10 марта 1999 г.

Д.Баржо
(Университет Париж–Сорбонна (Париж IV), Франция)

Американизация: культурные заимствования
в экономической сфере в XX вв.*

   Профессор Д.Баржо представил новый международный исследовательский проект, в рамках которого готовится одноименная секция на XIII Международном конгрессе экономической истории (Буэнос-Айрес, июль 2002 г.). В проекте участвуют исследователи из Аргентины, Великобритании, Норвегии, США, Франции и Японии.

   В центре внимания участников проекта — американизация — исторический процесс постепенного заимствования другими странами американских моделей производства, потребительского поведения и стиля жизни. По мнению авторов проекта, этот процесс можно изучать во многих аспектах: научно-технологическом, экономическом, финансовом, социальном, политическом и культурном.

   В рамках проекта рассматриваются экономические аспекты американизации в XX в. Причем наиболее значимые этапы этого процесса приходятся на период 1917–1929 гг., а также на эпоху после второй мировой войны, когда в мире наблюдались две крупные волны американизации. Первая из них связана с послевоенным восстановлением Западной Европы и Дальнего Востока и захватывает конец 1940-х — 1950-е гг., вторая волна, еще мало изученная, начинается с компьютерной революцией 1980-х гг., когда процесс заимствования американских технологий и образа жизни становится существенно более децентрализованным.

   В рамках проекта изучаются такие общие проблемы, как мировые потоки капитала, развитие крупных многофилиальных корпораций, экономики массового потребления, стратегий догоняющего развития, используемых отдельными странами.

   «Исторический стержень» процесса американизации представляется разработчикам проекта следующим образом. Первый период глобальной американизации в 1920-е гг. связан с резким усилением экономической и политической роли США после первой мировой войны. Именно в этот период экономика США впервые становится «мировым эталоном». Однако американизация в тот период не была частью систематической политики правительства США: так, несмотря на финансовую помощь в восстановлении Германии (план Дауэса, 1924 г.; план Юнга, 1930 г.), в американской политике позже возобладали изоляционистские тенденции.

   Американизация в 1920-е гг. проявлялась в распространении отделений американских корпораций в Европе (например, «Форда» и «Дженерал моторс» в Великобритании, акционерное участие «Дженерал моторс» в немецком «Опеле»). В этот период заимствовались американские принципы организации труда: система Тэйлора, научный менеджмент, принципы фордизма. В 1920-е гг. новые сборочные линии и новый менеджмент активно внедряли французские «Ситроен» и «Рено», чуть позже итальянский «Фиат» и немецкий «Опель», английские компании этот процесс практически не затронул. Совершенно особый и интересный в связи с этим случай — американская техническая поддержка СССР в 1920 — начале 1930-х гг.

   После второй мировой войны перед Западной Европой и Дальним Востоком стояла задача полного хозяйственного восстановления. США как супердержава возвели в ранг государственной политики стремление покончить с тоталитарными режимами в Европе и Японии, укрепить демократические политические системы в этих регионах и предотвратить распространение коммунистического влияния. Так американизация получила политический фундамент.

   США начали с гуманитарной помощи разоренным войной странам, затем к этому добавились краткосрочные кредиты на восстановление хозяйства. Полностью идея американской помощи Европе была реализована в плане Маршалла. Благодаря американским специальным правительственным программам были воссозданы европейские и японские денежно-кредитные системы, промышленность и торговля, возродились крупные фирмы. С 1960-х гг. основными объектами американской правительственной помощи становятся Италия и Германия.

   В послевоенный период страны Западной Европы и Дальнего Востока пытаются догнать США по уровню производительности, заимствуя при этом технологии производства и управления, нацеленные на создание и совершенствование общества массового потребления по американскому образцу. Важным фактором американизации стала массовая подготовка кадров через бизнес-школы американского типа. По мнению участников проекта, наиболее плодотворным направлением, в котором они сейчас работают, является выявление национальных особенностей адаптации американских технологических и управленческих моделей к условиям других стран.


* Сообщение по материалам доклада подготовлено С.А.Саломатиной