Юдина Л.С.

 

Штрафы как метод принудительного труда рабочих Урала в конце ХIХ - начале ХХ вв.

   Одним из методов принуждения и эксплуатации рабочих в России были штрафы. Они особенно широко применялись в 80-х — начале 90-х годов. 9 марта 1892 г. был издан закон, регламентировавший взыскание штрафов в горнозаводской промышленности. Однако и после издания закона рабочих продолжали штрафовать, причем штрафы нередко носили произвольный характер, зависели от настроения мастеров, администрации. Использовалась особенность развития промышленности Урала — избыток рабочих рук и полная зависимость рабочих от завода.

   Так, на Мариинском заводе управляющий П.В.Федоров штрафовал рабочих буквально за все: за малейшее опоздание, невыход на работу даже по болезни, за уход с завода на “гулевой” неделе. Рабочие были обязаны сидеть в цехах без дела и “караулить”, не появится ли на заводе работа. Разогрев печей, с целью экономии дров, управитель стал производить поздно и сырыми дровами, в результате чего выходило много брака. За этот брак штрафовались рабочие. Это вызывало естественное недовольство рабочих. В 1895—1904 гг. требования о ликвидации штрафов на Урале выдвигались в 7 забастовках с участием 2743 чел., что составило 4,8% (подсчeт мой — Л. Ю.).

   В 1905—1907 гг. требование о ликвидации штрафов выдвигалось уже в 16 забастовках. В них участвовало 16976 чел., что составляло 3,8—5,6%.

   В ходе стачечных боeв 1895—1904 гг. и 1905—1907 гг. рабочие добились ликвидации штрафов, что в свою очередь увеличило заработную плату уральских рабочих. Но это не означало, что штрафы были ликвидированы полностью. Вместо них вводилась целая система “правил”, с помощью которых администрации давалась широкая свобода для произвольных вычетов из зарплаты рабочих. Постоянно менялись рабочие книжки, в которые входили новые правила, экономически закабалявшие рабочих. Эти правила были рассчитаны на то, чтобы заставить рабочих полностью подчиниться администрации. Примером могут служить события 1902 г. на государственном Камско-Воткинском заводе, где ущемление экономических прав рабочих, их унижение довели до бунта. Об этом же можно судить по событиям марта 1903 года на Златоустовском заводе, где введение новых расчетных книжек с новыми правилами, ущемляющими права рабочих, привели в итоге к расстрелу мирной демонстрации рабочих, убийству 69 чел. Попытка ввести такие же расчетные книжки на Кыштымском, Каслинском, Кусинском, Карабашском заводах привели к возмущению рабочих. В конечном итоге администрации этих заводов пришлось отказаться от этой затеи.

   После поражения революции 1905—1907 гг. система штрафов начала постепенно расти. Администрация становилась все более беспощадной и бесцеремонной. Она мстила рабочим за их активную борьбу в 1905—1907 гг. О том, что рост штрафов был результатом поражения революции 1905—1907 гг., говорят поводы к взысканию в 1912 г., выявленные по архивным документам: за неявку на работу (так, каменщика руды Пышминско-Ключевского рудника Дудина Петра оштрафовали на 1 руб. 50 коп., несмотря на его своевременное предупреждение об обстоятельствах); за невыход на работу — 26 декабря 1912 г. шестерых машинистов этого же рудника оштрафовали на 50 коп. каждого; за преждевременный выход с работ с Иваньевской шахты на 50 коп. каждый были оштрафованы 18 чел.

   В 1911—1912 гг. член Государственной думы от Урала Н.М.Егоров инспектировал заводы Пермской губернии. Выводы его были неутешительны. Егоров писал после посещения одного из самых крупных государственных заводов — Мотовилихинского, работавшего на оборону страны, о том, что заработок рабочих сокращается постоянно за счет браковки отработанных вещей. “Бракуют так беспощадно, что часто рабочие и сами не знают, за что забракована его работа. Браку получается громадный процент, иногда брак получается и не по вине рабочих, но на это не смотрят, объяснений не принимают и заработок рабочих пропадает”.

   То же самое происходило в Лысьвенском, Невьянском и других заводах губернии.

   Если в 1901 г. в Пермской губернии штрафы составляли 8,3% от общего числа рабочих, то в 1913 г. — 31,8%. И, тем не менее, количество стачек, в которых выдвигалось требование о ликвидации штрафов невелико: из 158 только 5 стачек. В них участвовало 1898 чел., что составляет 3,1—2,4%.

   В годы первой мировой войны подобные требования не выдвигаются, что не является показателем отсутствия штрафов. Условия военного времени и прикрепление рабочих к заводам, повышение роли элементов принудительного труда, включение рабочих в состав военнообязанных сокращают и количество забастовок, и количество требований в них.