Поткина И.В. Создатели и меценаты Музея изящных искусств имени Александра III (культурные аспекты формирования гражданского общества в России) // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 9. М., 2003. С. 75-76.

В интернет-версии публикации начало каждой страницы отмечено: {номер страницы}.


{75}

9 октября 2002 г.

И.В. Поткина
(Институт российской истории РАН)

Создатели и меценаты
Музея изящных искусств имени Александра III
(культурные аспекты формирования гражданского общества в России)

   Торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III в Москве состоялось 31 мая 1912 г. Столь важному событию в истории отечественной культуры предшествовал долгий период, связанный с поиском материальных средств и места, со строительством здания и составлением художественных коллекций. В этот процесс оказались вовлеченными большое количество людей разных званий и сословий, которых на завершающем этапе собрал вокруг себя профессор-подвижник И.В. Цветаев. От момента возникновения идеи эстетического музея, первоначально высказанной княгиней З.А. Волконской, до ее воплощения И.В. Цветаевым прошло более 80 лет. Важнейшей особенностью данной истории стало то, что учебный Музей изящных искусств при Московском университете был создан благодаря гражданской инициативе, на частные пожертвования при поддержке правительства и муниципальной власти, и в конечном итоге обрел форму полноценного государственного учреждения, предназначенного для всего общества.

   Ключевой фигурой этого созидательного процесса стал И.В. Цветаев, роль которого трудно переоценить. Он сделал невероятное: привлек к созданию Музея денежные средства двух коммерческих фирм и 28 чел., из них только на долю Ю.С. Нечаева-Мальцева приходилось 1,8 млн руб. Остальные пожертвовали в общей сложности более 840 тыс. руб. Все они принадлежали к состоятельной части общества, представляли столицы и провинцию, различные сословия (царствующую фамилию, дворянство, купечество {76} и интеллигенцию), исповедовали разные религии (православие, включая старообрядчество, протестантизм и иудаизм). При этом 16 чел., не считая тех, кто одновременно жертвовал и деньги и предметы искусства, принес-ли в дар Музею свои художественные коллекции. Умение объединить столь разных людей во имя осуществления одной, чисто светской по своему характеру, цели, которая направлена на благо всего общества, является большим политическим искусством. Подобное объединение не может быть только результатом односторонней акции, необходимо встречное желание работать вместе с людьми, придерживающимися иных, а зачастую и противоположных, взглядов. Музей изящных искусств и явил собою такой пример.

   Сохранившийся дневник И.В. Цветаева и его обширная переписка с людьми, так или иначе причастных к созданию Музея, свидетельствуют о том, что именно он являлся подлинным носителем идеологии и культуры гражданского общества, покоящейся на уважительном отношении к чужой собственности, к другим политическим убеждениям и взглядам, к иному выбору современников. Сформулировав для себя самого основные правила общественно-политического поведения, И.В. Цветаев только ими и руководствовался при общении с людьми, которые, по его мнению, могли помочь материальными средствами и своим общественным положением. В конце концов такая политика и привела его к успеху. Написанный профессором проект Положения о Комитете по устройству Музея, также является свидетельством воззрений гражданского общества. Принципы, на которых строилась деятельность Комитета, говорят о том, что это была самоуправляемая общественная организация. К ним прежде всего относится процедура получения, распоряжения и расходования денежных средств, а также обязательность публичной отчетности. Данное обстоятельство тем более важно, что Комитет по существу являлся казенным учреждением, подотчетным в первую очередь декану историко-филологического факультета Московского университета.

   Современники осознавали особенность Музея изящных искусств, что непременно подчеркивалось в путеводителях по его залам. С позиций настоящего времени деяние И.В. Цветаева в общественно-политическом смысле квалифицируется как гражданская инициатива. То же самое можно сказать и обо всех меценатах Музея. Их активная позиция, проявившаяся в сфере культуры, на мой взгляд, свидетель-ствует о наличии элементов гражданского общества в Российской империи. Таким образом, создание Музея изящных искусств имени Александра III в Москве стало не только важным явлением в культурной жизни России, но и знаменательным событием в общественной жизни.