23 декабря 1998 г.

Ломова С.А.

 

Кредитная политика российских коммерческих банков, конец XIX - начало XX века

   Комплекс принципов, которым руководствуется банк при кредитовании клиента называется кредитной политикой. В данном докладе она рассматривается в определенном аспекте: типы взаимоотношений между банком и клиентом, возникающие при проведении кредитной операции в России во второй половине XIX — начале XX века. Такая постановка проблемы необходима для того, чтобы показать возможности работы с банковской статистикой.

   До недавнего времени в нашей науке с этим источником не удавалось плодотворно работать, потому что банковская история развивалась по линии изучения взаимоотношений типа: банк—промышленное предприятие, банк—финансово-промышленная группа, банк—отрасль экономики. Однако в банковской статистике нет сведений ни о реальных проектах по кредитованию или финансированию, ни об отраслевой направленности в деятельности банка.

   В ней есть сведения только об операциях, то есть о форме размещения денежных средств: не куда банк инвестирует, а как он это делает. Поэтому при работе со статистикой банков внимание исследователя должно быть сосредоточено именно на изучении отдельных операций.

   В докладе изложены теория и практика банковского дела XIX века, через которые получена информация о типе связи банка и клиента при проведении отдельной операции, а по материалам статистики можно оценить степень распространения каждого вида таких взаимоотношений. Если в деятельности двух банков та или иная операция имеет примерно одинаковое значение, то это свидетельствует о том, в данной сфере существует принципиальное единообразие в спросе на банковские услуги со стороны клиентуры, проявляющееся не в одной операции, а в целом комплексе признаков, которые в целом предопределяют существование банков с близкой структурой операций. Все это является принципиальными предпосылками для создания типологии банков.

   Первые попытки выявления банковских типов относились еще к дореволюционному периоду. Еще современники заметили наиболее яркие особенности банковской статистики, которые были названы “зеркальным балансом Москвы и Санкт-Петербурга”. Под этим понималось, что в Москве в активе основное внимание уделялось учету векселей и, в то же время, были относительно неразвиты операции по корреспондентским счетам, а в Санкт-Петербурге — наоборот. Тем самым были заложены основы традиционного разделения банковской системы России на московскую и петербургскую в смысле типологических понятий, а не географических. Дальнейшая разработка этой концепции И.Ф.Гиндиным приблизила ее к общеевропейским схемам учетно-ссудного и делового банков. Однако “методика Гиндина”, нацеленная на поиск в статистике сведений об отраслевой направленности в деятельности банка, придавала наибольшее значение эмиссионным операциям, сосредоточенным почти исключительно в трех-пяти петербургских банках. Тем самым была создана не столько типология, сколько иерархическая классификация банковских операций.

   Данная работа спустя пятьдесят лет возвращается к проблеме типологии банков по данным статистики, причем модели банков оцениваются как разные, изначально сложившиеся способы деятельности кредитных учреждений на финансовом рынке, в основе которых лежат разные способы организации дела, выбора клиентуры, и, вообще, индивидуальное понимание приоритетов банковской деятельности и управления рисками.

   В докладе была сделана попытка обосновать признаки, по которым может проводиться типология банков. Для этого были выделены те операции, статистика которых по отдельным банкам является наиболее диверсифицированной. Этому критерию в первую очередь отвечают данные, с одной стороны, по трем петербургским банкам — Международному, Частному, Учетному и ссудному, а с другой — по Волжско-Камскому коммерческому, Сибирскому торговому, Московскому купеческому и др. Фактически признаки для типологии банков намечаются на примерах крупнейших банков, выбранных по принципу противоположности моделей их операций.

   В результате можно придти к заключению, что в России во второй половине XIX — начале XX века преобладала модель учетного банка. Ее основными статистическими признаками являются:

   С точки зрения основных принципов деятельности такой банк формирует клиентскую базу, во-первых, используя систему взаимного поручительства клиентов по учету, во-вторых, рыночный спрос на кредит удовлетворялся через залоговое кредитование. Известно, что для банков такого типа было характерно сильное занижение стоимости залогов, особенно при работе с частными ценными бумагами. В основном они предпочитали принимать в залог государственные фонды. Курсовыми операциями такие банки не занимались.

   Такая система поручительства и строгой работы с залогом гарантировала относительную безопасность банковского дела при проведении учетно-ссудных операций, которые в данной модели банка являлись главной доходной статьей.

   При высоком уровне личных и материальных гарантий кредита срочность операций не играла большой роли, и таким образом операции, изначально разработанные только под краткосрочное кредитование, могли иметь более долговременный характер.

   Отраслевая принадлежность клиентуры в данном случае тоже имеет вторичное значение. Первичной является предпринимательская сеть, с которой работает банк: если она замыкается на отдельную отрасль экономики, то и банк становится отраслевым.

   В отличие от учетно-ссудного, деловой банк ориентирован на работу с фондами, под которые он подстраивает всю систему операций:

   Такая модель операций изначально нацелена на извлечение курсового дохода и проплату биржевых сделок. Традиционные учетно-ссудные операции сохраняют определенное значение в деятельности такого банка, однако система по обслуживанию фондов при определенных условиях либо интегрирует их в себя, либо вытесняет. Как правило это предопределяется тем, что банк, как крупный агент рынка ценных бумаг, имеет возможности для его регулирования. Помимо игры на курс фондов, банки могут поддерживать их стабильность, принимая в залог по ссудам. Тем самым банки как бы сами для себя формируют залоги по ссудам. При этом гарантии таких операций исходят не от личности клиента или качества залога, а от репутации эмитента ценных бумаг. Именно структуры, контролирующие и выпускающие фонды, должны находится в центре внимания банка делового типа. Все это приводит к тому, что такие банки бывают максимально заинтересованы в акционерных обществах, с которыми работают. Таким образом формируются финансово-промышленные группы, с системе которых тоже складывается система взаимного поручительства, и принадлежность или близость к такой группе становится решающей при доступе субъекта экономики к банковским кредитам. В этом случае выбор отраслевой направленности в деятельности банка тоже происходит опосредованно через формирование такой финансово-промышленной группы.