14 апреля 1999 г.

И.В.Поткина
(Институт российской истории РАН)

От социального патернализма к социальной инфраструктуре
предприятия: опыт Никольской мануфактуры.
Вторая половина XIX — начало XX вв.

   Социальная политика является не только одним из важных регуляторов взаимоотношений предпринимателя и рабочего, но и составной частью долговременной предпринимательской стратегии. На определение ее направлений, на наш взгляд, оказали влияние два основных момента: инициатива сверху и снизу, т.е., с одной стороны, государственное законодательное стимулирование некоторых важнейших социальных институтов, с другой, добровольная поддержка силами и средствами частных владельцев фабричных рабочих. В истории Никольской мануфактуры главную роль играла все-таки инициатива самих предпринимателей, причем по своим масштабам она нередко превосходила обязательные рекомендации власти. Особая заслуга в создании сети благотворительных заведений при фабриках принадлежит Т.С.Морозову, тогда как его супруга М.Ф.Морозова практически целиком взяла на себя их финансирование (за исключением того, что было положено по уставу) и дальнейшее развитие. И тем не менее правительству принадлежит заслуга в появлении таких учреждений, как больницы и больничные кассы (по законам 1866, 1903, 1912 гг.). Основные направления социальной политики Морозовых включали следующее:

   Словом, рабочие Никольской мануфактуры были социально защищены, и жизнь их за стенами фабрики была далеко не унылой.