FORD, 1903-2003: THE EUROPEAN HISTORY

Bordeaux conference, 14-15 NovemBer 2003

Bordeaux 4-UniversiTy, Montesquieu

Economic History Centre-IFREDE

Программа международной конференции

“История компании Форда в Европе, 1903—2003”

Центр Монтескье по изучению экономической истории, Университет г. Бордо, Франция

The program Ford 1903-2003: The European History intends to reconstitute the history of Ford Motor Company in Europe during its first century of existence (1903-2003).

Программа конференции воссоздает историю компании Форда в Европе на протяжении столетия. Она охватывает широкий круг вопросов: производственная и рыночная стратегия; формирование, распространение и развитие фордовской системы производства и распределения, имидж продукции (марки) и маркетинг; стратегии расширения, интернационализации и глобализации бизнеса; создание альянсов, слияния и поглощения; деятельность компании в странах и регионах, где она утвердилась.

В программу вошли как уже завершенные, так и проводимые в настоящее время исследования, охватывающие широкий круг проблем: история фордовского бизнеса в основных странах Европы (Великобритания, Германия, Франция, Италия, Испания), в малых странах (Бельгия, Нидерланды, Дания, Швеция и др.), на периферии (Россия, Турция); его организационное развитие и менеджмент; история европейских филиалов компании.

Ответственные за научную координацию и подготовку конференции:

Подготовка конференции входит в общий исследовательский проект, выполняемый на протяжении 2001 — 2004 гг. в Центре Монтескье по экономической истории Университета Монтескье в Бордо-4, при поддержке Регионального Совета Аквитании (Conseil regional d’Aquitaine). Этот Центр совместно с CRITEC (Центр промышленных технологий) в составе Федеративного Института по изучению экономической динамики (IFREDE) осуществляет связь с компанией Форда. Научную помощь проекту оказывает Международная сетевая организация представителей социальных наук, занимающихся изучением автомобильной промышленности (GERPISA).

Место проведения конференции: Торгово-промышленная палата г. Бордо, расположенная в историческом центре города.

Доклады и выступления

Общие проблемы

Mira Wilkins, professor of economic and business history, Florida, United States: “Ford among multinational companies: a long-term project”. Компания Форда и транснациональные корпорации: долгосрочное развитие.

Elizabeth Adkins, manager of Ford archives services in Detroit: “Ford archives and the European history of the company”. Архивные документы компании Форда и ее история в Европе.

Начальный этап деятельности компании Форда в Европе

Patrick Fridenson, senior researcher and professor in business history, École des Hautes Études en sciences sociales, Paris, France: “Ford as a model for French car makers in the interwar”. Фордовский автомобиль как образец для французских автомобилестроителей в период между Первой и Второй мировыми войнами.

Jean-Louis Loubet, professor in economic history, University of Évry-Val d’Essonne, and Nickolas Hatzfeld, associate professor in economic and social history, University of Évry-Val d’Essonne, France: “Ford in France, 1908-1954”. Компания Форда во Франции, 1908—1954.

Boris Mikhailovich Shpotov, leading fellow, Institute of World History, Russian Academy of Sciences, “Ford in Russia from to 1909 to WW2”. Компания Форда и Россия, с 1909 г. до Второй мировой войны.

Дискуссия.

Yves Cohen, senior researcher at Ecole des hautes études en sciences sociales, Paris, “The Fordson tractors in Russia in the interwar”. Трактора “фордзон” в России между Первой и Второй мировыми войнами.

Steven Tolliday, professor in economic and social history, Leeds University, Leeds, United Kingdom: “Ford in Europe: strategy and evolution from the 1930s to the 1960s”. Компания Форда в Европе: стратегия и развитие в 1930 — 1960-е гг.

Salvador Estapé-Triay, associate professor in economics, Universitat Pompeu Fabra, Barcelona, Spain: “Ford in Spain between the 1920s and the 1950s”. Компания Форда в Испании, 1920 — 1950-е гг.

Hubert Bonin, professor in economic history at Bordeaux Political Studies Institute (France): “Ford and European tensions and war (1930s-1940s): an essay about multinationals confronted with dire times and war”. Компания Форда, напряженность в Европе и война (1930 —1940-е гг.): действия транснациональных корпораций в неблагоприятной обстановке.

Слово общественности

Edsel Ford’s speech. Выступление Эдсела Форда II.

Questions to Edsel Ford by Steven Tolliday and Yannick Lung. Вопросы профессора Стивена Толлидея и профессора Янника Лунга Эдселу Форду II.

Speeches from the Bordeaux mayor and the president of Bordeaux Chamber of Trade & Industry. Выступления мэра г. Бордо и президента Торгово-промышленной палаты г. Бордо.

Компания Форда в европейских странах на протяжении ХХ в.

Steven Tolliday: “Ford’s strategy and development in the UK”. Стратегия и развитие компании Форда в Великобритании.

Thierry Grosbois, Université catholique de Louvain (Belgium): “ Ford in Belgium in the 20th century”. Компания Форда в Бельгии в ХХ в.

Ferry De Goey, Centre of business history, Erasmus University, Rotterdam, The Netherlands: “Ford in the Netherlands in the 20th century”. Компания Форда в Нидерландах в ХХ в.

Giuseppe Volpato, professor in economics and management, Universita Ca’ Foscari, Venice, Italy: “Ford in Italy: commercial breakthroughs without industrial bridgeheads”. Компания Форда в Италии: коммерческий успех без создания производства.

Kurt Pedersen, Jesper Strandskov and Peter Sørensen, professors at Aarhus School of Business; Per Boje, professor at Aalborg University; Denmark: “Ford in Scandinavia”. Компания Форда в Скандинавии.

Lale Duruiz, professor in management, University Marmara, Istanbul, Turkey, “Ford in Turkey”. Компания Форда в Турции.

Дискуссия.

Компания Форда и Европа в последней четверти ХХ в.

Gérard Bordenave, associate professor in economics, Montesquieu-Bordeaux 4 University, France: “Ford of Europe, 1967-2003”. Европейские филиалы компании Форда, 1967—2003.

Enrique de Miguel Fernandez, profesor catedratico de administracion de empresas, Universidad politecnica de Valencia, Spain: “Ford in Valencia, 1970s-2000”. Форд в Валенсии, 1970—2000.

Huw Beynon, professor at the School of social sciences, Cardiff University, United Kingdom, “The history of industrial relations at Ford U.K.”. История производственных отношений в Британской компании Форда.

Paul Thomes, professor at LFG Wirtschaft- & Sozial Geschichte, Rheinisch Westfälische Technische Hochschule, Aachen, Germany: “Auf der ‘Linie der Vernunft’? Ford marketing strategies in Germany, 1945-2003”. Маркетинговая стратегия Форда в Германии, 1945—2003.

Walter Kaiser, professor at Lehrstuhl für Geschichte der Technik der RWTH (history of technlogy), Aachen, Allemagne: “Ford Germany and technological moves”. Германская компания Форда и передача технологий.

Bernard Jullien, associate professor in economics, Montesquieu University, Bordeaux, France: “History of car retailing at Ford France”. История розничных продаж автомобилей Французской компании Форда; and Elaine Norberto, professor in marketing, Universida Federal do Bahia, Salvador de Bahia, Brazil: “The history of Ford marketing in France”. История фордовского маркетинга во Франции.

A Bordeaux University team, “The evolution of the Ford plants in Bordeaux-Blanquefort since the 1970s”. Развитие фордовского производства в районе Bordeaux-Blanquefort с 1970-х годов.

Из современной истории компании Форда в Европе

Yannick Lung, professor in economics at Montesquieu-Bordeaux 4 University, France: “Ford’s strategies of mergers & acquisitions and alliance in Europe since the 1990s (Jaguar, Volvo, etc.)”. Фордовская стратегия слияний и поглощений с 1990-х годов и создание альянса европейских производителей (компании Jaguar, Volvo, и др.).

Jean-Jacques Chanaron, senior researcher at CNRS-GATE, Lyon, “Ford in Russia since the 1990s”. Компания Форда в России с 1990-х годов до нашего времени.

Дополнительно будут представлены доклады и материалы о современном положении компании Форда на европейском рынке и статистические данные по каждой стране (производство, занятость, доля на рынке).

От истории к современности

Michel Freyssenet, senior researcher at CNRS-GERPISA, “The ‘Ford model’: from a core industrial system to fresh debates”. Фордовская модель бизнеса: от основ производства к новым идеям.

A roundtable: The ‘Ford model’ (global management, social resources’ management, technical transfers, etc.). Круглый стол: “Фордовская модель” бизнеса (глобальный менеджмент, управление людскими ресурсами, передача технологий и т.д.)”.

Публикация материалов конференции

Издание сборника письменных докладов, присланных участниками конференции, приурочено ко времени ее проведения в Бордо в середине ноября 2003 г. Он будет выпущен французским издательством на английском языке. Второй сборник, включающий рабочие материалы конференции, выйдет в 2004 г. также на англ. яз.