Новиченко И.Ю.

 

Вариативный подход при анализе мотивации труда на примере церковного пролетариата конца XIX - начала XX вв.

   Церковь в предреволюционной России была разветвленным, многочисленным и хорошо организованным ведомством государственного аппарата. По данным официальной статистики в 1913 г. в России насчитывалось более 1 млн. лиц, специально занимавшихся религиозной деятельностью (Стат. ежегодник России за 1913 г. СПб, 1914. С. 85). Накануне революции насчитывалось более 1320 действующих монастырей, подавляющее большинство населения которых составляли послушники и послушницы (на 1.01.1915 — свыше 65 тыс.), выполнявшие многочисленные “трудовые” повинности. На сельских и промышленных предприятиях при монастырях работали наемные рабочие. Кроме этого, на церковные деньги создавались предприятия во всех отраслях экономики, полностью функционировавшие в соответствии с законами рынка. К сожалению, размах экономической деятельности церкви и численность рабочей силы, занятой в производстве, до настоящего времени окончательно не установлен, в силу отсутствия достоверных данных. Все церковные учреждения были освобождены от налогообложения и, по сути дела, не существовали для государственной статистики. Тем не менее, по самым скромным оценкам, количество трудящихся, занятых на церковных предприятиях, составляло не менее 8—10% от общего числа рабочих страны. Существовало ли различие в трудовой этике светского и церковного пролетариата?

   К церковным пролетариям обычно относят несколько категорий трудящихся: внутри монастырей — послушников и послушниц; наемных работников на монастырских предприятиях; рабочих на предприятиях, созданных на церковные деньги и принадлежавших полностью или частично церкви.

   Попытки сравнения трудовых этик церковного и светского пролетариата позволили выявить разные подходы к мотивации труда. В силу неоднородности изучаемого объекта представляется целесообразным обозначить некоторые направления, способные продемонстрировать аспекты процесса побуждения к трудовой деятельности. Учитывая, что в настоящее время в социологии и современном менеджменте существует бесконечное множество концепций мотивации, остановимся, для удобства, на упрощенной трактовке, позволяющей структурировать мотивации по сферам жизнедеятельности: материальные, социальные, психологические, духовные и др. стимулы, которые и будут приниматься в качестве основных параметров сравнительного анализа.

   Обозначим две обширные области сравнения: мотивации труда у светского и церковного пролетариата, а также стимулирование труда разных групп внутри церковного пролетариата.

   Для выявления особенностей трудовой этики и мотивации труда церковного пролетариата по сравнению со светским, следует выделить однородные сопоставимые предприятия в конкретной экономической сфере, но с разной формой собственности, в одном регионе, примерно в один и тот же хронологический период и провести сравнительный анализ. Из процесса сравнения следует исключить монастырских послушников, поскольку вряд ли в светском обществе отыщется равноценная по параметрам социальная группа. Поддаются сравнению отряды рабочих, занятых в производстве металлической утвари, для церкви в том числе, текстильные, строительные (включая производство строительных материалов) и типографские рабочие, наемные работники на свечных заводах, в мастерских, в сельском хозяйстве, на предприятиях по переработке сельскохозяйственных продуктов, виноделы, а также пролетарии, занятые в кустарном производстве и т.д. Поддаются также сравнению трудовые стимулы у рабочих на предприятиях, организованных непосредственно монастырями и созданными автономно, на инвестированные церковью или монастырем средства. Наиболее интересными могут оказаться следующие плоскости сравнения:

   Вариативные сравнения такого рода помогают разобраться не только в сущности трудовой этики церковного пролетариата, но и выяснить, чем она отличается от светских характеристик, стимулирует ли более эффективный труд, влияет ли на дисциплину, организованность и сплоченность трудящихся, повышает ли заинтересованность в конечном результате труда, способствуют или препятствуют духовные (религиозные) ценности продвижению к экономической выгоде.