Володихин Д.М.

 

Географический аспект распространения продукции московского печатного двора путем свободной продажи в 30-х гг. XVII в.

   Московский Печатный двор (далее МПД), восстановленный после Смутного времени, на протяжении нескольких десятилетий являлся единственной типографией на территории Московского государства. Московское правительство и Патриарший дом видели в нем в последнюю очередь предприятие, способное приносить доход. Приходно-расходные книги Приказа Книгопечатного дела свидетельствуют о том, что продукция этой типографии продавалась по себестоимости или с крайне низкой наценкой. Значительный процент экземпляров каждого издания отправляли государю, патриарху, членам царской семьи, в Патриарший Казенный приказ и государственные приказы (Приказ Большого дворца, четверти и т.д.) с целью последующего централизованного распределения, нередко бесплатного . Для церкви и государства экономическое значение МПД было ничтожно; гораздо важнее роль типографии в Китай-городе как инструмента внутренней политики, духовного просвещения, книжной справы. Однако для населения продукция МПД, попавшая в свободную продажу, оказывалась товаром, который пользовался широким спросом.

   Цель настоящей публикации — представить списки городов, уездов, местностей и крупных монастырей, куда расходились экземпляры изданий из лавки МПД. Списки составлены для 30-х гг. XVII в. Этот период выбран по следующим причинам: приходно-расходные книги Приказа Книгопечатного дела, составленные до начала 30-х гг. имеют формуляр, который не фиксирует списки покупателей, хотя факты свободной продажи книг отражены и в самой ранней части приказного архива (начало 20-х гг. XVII в.). В приходной книге № 14 (1632—1633 гг.) обнаруживаются первые списки покупателей, приобретавших издания МПД. В этих списках в большинстве случаев указано, куда отправится купленная книга. В тех случаях, когда в списке назван покупатель, который принадлежит к той или иной служилой корпорации (высшие служилые чины, принадлежащие к Государеву двору или представители служилых городских корпораций), автор этих строк относил покупку к тому городу, с которым названная служилая корпорация связана. Книжные покупки гостей, купцов Гостиной и Суконной сотен в тех случаях, когда в списке покупателей не назван населенный пункт, где они живут, отнесены к Москве.

   Информация для предлагаемого ниже списка взята из приходных книг № 14, 16, 20, 26, 29, 30 (1632—1638 гг., т.е. первые пять лет, когда в документах приказного архива фиксировались покупатели). В совокупности учтены адресаты продажи около 10 тыс. экземпляров книг.

   Что касается интенсивности книжных покупок, то в этом отношении над всеми прочими населенными пунктами абсолютно преобладает Москва с уездом (во всех случаях более 50% проданных книг). Значительное количество книг, находившихся в свободной торговле, шло в Кострому, Нижний Новгород, Вологду, Ярославль, Ростов Великий, Казань, Тулу, Арзамас, Коломну, Рязань, Галич, Каширу, Боровск, Торжок, Серпухов, Торопец, Владимир, Калугу и Звенигород и на Вятку (во всех случаях имеется в виду город с уездом). В прочие города и уезды за протяжении указанного периода попало не более 25 экз. Из числа монастырей чаще прочих и наиболее значительные книжные покупки делали Троице-Сергиева, Соловецкая и Кирилло-Белозерская обители (абсолютное преобладание у Троице-Сергиева монастыря, приобретавшего нередко по 30—50 экземпляров одного издания, тогда как в отношении других обителей не отмечено покупок более 5 экз. одного издания за один раз).

   Предлагаемый ниже список показывает, что продукция МПД путем свободной продажи расходилась по всей территории Московского государства.

 

Список городов, монастырей, уездов и местностей,
куда в 30-х гг. XVII в. расходились издания МПД,
оказавшиеся в свободной продаже: