdiйvale et moderne. Etudes reunies et publiees par Marek Derwich et Mikhail V. Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 2003. P. 89-109 (совместно с А.Ю. Серегиной)
  91. Catholicisme, Orthodoxie, Protestantisme et les sociйtйs de l’Europe: questions а poser// Кtre catholique, кtre orthodoxe, кtre protestant. Confessions et identites culturelles en Europe medievale et moderne. Etudes reunies et publiees par Marek Derwich et Mikhail V. Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 2003. P. 15-38
  92. Les confrйries de Ruthйnie dans la deuxieme moitie du XVIe siecle - une "Reforme orthodoxe"? // Кtre catholique, кtre orthodoxe, кtre protestant. Confessions et identites culturelles en Europe medievale et moderne. Etudes reunies et publiees par Marek Derwich et Mikhail V. Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 2003. P. 208-220
  93. Etre orthodoxe en Ruthenie (Ukraine, Bielorussie) au XVIe siecle : les institutions et le vecu chretien // Кtre catholique, кtre orthodoxe, кtre protestant. Confessions et identites culturelles en Europe medievale et moderne. Etudes reunies et publiees par Marek Derwich et Mikhail V. Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 2003. P. 355-371
  94. Lacina jako medium wplywow zachodnich w kulturach wschodnioslowianskich XVI i XVII wieku // Lacina jako jezyk elit. Pod red. J. Axera. Warszawa: DiG, 2004. S. 343-373
  95. Dans le monde enchante des communautes de Vieux-Croyants du bassin superieur de la Kama (Verkhokam’e) // Montagnes sacrees d’Europe. Actes du colloque «Religion et montagnes» (mai-juin 2002, Tarbes). Textes reunis par N. Lemaitre et S. Brunet. Paris: Publications de la Sorbonne, 2005. P. 339-356
  96. Le confessionel et l’ «ethnique» dans la construction des discours proto-nationaux en Russie Moscovite aux XVIe - XVIIe siecles // Istina. Vol. L (2005), pp. 137-162.
  97. Die Sicht des Judaismus im Russland des 16. Jahrhunderts // Christen und Juden im Reformationszeitalter / Herausgegeben von R. Decot und M. Arnold. Mainz: Verlag Philipp von Zabern, 2006 (=Veroffentlichungen des Instituts fur Europaische Geschichte. Beiheft 72). S. 217-235.
  98. De l'Union de Brest a l'emergence de l'"ombre russe" en Europe de l'Est au XVIIeme siecle? //L'ombra della Russia sull'Europa Centro-Orientale. Storia, letteratura e altre cose. Atti del Colloquio Internazionale (San Martino al Cimino, 14-17 giugno 2006). A cura di Gaetano Platania.Viterbo: Sette Citta, 2007. P. 31-69.
  99. Vivre la difference dans l’Empire orthodoxe des premiers tsars : musulmans, paiens et tolerance a la moscovite, 1550-1700 // Vivre dans la difference, hier et aujourd’hui. Actes du colloque, Nimes, 24-25 novembre 2006 / Publies par G. Audisio et Fr. Pugniere. Avignon : A. Bathelemy, 2007. P. 121 -134.
  100. Denys l’Areopagite lu en Russie et en Ruthenie aux XVe-XVIIe siecles. Joseph de Volokolamsk, le starets Artemij, le protopope Avvakum // ISTINA, LII (2007), № 4, octobre-decembre. P. 449-465.
  101. Western Christianity and Eastern Orthodoxy // The Cambridge History of Christianity. Vol. VI. Reform and Expansion, 1500 -1660 /Edited by R. Po-Chia Hsia. Cambridge University Press, 2007. P. 321-342, 666-672 (bibliography).
  102. L’Europe ”latine” et l’Europe “orthodoxe”: dimensions d’alterite // Revue historique. T. CCCXI (2009), № 3. P. 645-670.
  103. Humanism and Traditional Orthodox Culture of Eastern Europe. The Problem of Compatibility (15th – 17th Centuries) // On the Border of the Worlds. Essays about the Orthodox and Uniate Churches in Eastern Europe in the Middle Ages and the Modern Period / Ed. By A. Gil and W. Bobryk. Siedlce-Lublin: Akademia Podlaska; Instytut Europy Srodkowa-Wschodniej, 2010. P. 45-83.
  104. L’effondrement de la Pologne (Rzeczpospolita polska) a l’epoque de la paix de Karlowitz : le poids du religieux // La paix de Karlowitz, 26 janvier 1699. Les relations entre l’Europe centrale et l’Empire Ottoma /Sous la dir. De Jean Berenger. Paris :Honore Champion editeur, 2010. P. 63-94.
  105. « Etre catholique” et “etre Francais” dans certains textes de la fin du XVIe siecle // Revue d’histoire de l’Eglise de France, t. 96 (2010), № 2, р. 329-347.
  106. Conflict and Concord in Early Modern Poland: Catholics and Orthodox at the Union of Brest // Diversity and Dissent. Negotiating Religious Difference in Central Europe, 1500 -1800 /Ed. by H. Louthan, G. B. Cohen and F. A.J. Szabo. New York-Oxford: Berghahn Books, 2011. P. 114-136