11 февраля 1999 г.

Ж.Эффер
(Центр североамериканских исследований,
Высшая школа социальных наук, Париж)

Предприятия и нововведения*

   Доклад посвящен трем аспектам темы «Предприятия и нововведения», включенных автором в цикл лекций, прочитанных во французском Университетском Колледже в МГУ (10–13 февраля 1999 г.).

   Во-первых, автор привлек внимание к предпринимателям как к субъектам, осуществляющим деловые проекты и являющимся центром экономической деятельности. В экономической теории не достаточно разработан вопрос о функциях предпринимателя в экономике. По стандартной неоклассической теории, предприниматель — пассивный игрок в мире, где одинаковая деловая информация равномерно поступает ко всем агентам рынка. Й.Шумпетер, наоборот, ставит предпринимателя как проводника инноваций в центр экономического развития. Помимо этих двух точек зрения, социологи (например, Макс Вебер) и психологи пытались анализировать условия, в которых возникает дух предпринимательства. Новейшие направления экономической мысли, используя теорию несовершенной информации, пытаются показать особую роль предпринимателя в мобилизации редких ресурсов для осуществления делового проекта. Одним словом, в распоряжении историка не имеется единственной теории, объясняющей, что движет предпринимателем.

   Во-вторых, необходимо уделить внимание самим предприятиям: разнообразию их статусов (частное, общественное, совместное, коллективное), размеров (по стоимости активов, по числу работников), культурной среде, в которой они существуют. Однако, несмотря на это разнообразие, следует подчеркнуть определяющее значение в экономическом развитии XX в. больших «современных» предприятий. В докладе проиллюстрированы тезисы Альфреда Д.Чэндлера о том, как такое большое предприятие возникает и развивается. В связи с этим первостепенное значение имеет стратегия предприятия, выбор которой предшествует образованию его организационных структур. Стратегия направлена на реализацию эффекта масштаба, диверсификации производства, географической экспансии. После 1920-х гг. многофункциональная структура предприятий постепенно сменяется многофилиальной.

   В-третьих, в докладе рассмотрена проблема технологий и нововведений. В частности, уточнена проблематика истории техники, касающаяся предмета нашего интереса. Если ранее, как правило, изучался «технический детерминизм» (техника — это автономный фактор, технологические изменения влекут за собой социальные изменения), то в предлагаемом подходе нововведения понимаются как социальный процесс. Это приводит к необходимости изучать, как общество изменяет технологию. В качестве примера приведены результаты исследований изобретений в США между 1790 и 1846 гг., проведенных Кеннетом Соколовым.


* Сообщение по материалам доклада подготовлено С.А.Саломатиной