Б.М.Шпотов
(Институт всеобщей истории РАН)

 

Большой бизнес в США как историко-экономический феномен (конец XIX — начало XX века)

   Во второй половине XIX века в результате завершения промышленного переворота, революции на транспорте и появления дальней связи (телеграфа и телефона) в США стали развиваться массовое производство и массовый сбыт.

   В капиталоемких отраслях промышленности средством увеличения прибылей стало снижение издержек производства на единицу продукции путем увеличения скорости и объема операций. Это достигалось благодаря новым технологиям и рациональной организации производства, включая фабричный менеджмент. Рациональная организация и менеджмент становились средством увеличения прибыли, которая в трудоемких производствах по-прежнему зависела не столько от менеджмента, сколько от конъюнктуры рынка.

   Массовый сбыт давал прибыль путем снижения затрат на продажу единицы товара, и это зависело от рациональной организации торговли. Объединение ее с массовым производством стало основой крупного предприятия современного типа, или менеджериального предприятия.

   Объединение фирм по горизонтали в виде торговых ассоциаций, картелей и трестов не получило большого развития в США, и прежде всего потому, что наилучшим способом повышения конкурентноспособности и выхода на новые рынки сбыта являлось соединение массового производства с массовым сбытом, т.е. рост по вертикали. Правовой статус получил тот тип горизонтального объединения, которое осуществлялось через приобретение контрольных пакетов акций (холдинг).

   Рост по вертикали независимых фирм, как правило, не требовал крупных капиталовложений. Важнейшим источником финансирования их роста оставались текущие прибыли, которые возрастали по мере роста по вертикали и усиления менеджмента среднего уровня.

   Приток капиталов в промышленность США из внешних источников был связан с созданием крупных холдинговых корпораций. Основным внешним источником финансирования стал рынок ценных бумаг, а не банковские кредиты. Финансирование требовалось прежде всего для модернизации и рационализации производства в рамках объединений, которые состояли из компаний, находившихся на разных стадиях развития. Высший, корпоративный менеджмент появился в связи с созданием крупных корпораций, состоявших из ранее самостоятельных фирм, и с акционерной формой собственности.

   В странах Европы и в России были значительно меньше выражены такие специфические “американские” факторы создания крупных интегрированных фирм, как массовый спрос на стандартизованную продукцию, большая емкость и относительная однородность внутреннего рынка, антимонопольное законодательство. Там доминировали семейные предпринимательские фирмы, сбыт через торговых посредников, рост не за счет интеграции и самофинансирования, а за счет банковских кредитов (банкиры – совладельцы компаний), создание картелей. Относительно слабое развитие менеджмента.

   Рост менеджериальных корпораций в США, дававших стандартизованную продукцию массового спроса, требовал расширения географии сбыта. Отсюда быстрый выход их продукции на внешние рынки, создание отделений за рубежом, проведение политики “открытых дверей” и равных возможностей” в мировой торговле (при сохранении протекционистских тарифов в своей стране).

   Крупные качественные сдвиги в американской экономике, которые дал большой бизнес, были обусловлены такими его особенностями, как повышение эффективности производства, совершенствование сбыта, улучшение продукта, его диверсификация, быстрый выход на новые рынки. Основной объем капиталовложений делался в производство, распределение готовой продукции и в управление. Успех крупной объединенной корпорации зависел от создания менеджмента высшего уровня, который координировал и контролировал работу вошедших в нее компаний. Даже крупные компании предпринимательстского типа рано или поздно становились менеджериальными.

   Весь смысл менеджмента заключался в том, чтобы обеспечить повышение прибылей без финансовой “накачки”. Само название, данное В.И.Лениным американскому капитализму начала XX века – “финансовый” – не может применяться в качестве даже поверхностной характеристики американской экономики. Лидирующую роль в ней играли менеджериальные корпорации.