Поткина И.В. Современное состояние "business history" (истории предпринимательства) за рубежом // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 6. М., 2001. С. 142-155 (Постраничные примечания).

В интернет-версии публикации начало каждой страницы отмечено: {номер страницы}.


{142}

И.В.Поткина
(ИРИ РАН)

Современное состояние "business history"
(истории предпринимательства) за рубежом

   История бизнеса как научная дисциплина имеет общие корни с экономической историей. Уже в конце XIX в. стали складываться предпосылки ее возникновения. В странах Западной Европы и в Америке все начиналось с публикаций автобиографий и биографий известных преуспевающих предпринимателей. Однако статус научной дисциплины история бизнеса приобрела далеко не сразу и только во второй половине XX в.

   США стали мировым лидером в длительном процессе становления новой отрасли знания. В 1926 г. появился первый специализированный журнал "Business History Review", на страницах которого публиковались материалы, посвященные истории предпринимательских династий, а также многим аспектам коммерческой и производственной деятельности бизнесменов в обществе. В 1927 г. американский историк Н.С.В.Грас возглавил первую кафедру истории бизнеса в Гарвардском университете. Объединенные усилия журнала и нового структурного подразделения внесли не только важную лепту в определение предмета и в расширение рамок исследований, но и в процесс дальнейшей институализации "business history", результатом которого стало рождение Гарвардской школы1. Журнал и кафедра явились своеобразным прологом к учреждению Центра по изучению истории предпринимательства (Center for Business History) при Гарвардском университете.

   Это знаменательное событие произошло в 1948 г. Крупнейший австрийский экономист Й.А.Шумпетер, с 1932 г. и до конца жизни постоянно работавший на должности профессора в ведущем американском университете, и его коллега историк А.Коул стали основателями первого в мире специализированного научного центра. Его создание послужило отличным стимулом для многих специалистов. С 1950 г. в рамках направления "business history" появились исследования, посвященные изучению истории крупных фирм, отраслей производства, а также мелкого бизнеса, которые до сих пор остаются магистральными темами2.

   {143} Во второй половине XX в. организационное оформление новой отрасли знания в США получило дальнейшее развитие. С 1954 г. и по сей день в рамках Американской конференции по истории бизнеса (American Business History Conference) ежегодно проводятся форумы, которые собирают специалистов со всего мира. Одновременно с этим Американская конференция издает специализированные журналы: в 2000 г. на смену широко известному периодическому органу "Предпринимательская и экономическая история" (Business and Economic History) пришел новый международный журнал "Предприятие и общество" (Enterprise and Society). В настоящее время в США параллельно с этой авторитетной организацией работают еще две: Общество экономической и предпринимательской истории (Economic and Business Historical Society) и Центр по истории бизнеса, технологии и общества Музея Хагли (Hagley Museum). Они также каждый год созывают конференции, посвященные актуальным проблемам истории предпринимательства в Америке, Европе и на Востоке. Музей Хагли и его библиотека являются одним из крупнейших в США независимых исследовательских центров. Богатейшая коллекция книг по истории экономики, бизнеса, технологии, индустриализации и многим другим аспектам делает это учреждение привлекательным для специалистов3.

   Существуют важные вехи и в развитии теоретико-методологической базы "business history". В 1937 г. была опубликована небольшая статья американца Р.Коуза "Природа фирмы" (The Nature of the Firm), которой суждено было сыграть важную роль в разработке теории фирм. Автор существенно изменил господствующие представления о ней и о мультинациональных корпорациях, поскольку провел четкую границу между рынком и фирмой. Р.Коуз рассматривал их как альтернативные структуры. В конечном итоге он определил, как наилучшим образом экономить на том, что позже войдет в науку под названием "трансакционные издержки". Благодаря его работе предпринимательская функция, доселе недооцененная экономистами, была поставлена на важное место в экономической системе4.

   Другой еще более заметной вехой в развитии теоретико-методологической базы является творчество Й.Шумпетера. Его вклад в науку трудно переоценить. Знаменитая "концепция Новатора" поставила в свое время "business history" на прочный фундамент. Суть ее заключалась в том, что в модель экономической системы, главной чертой которой являлось дости-{144}жение и поддержание равновесия, ученый ввел новую производственную функцию. Она, по мнению Й.Шумпетера, осуществлялась Новатором, стремившимся получить бóльшую прибыль. В достижении этой цели на помощь предпринимателю приходил банкир, который предоставлял необходимые кредиты и одновременно с этим обеспечивал Новатору возможность действовать5.

   Рубеж 50-60-х гг. XX столетия ознаменовался завершением "младенческого" периода развития "business history", главной характерной чертой которой являлась описательность. С одной стороны, многочисленные эмпирические работы, накопившие огромный фактический материал, неизбежно подводили историков к необходимости концептуализации дисциплины с учетом новейших достижений социально-экономических исследований. С другой стороны, в 60-е гг. бихевиористские теории, господствовавшие в истории бизнеса, на тот момент уже исчерпали себя и перестали удовлетворять специалистов, поскольку делали акцент на анализ менеджерского поведения, а не предпринимательского. Некогда основательная концепция Новатора в представлении ученых имела слишком узкие границы как для реконструкции, так и для интерпретации явлений прошлого. К тому же, именно на рубеже 50-60-х гг. появились теории корпоративного менеджмента. Всеобщее признание получили школы "человеческих отношений" и "организационного поведения", а также теории лидерства и стилей руководства. Время поставило перед историками непростую задачу: путем разработки новых теорий преодолеть описательность и статику, изначально присущую "business history", и тем самым обрести статус подлинной научной дисциплины6.

   В 1959 г. была опубликована фундаментальная монография Э.Пенроуз "Теория роста фирмы". Появление этой работы стало подлинным прорывом в разработке эволюционной теории фирмы. С течением времени исследование американского ученого не потеряло своей актуальности, двадцать лет спустя книга была переиздана. Автор наполнила иным содержанием само понятие фирмы. По ее мнению, она является, с одной стороны, собранием материальных и человеческих ресурсов, а с другой, административной организацией, которая имеет трансакционные преимущества на рынке. Пенроуз доказала, что фирма обладает силой роста даже при скудном ме-{145}неджерском потенциале. При этом предел роста возникает только в том случае, если фирма попадает в ситуацию, связанную с увеличением издержек или нехваткой материальных ресурсов. Работа американской исследовательницы ярко высветила три важных области, которые предстояло изучить: 1) стратегический менеджмент, 2) организационное поведение и 3) технологические изменения7.

   Хотелось бы подчеркнуть, что современная эволюционная теория фирмы во многом базируется на представлениях, высказанных в середине XX в. такими учеными, как Й.Шумпетер и Э.Пенроуз. Их работы послужили своеобразным мостиком между первоначальным периодом становления дисциплины и 60-70-ми гг., когда по обе стороны Атлантического океана велись оживленные дискуссии о предмете, методологии и судьбе "business history". На этом временно прервем рассказ о теоретическом взрослении новой отрасли знания.

   Американская схема организационного становления дисциплины "история бизнеса" с опозданием не в одно десятилетие повторилась в главных своих деталях в ведущих промышленных странах Западной Европы.

   В 1958 г. по инициативе профессора Ливерпульского университета Ф.Е.Хайда в Великобритании стал издаваться журнал "Business History". Год спустя благодаря спонсорской поддержке Торговой палаты Глазго был учрежден фонд, который позволил профессору П.Л.Пэйну организовать лекционные курсы по истории бизнеса в ведущем шотландском университете. Положительную роль в процессе институализации сыграл образованный в 1960 г. Шотландский совет по предпринимательским архивам, взявший на себя роль связующего звена между преподаванием и академическими исследованиями. Совет также много сделал в области изучения и использования документов частных архивов.

   Следующий этап институализации "business history" был связан с образованием научно-исследовательских центров при университетах в Глазго (1989 г.) и в Рединге, которые в настоящее время тесно сотрудничают друг с другом. В рамках Лондонской школы экономики также активно действует структурная единица по истории бизнеса (Business History Unit - BHU). Более того, специалисты Великобритании в 1990 г. объединились на общенациональном уровне, учредив Ассоциацию бизнес-историков (ABH). Она объединила более 200 специалистов. Эта организация раз в два года проводит широкие форумы, на которые приглашает специалистов из других стран8.

   {146} К числу европейских первопроходцев принадлежат также специалисты из Германии и Бельгии. Одна из первых организаций по истории бизнеса на континенте появилась в 1971 г. при университете Антверпена (Centrum voor Bedijfgeshiedenis). Это структурное подразделение, с одной стороны, сконцентрировало свои усилия на изучении истории предпринимателей и предпринимательства Антверпена, начиная с XVII в. и кончая современностью, а с другой, стало важнейшим центром документации. Здесь не только создаются библиографии и описи, но и хранятся коллекции делопроизводственных документов.

   В настоящее время в Бельгии имеется несколько центров, где проводятся фундаментальные исследования по различным аспектам. В 1986 г. в Свободном университете Брюсселя преподавателями истории и журналистики была создана Группа по изучению истории бельгийских служащих (Groupe d'Histoire du Patronat). Ее первым широкомасштабным проектом стало написание биографий крупнейших бельгийских предпринимателей и старших менеджеров за период с 1830 г. и по сей день. Под эгидой группы специалисты из разных университетов создали словарь бельгийских служащих. Одновременно с ним формируется база данных, охватывающая период с 1830 по 1980 гг. В 1993 г. образовалась еще одна организация - Фламандская ассоциация для содействия истории бизнеса, выполняющая координационные и посреднические функции как между специалистами, так и между предприятиями, университетами, архивами и другими общественными институтами. И, наконец, в 1994 г. в Брюсселе была основана Ассоциация содействия архивам частных компаний (Association pour la Valorisation des Archives d'Entreprises)9.

   В 1976 г. в ФРГ было образовано Общество по истории предпринимательства (Gesellschaft für Unternehmensgeschichte), которое стало издвать периодический журнал-ежегодник. В настоящий момент в рамках Общества функционируют четыре рабочие группы: по банковской истории, истории бизнеса в нацистский период, по истории страхового дела, транспорта и других видов сообщений. В 1989 г. на свет появилась еще одна организация - Немецкая ассоциация критической истории бизнеса (Arbeitskreis für kritische Unternehmens- und Industriegeschichte - AKKU). В течение 10 лет AKKU ежегодно собиралась на конференции, на которых обсуждались не только актуальные проблемы истории бизнеса, но и вопросы, связанные с определением предмета дисциплины, а также ее соотношение с другими пограничными отраслями знания10.

   {147} В Италии процесс институализации берет начало в 1983 г., когда была создана Ассоциация истории и исследований предприятий (Associazione di Storia e Studi sull'Impresa - ASSI). В 1992 г. она была преобразована в фонд, который получил поддержку таких крупных концернов, как "Фиат", "Монтедисон" и "Фрателли Диогварди". В качестве спонсора фонда выступила также Миланская торговая палата. ASSI определила для себя 4 главных направления деятельности.

   Во-первых, это организация семинаров и научно-практических конференций. С 1985 г. проводятся ежегодные встречи, именуемые "Международная неделя по истории бизнеса", которые охватывают широкий спектр проблем по технологии, финансированию, структуре и др. Во-вторых, ASSI занимается издательской деятельностью. Под ее эгидой выходят два периодических издания: "Ежегодник по истории предприятий" и "Архивы и предприятия". Помимо этого ASSI является одним из учредителей и спонсоров журнала по экономической и предпринимательской истории - "Industrial and Corporate Change". Она также издает научные монографии. Одной из последних работ фонда стала книга А.Чандлера. В-третьих, ASSI является координатором важнейших исследовательских проектов, проводимых национальным исследовательским советом (CNR). И, наконец, ASSI поддерживает ряд образовательных программ по истории бизнеса как для выпускников университетов, так и для преподавателей высшей школы. Словом, фонд сделал очень много для того, чтобы история предпринимательства пустила глубокие корни в Италии11.

   В последние десятилетия XX в. новая дисциплина активно развивалась в Голландии. Университет Эразма в Роттердаме стал первым в Голландии среди тех, кто организовал у себя в 1984 г. специализированный центр - "Centrum voor Dedrijfsgeschiedenis" (CBG). За ним последовал университет Утрехта. В настоящее время в Голландии действует несколько организаций. Среди них: Фонд содействия истории бизнеса, организующий семинары, и Национальная ассоциация, объединяющая более 100 специалистов12.

   В других странах Западной Европы (Франция, Финляндия, Португалия, Греция, Венгрия) история предпринимательства также переживает период бурного развития, однако там процесс институализации зашел не так далеко, как в США, Великобритании, Бельгии, Германии, Италии и Голландии. Например, во Франции специалисты пока еще не объединились в какое-либо сообщество, однако с 1992 г. в стране выходит специализированный журнал - "Enterprise et Histoire". Многие французские бизнес-историки имеют спонсорскую поддержку со стороны заинтересованных коммерче-{148}ских структур. При этом особенно бурно развивается банковская проблематика. Что касается Венгрии, то в 1995 г. в Будапеште был создан Центр исследований по истории бизнеса при Отделении экономической истории, который сразу же стал активно развивать международное сотрудничество. В остальных странах в последние десятилетия заметно возросло общее количество трудов и публикаций по теме13.

   В настоящее время процесс европейской научной интеграции имеет глубокие корни. Историки объединили свои усилия в поощрении фундаментальных исследований по новой дисциплине на разных уровнях. Каждый год проводятся двусторонние семинары и коллоквиумы, организуемые всеми без исключения перечисленными мною выше центрами. Более того, установлен тесный контакт и с научными учреждениями США и Японии. В октябре 1994 г. произошло, пожалуй, самое главное событие. По инициативе Центра (CBG) при университете Эразма в Роттердаме состоялась международная конференция, на которой было объявлено об образовании Европейской ассоциации истории бизнеса (EBHA). Главной целью нового научного сообщества стала поддержка исследований в этой области знания. Одновременно Ассоциация преследует и образовательные цели, взяв на себя задачу обучения и расширения круга специалистов по дисциплине "история бизнеса". EBHA собирается на конференции раз в два года, осенью 2001 г. в Осло состоится пятая встреча14.

   Завершив рассказ о мировом процессе институализации "business history", вновь обратимся к проблеме теоретико-методологической базы исследования. Во второй половине XX в. специалисты США хотя и сохранили за собой научный приоритет, однако европейцы сумели нарушить их монополию на идеи. В 1966 г. профессор университета Глазго П.Л.Пэйн потребовал от своих коллег, чтобы они отказались от представления о том, что история бизнеса ориентирована на изучение, прежде всего, отдельного предприятия. Он предложил рассматривать данную дисциплину как часть экономической истории, которая в качестве источников привлекает делопроизводственную документацию компаний и берет предпринимателя и фирму за отправную точку исследования. П.Л.Пэйн настаивал на том, что необходимо выходить за рамки предприятия и акцентировать внимание на регионе. В конечном итоге он дал определение "business history" как "корневому (или антропологическому - авт.) подходу к экономической истории"15.

   {149} Не во всем бесспорное заявление шотландского профессора свидетельствовало о том, что история бизнеса все еще продолжала оставаться бедной родственницей экономической истории. Такое положение сохранялось на протяжении 60-70-х гг. В 1977 г. другой британский историк Б.Сапл дал добротное определение "business history", которое уже провело границу между двумя родственными дисциплинами и обозначило важные различия в областях познания. По его мнению, которое разделялось далеко не всеми специалистами, "business history" - это систематическое историческое исследование делового поведения, бизнес-структур и их политики, а также вытекающих из этого последствий для экономики страны в целом. Большинство же продолжало считать, что главное - это понять прошлое16. Несмотря на существенный прогресс в осмыслении и объяснении предмета дисциплины, в мире науки все еще оставалось много скептиков.

   В 1979 г. известный британский историк экономики А.Милуорд выступил с пессимистическим заявлением о том, что старая добрая несложная "business history" пришла к своему собственному концу, прожив недолгую, но полезную жизнь. На столь мрачное заключение его подтолкнуло то обстоятельство, что Гарвардские бизнес-историки не сумели разместить предпринимателя на академической карте. Все дело в том, что существовавшие в то время экономические модели не стыковались в проводимых исследованиях с анализом предпринимательской деятельности. И, тем не менее, в Великобритании с А.Милуордом далеко не все согласились17.

   Наоборот, разгорелись дискуссии, связанные с концептуализацией "business history". Все это происходило на фоне мощного всплеска эмпирических исследований как в Европе, так и в Америке. Многие специалисты были убеждены в том, что главные течения в экономической науке предлагают дочерней дисциплине широкий спектр исследовательского интереса.

   70-е гг. стали следующей важной вехой в развитии теоретико-методологической базы истории бизнеса. В это время появилась так называемая новая институциональная экономика, которая выделилась из ортодоксальной экономической науки, дрейфовавшей в сторону крайней математизации исследовательских методик, что превращало ее в дисциплину для посвященных. Главными аналитическими инструментами нового направления в науке стали теории трансакционных издержек и игр. Основной целью неоинституциализма являлось объяснение общественных правил и социальных институтов во времени. По мнению современных западных специалистов, с появлением новой институциональной экономики {150} "business history" наконец-то обрела поистине полезный теоретический инструментарий. Необходимо при этом сказать, что немецкие бизнес-историки до сих пор не спешат с признанием этого направления и все еще не готовы применять в своих работах предлагаемые им теоретические подходы. Что касается теории трансакционных издержек, то она помогала историку объяснить природу корпоративной организации фирмы и найти источники ее роста, равно как и определить границы фирмы. В настоящее время, опираясь на данную теорию, можно сформировать институциональную модель экономической деятельности, позволяющую ответить на вопрос, почему некоторые виды активности координируются компаниями, а не рынком18.

   В 1977 г. в США была опубликована фундаментальная монография А.Чандлера "Видимая рука" (The Visible Hand). Обработав огромный комплекс делопроизводственной документации ведущих американских компаний и обобщив собранный им эмпирический материал, историк создал теорию крупной фирмы или поэтапного развития менеджерской корпорации. Его теория оказалась отличным инструментом для познания предпринимательской деятельности в историческую эпоху свободной конкуренции (вторая половина XIX - первая половина XX вв.). Несмотря на довольно жесткую и продолжающуюся критику в его адрес, книга А.Чандлера открыла новые направления исследований, поскольку ориентировала историков на изучение эволюционного процесса в предпринимательстве. И в этом заключалась ее главная сила. Открытие, сделанное американским историком, в последние десятилетия XX в. определило развитие "business history" не только в США, но и в Европе и Японии. Он также внес существенный вклад в дело соединения таких дисциплин, как история бизнеса и история технологии. "Видимая рука" А.Чандлера заслуженно была удостоена двух престижных наград: премий Пулитцера и Бэнкрофта19.

   По мере своего развития "business history" все больше испытывала на себе позитивное воздействие со стороны родственных с ней отраслей знания. Это справедливо и в отношении так называемой школы эволюционной экономики, получившей окончательное оформление на рубеже 70-80-х гг. Представителями этой школы являются такие экономисты, как Р.Нельсон и С.Уинтер. Опираясь на широкую базу эмпирических исследований, эволюционная экономика рассматривает инновационные и технологические изменения в обществе с точки зрения экономической перспективы. Названная школа внесла, по мнению западных специалистов, выдающийся вклад в {151} развитие науки. Его можно свести к следующим четырем принципиальным положениям:

   В свою очередь эта концепция технологических изменений оказала обратное и глубокое воздействие на ортодоксальную экономическую науку. Позднее в конце 80-х гг. появились модели внутреннего роста, которые реабилитировали как роль технологий, так и человеческого капитала. Возвращаясь к школе Р.Нельсона и С.Уинтера, следует отметить еще один немаловажный аспект их взглядов. Оба автора указывали на способность фирмы создавать и консервировать определенный режим работы и сложившихся привычек, которые в конечном итоге и определяют ее общую продуктивность. Словом, их подход к изучению фирмы следует отнести к категории микроанализа21.

   Если подвести некоторый итог, то можно сказать, что неоинституциализм и эволюционная экономика поставили на прочный теоретический фундамент современную западную историю бизнеса. Более того, эти новые направления стали логическим продолжением и развитием многих идей и взглядов {152} Й.Шумпетера и Э.Пенроуз. В настоящий момент для специалистов стало ясно, что одним из основных критериев, который объясняет существование, границы, природу и развитие капиталистического предприятия является способность фирмы защищать и развивать компетенции индивидов, из которых состоит данная организация. При этом необходимо учитывать, что рыночные и экономические процессы нельзя отрывать от их исторического, культурного и географического контекста. К тому же, как считают современные специалисты, те переменные, которые выходят за рамки рынка, образуют характерные черты системы народного хозяйства как таковой и являются существенной частью общей эволюции экономики22.

   В последние десятилетия XX в. "business history" испытала на себе воздействие и со стороны социальной истории. Справедливости ради следует заметить, что бизнес-историки сами повернулись к ней лицом. Призыв расширить теоретико-методологическую базу исследований за счет использования новейших достижений социальных дисциплин в области микроанализа особенно сильно прозвучал в Великобритании, где специалисты всегда подчеркивали и дорожили своей неразрывной связью с экономической историей. В Германии, напротив, считали, что "business history" является частью социальной истории, которая дает возможность подойти к решению фундаментального вопроса о природе фирмы и проанализировать ее во всей многосложности23.

   Однако в этой сфере дела также обстояли не совсем просто. В течение длительного времени изучая историю предпринимательства преимущественно на микроуровне, зарубежные бизнес-историки в конце концов стали тяготиться им. Совсем недавно было высказано предложение о том, что "business history" следует все-таки делить на две области: изучение прошлого на микро- и макроуровнях. В первом случае, исследователь акцентирует свое внимание на гуманитарном аспекте, во втором - происходит поиск регулярности явлений, а значит научной закономерности, и универсальности. На этом аналитическом уровне особенно полезной становится теория транснациональных корпораций, поскольку многие экономисты изучают зарубежную производственную деятельность предприятия как особый случай корпоративного поведения24.

   Возникает вопрос, к каким результатам пришли современные зарубежные специалисты в понимании и определении своего предмета и объекта исследования. На него позволяют ответить материалы международной {153} конференции, которая проводилась шотландским Центром по истории предпринимательства летом 1999 г. в Глазго. Главной темой обсуждения стала одна из самых актуальных и злободневных проблем, которую историки пытаются решить уже не один десяток лет: ""Business history": теория и практика". Эта конференция подвела своеобразный итог многолетним исканиям. В июле 1999 г. в Глазго приехало более 120 делегатов из Австрии, Великобритании, Германии, Греции, Голландии, Италии, Испании, Кореи, Норвегии, Швеции, Швейцарии и США. Материалы такого представительного форума можно рассматривать как репрезентативные для того, чтобы охарактеризовать общую позицию зарубежных специалистов по интересующей нас проблеме25.

   Термин "business history" на современном этапе трактуется весьма широко. Это разнообразный спектр исследований, которые включают в себя описание и реконструкцию истории отдельных фирм и промышленных секторов, равно как и создание биографий предпринимателей и история социальных институтов. По мнению зарубежных ученых, границы "business history" довольно расплывчаты и частично накладываются на историю технологии, социальную и экономическую историю, социологию, экономику и научный менеджмент. При этом внутри самой "business history" произошла специализация на основе таких критериев, как отраслевая классификация, масштабы фирмы и пр.

   На современном этапе, как мы убедились, "business history" обнаружила очень тесные связи с другими отраслями гуманитарного знания, и поэтому она опирается на ту методологию, которая необходима для решения поставленных задач. Словом, с точки зрения теоретико-методологической бизнес-историки проводят свои исследования в довольно широких рамках, прибегая к междисциплинарному подходу. Однако именно новая институциональная экономика и эволюционный метод составляют базовый теоретический фундамент большинства исследований по "business history". При этом их основная точка опоры заключается в том, что фирма является социальным институтом, который формирует общество и одновременно формируется обществом. Последнее принципиально важное теоретическое положение помогает историку выбрать адекватный политический, социальный и интеллектуальный контекст26.

   Как было показано выше, все, что происходило в "business history" в течение последних двадцати лет, было так или иначе связано с процессами, затронувшими такие дисциплины, как экономическая история, история {154} технологии, экономика, научный менеджмент и др. В 90-е гг. представители этих отраслей знания единодушно пришли к одному очень важному для всех выводу. Конкурентные преимущества страны, как оказалось, рождаются на низовом и среднем уровнях структуры народного хозяйства. Это значит, что экономическое лидерство скорее зависит от стратегии и общего устройства фирмы или отрасли производства, от поддерживающих их институтов, усилий НИОКР, а не от таких макроэкономических показателей, как валютные курсы, трудовые и капитальные издержки, цены и пр. Из данного теоретического обобщения вытекают важные последствия для "business history" как научной дисциплины. Благодаря этому она наконец-то в глазах скептиков повысила свой статус и стала равной среди родственных ей наук27.

   На излете XX столетия названные в статье не один раз отрасли знания обнаружили процесс сближения и даже конвергенции, причем не только в своих исследовательских программах. Все дисциплины продемонстрировали тенденцию к соединению эмпирических исследований с теоретическим анализом. Однако следует признать, что сближение с экономическими науками на новом витке поступательного развития оказалось наиболее благотворным для истории бизнеса. Из всех последних теоретико-методологических обретений "business history", пожалуй, самым важным является эволюционный подход. Именно он позволяет ей возвыситься над утомившими всех историческими микроописаниями и подняться в своих объяснениях на макроуровень. Благодаря эволюционному подходу "business history" интегрируется с магистральным направлением исследований в области экономики и экономической истории.

   Словом, в настоящий момент произошел, как пишут западные специалисты, стратегический альянс между историей предпринимательства и экономической историей, с одной стороны, и эволюционной экономикой, с другой. По их глубокому убеждению, "business history " только выигрывает от этого альянса. В конечном итоге преодолевается сугубо микроэкономический подход, а фирмы и предприниматели анализируются не как объекты интересные сами по себе, а как часть национальной социально-экономической системы28.

   Многолетние поиски зарубежных коллег в области теории и практики исследований, а также тот весомый научный результат, к которому они пришли, на наш взгляд, имеют принципиальное значение для отечественных историков предпринимательства. В 90-е гг. в нашей стране особенно {155} много было опубликовано работ по этой проблематике. На первый взгляд подобный факт не должен вызывать серьезных опасений, скорее наоборот. Однако следует признать, что повышенный научный интерес к новой для отечественной историографии теме происходил на фоне мощного всплеска поверхностных журналистских публикаций. К сожалению, история предпринимательства в одночасье превратилась в модную тему, в которой стали преобладать дилетантские работы.

   По сути дела становление новой отрасли исторического знания должно было сопровождаться тщательным обследованием архивов, в которых отложились документы по истории российского предпринимательства. Но так поступали немногие. Разработкой новых документальных пластов занимался только узкий круг специалистов, работавших ранее в области экономической истории. Освобождение от сковывающих догм марксистско-ленинской идеологии, к сожалению, не привело историков-практиков к осознанию необходимости выработки такой теоретико-методологической основы, которая позволяла бы не только реконструировать прошлое, но и давать адекватную действительности интерпретацию явлений. Что касается осознания предмета и объекта исследований по истории предпринимательства, то в настоящий момент дела у нас обстоят не совсем хорошо. Хочется надеяться, что знакомство с многолетним опытом зарубежных коллег, послужит хорошим стимулом для отечественной науки.


1  Church R.F. Business History in Britain // The Journal of European Economic History. 1976. Vol. 5. № 1. P. 209.

2  The Blackwell Dictionary of Historians. Oxford - New York, 1988. P. 60-61; International Encyclopaedia of the Social Sciences. Macmillan and Free Press. 1968, Vol. 6. P. 474-480.

3  См.: European Business History Association (далее EBHA). Newsletter. 1995. № 1. P. 15. № 2. P. 25-26. 1999. № 9. P. 33-34.

4  Business History, Theory and Practice. Proceedings of the Conference on Business History & Theory, July 1999, Glasgow. Glasgow, 2000. P. 8.

5  Подробнее см.: Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли // Пер. с англ. М., 1968. С. 470-482; Социально-политические воззрения Й.Шумпетера. М., 1989.

6  Business History, Theory and Practice. P. 1; Шпотов Б.М. Корпоративное управление в XX веке: история и перспективы // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 1. С. 91.

7  Business History, Theory and Practice. P. 8, 26; Селигмен Б. Указ. соч. С. 581. Примечание 330.

8  Church R.F. Op.cit. P. 209-214; EBHA. Newsletter. 1995. № 1. P. 5, 11. 1996. № 4. P. 13. 1998. № 8. P. 4-5.

9  EBHA. Newsletter. 1995. № 1. P. 6-9.

10  Ibid. P. 5; 1998. № 8. P. 29. 1999. № 10. P. 22. 2000. № 11. P. 5-6.

11  Ibid. 1995. № 2. P. 4-6.

12  Ibid. 1996. № 4. P. 5-7.

13  Ibid. 1998. № 7. P. 4-5; 2000. № 5-9.

14  Подробнее см.: