Быстрова И.В. Отечественный военно-промышленный комплекс в ХХ веке. Опыт развития // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 8. М., 2002. С. 129-131.

В интернет-версии публикации начало каждой страницы отмечено: {номер страницы}.


{129}

И.В. Быстрова
(ИРИ РАН)

Отечественный военно-промышленный комплекс в ХХ веке.
Опыт развития

Тезисы доклада на заседании ЦЭИ 15 мая 2002 г.

   В СССР оборонная промышленность как совокупность обособленных и взаимосвязанных видов военного производства начала создаваться в 1920-е {130} - 1930-е годы. Военно-промышленный комплекс СССР как постоянно действующая система взаимоотношений субъектов экономической и социально-политической структуры советского общества, связанных с обеспечением военной безопасности страны, сформировался в послевоенные годы в условиях холодной войны.

   К середине 1960-х годов в СССР существовало девять базовых оборонно-промышленных министерств, которые в совокупности с 10 министерствами-смежниками под руководством высших партийных органов и Военно-промышленной комиссии при Президиуме Совета министров составляли основу всей социально-экономической системы СССР.

   В конце 1980-х годов предприятия оборонного комплекса производили 20-25% валового внутреннего продукта (ВВП) страны, поглощая огромную часть материальных и людских ресурсов (по расчетам некоторых экономистов, военные расходы занимали до 60% бюджета страны). В "оборонке" были сосредоточены лучшие научно-технические разработки и кадры: до 3/4 всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) производилось в сфере ОПК. Предприятия оборонного комплекса производили большую часть гражданской продукции: 90% телевизоров, холодильников, радиоприемников, 50% пылесосов, мотоциклов, электроплит. Около 1/3 населения страны проживало в зоне размещения предприятий ОПК. Все это, вместе с тем, приводило к чрезмерному раздуванию зоны "непроизводительных" расходов на разработку и создание вооружений, в ущерб сфере потребления.

   С начала 1990-х годов ОПК вместе с российским обществом вступил в полосу экономического и политического кризиса. Резкое сокращение ассигнований привело к деградации оборонных предприятий, вымыванию квалифицированных кадров в другие сферы деятельности (бизнес, отъезд за границу и т.д.). По оценкам Министерства экономики России, в 1991-1995 гг. из оборонной промышленности ушло 2,5 млн работников. Военная продукция оборонной промышленности сократилась в 1997 г. по сравнению с 1991 почти на 90%. В бедственном финансовом положении оказались и Вооруженные Силы.

   Вместе с тем, в эти годы произошло существенное изменение форм собственности в этой сфере: если в СССР все оборонные предприятия находились в собственности государства, то к концу 1990-х годов более трети предприятий стали акционерными обществами. С 1999 г. военно-промышленная политика России изменилась в направлении роста финансирования ОПК, консолидации и повышения конкурентоспособности экспорта вооружений и военной техники. Для выработки военно-промышленной политики при правительстве РФ 22 июня 1999 г. была создана Комиссия по военно-промышленным вопросам. Произведена реорганизация системы управления: создано 5 федеральных агентств оборонной промышленности (Российское авиационно-космическое агентство, агентства по обычным вооружениям, по боеприпасам, по судостроению, по системам управления). Эти органы наделены контрольными и лицензионными полномочиями в отношении всех государственных предприятий и организаций в соответствующих отраслях, а также наблюдают за неко-{131}торыми аспектами деятельности акционерных обществ в этих отраслях. Эта организационная система охватывает 1674 предприятия.

   В ходе военной реформы упор делается на развитие передовых технологий двойного назначения, с концентрацией средств и ресурсов на наиболее конкурентоспособных предприятиях оборонно-промышленного комплекса, при сокращении их общей численности с 1700 до 670.

   В целом резкое изменение геополитической ситуации в мире способствует возвращению военного фактора как в систему международных отношений, так и в экономические структуры ведущих стран. Национальные интересы России и ее новая роль в системе международной безопасности диктуют необходимость восстановления, качественного обновления и развития ее военного потенциала.