27 октября 1999 г.

Л.П.Марней
(Институт славяноведения и балканистики РАН)

Финансовая политика России в первой четверти XIX в.

   В связи с изучением проблем становления и развития финансов России в первой четверти XIX в. в поле зрения исследователей в основном оказывались, с одной стороны, бюджетная политика и другие факторы, влиявшие на молодую финансовую систему, с другой — государственное хозяйство в целом. В предшествующей литературе основное внимание уделялось Е.Ф.Канкрину и проведенной им реформе. В тоже время деятельность первых министров финансов А.И.Васильева, Ф.А.Голубцова и Д.А.Гурьева не получила достаточного освещения. Понять влияние внутренней и внешней экономической и политической ситуации на решения, принимавшиеся финансовым ведомством, невозможно без анализа его основных программных документов — планов финансов, разрабатывавшихся по инициативе Александра I сначала М.М.Сперанским, а затем и Д.А.Гурьевым. Меры, предлагавшиеся в этих документах, были призваны стабилизировать экономику страны, ликвидировать бюджетный дефицит, остановить инфляционный процесс, усовершенствовать денежное обращение и укрепить систему кредитных учреждений.

   Составление бездефицитного бюджета, основанного на принципах государственной экономии, возведение государственной сметы в ранг закона, стремление не допускать новых расходов, если для них не будет найден источник доходов — вот те мероприятия, которые предлагали претворить в жизнь М.М.Сперанский и Д.А.Гурьев для обеспечения нормального функционирования хозяйства страны.

   Однако активная внешняя политика требовала значительных финансовых затрат. На чрезвычайные расходы, величину которых практически невозможно было предвидеть, выделялись средства от новых налогов и займов. Ропот, вызванный попыткой М.М.Сперанского увеличить старые и ввести новые налоги, заставил обратиться к идее заключения внутренних займов без возвращения капитала, но с выплатой вечных и беспрерывных процентов.

   В первой четверти XIX в. чрезмерная эмиссия бумажных денег привела к их обесцениванию, что неблагоприятным образом сказалось на вексельном курсе. Необходимо было прекратить выпуск ассигнаций, и при помощи внутренних и внешних займов, продажи части государственных имуществ создать тот капитал, который позволил бы выкупить их из обращения. Практика показала, что колоссальные усилия, предпринятые в этом направлении, к сожалению, не привели к желаемым результатам. На это обратил внимание Д.А.Гурьев, который, очевидно, еще в 1814 г. пришел к убеждению о необходимости замены бумажных денег на кредитные билеты, но не успел это осуществить.

   Предполагаемые мероприятия, целью которых являлась стабилизация экономики страны, должны были заложить основы постоянной монетной и кредитной систем. По мнению М.М.Сперанского, это означало: 1) погашение ассигнаций, 2) учреждение банка на серебре, 3) введение более совершенной монетной системы. Однако, вместо этого в соответствии с манифестом от 9 апреля 1812 г. круг обращения ассигнаций расширился, и они получили податное обеспечение. В то же время проводилось изъятие бумажных денег из обращения, несмотря на значительные ежегодные затраты со стороны казначейства и недовольство этими мерами современников. Предпринятые усилия имели большое значение. Сумма ассигнаций более не превышала годового дохода государства. При соблюдении принципов строжайшей экономии и отсутствии военных действий это создавало необходимую базу, опираясь на которую Е.Ф.Канкрин провел финансовые преобразования в 1839–1843 гг. Таким образом, можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что основные положения этой реформы были высказаны еще в первой четверти XIX в.

   Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии нанесли значительный ущерб финансам России. Д.А.Гурьев, продолжая борьбу с инфляционным процессом, уделил большое внимание укреплению государственного и развитию частного кредита. В записках, поданных им на высочайшее имя, предлагалось: учредить Совет государственных кредитных установлений и Комиссию погашения долгов. Министр финансов считал необходимым пересмотреть уставы Ассигнационного и Заемного банков и организовать Государственный коммерческий банк. К мероприятиям, призванным улучшить положение кредитных учреждений, следует отнести создание Государственной долговой книги и стремление прекратить заимствования из государственных банков для покрытия бюджетного дефицита.

   Планы финансов М.М.Сперанского и Д.А.Гурьева находились в непосредственной зависимости от быстро изменяющейся экономической и политической обстановки. Предложения виднейших государственных чиновников по нормализации финансовой сферы были во многом схожи. Одна из возможных причин этого кроется в том, что подготовительную работу по составлению проектов проводил М.А.Балугьянский. Другая связана с ограниченными возможностями финансового ведомства стабилизировать экономику в чрезвычайных ситуациях при крайне скудных внутренних источниках накопления.

   Несмотря на незначительные отличия в экономических мероприятиях, предлагавшихся и проводившихся М.М.Сперанским и Д.А.Гурьевым, можно говорить о единой финансовой политике, главной целью которой была забота об источниках доходов в целях максимального наполнения приходных статей бюджета. Претворение в жизнь поставленных задач происходило не всегда успешно. Отрицательный опыт использовался для выработки новых методов решения возникавших проблем, оптимальных способов выхода из сложных экономических ситуаций. Реализовывался он в повседневном законотворческом процессе, главная задача которого состояла в стремлении стабилизировать обстановку в государстве и создать условия для поступательного экономического развития.