Е.В.Лобанова
(Институт всеобщей истории РАН)

 

Предпринимательское поведение крупного боярина XVII века (на материалах вотчинного архива боярина Б.И.Морозова)

   Проблема предпринимательского поведения раннего времени представляет для России особый интерес. В определенной степени ее решение помогает ответить на вопрос о причинах слабости русской буржуазии начала ХХ века, оказавшейся бессильной перед революцией 1917 года. Изучение данной проблемы также важно для понимания поведения современного предпринимателя, оказавшегося слабым перед лицом реформ. ХVII век — особо интересный период. Для него характерно новое явление в социально-экономической жизни России — предпринимательство крупных феодалов. Этому явлению способствовал активный рост товарно-денежных отношений, сдвиги в области промышленного развития, подсказывающие боярину, как с большим эффектом использовать природные и людские ресурсы, которыми он располагал. Предпринимательскую инициативу также стимулировали растущие потребности самого феодала. Он нуждался во все более крупных суммах, необходимых для покупки новых земель, благоустройства городских и загородных владений, приобретения предметов роскоши и соблазнительных иностранных товаров, наводнивших русский рынок ХVII века.

   К сожалению, период Московской Руси не богат материалами по истории хозяйственной жизни. Особенно большую редкость представляют вотчинные архивы. Их изучение углубляет общие исторические схемы, исправляет их и наполняет живыми образами людей того времени. Наиболее полно сохранился вотчинный архив боярина Бориса Ивановича Морозова. В него вошли материалы вотчинной переписки, писцовая книга 1624—1626 гг. по промышленным селам Лысково и Мурашкино, описные книги боярских владений, составленные в 1667 году, приходно-расходные книги по имуществу Морозова и его вдовы за 1662—1663 гг. и 1668—1674 гг. Определенный интерес представляют также царские грамоты, выданные по челобитным Морозова; записки иностранцев: Олеария, Де Родеса, Кильбургера и др. Перечисленные материалы стали источниками данной работы. И хотя они известны и частично использованы в ряде исследований, задача состояла в том, чтобы по-новому взглянуть на сохранившиеся документы, вычленить прогрессивные предпринимательские черты поведения одного из самых крупных представителей экономической элиты середины ХVII века боярина Б.И.Морозова. Внимание в нему вызвано тем обстоятельством, что, будучи самым крупным вотчинником (после царя Алексея Михайловича), боярин Морозов в то же время являлся типичной фигурой землевладельца-предпринимателя. Его вотчина была ярким примером крупного крепостного хозяйства, которое испытывало на себе влияние растущих товарно-денежных отношений в стране, требовавших от феодалов приспособления своего хозяйства к изменившимся социально-экономическим условиям. Боярское предпринимательство прослеживалось также в вотчинах Черкасских, Ф.М.Ртищева, И.Д.Милославского, Ю.П.Трубецкого, Н.И.Одоевского и других.

   Источники показывают, что предпринимательская деятельность боярина Б.И.Морозова приобрела значительный размах. Мы наблюдаем здесь появление нового типа землевладельца. Его уже не удовлетворяют традиционные доходы, получаемые дедовскими способами. Боярин осваивает более прибыльные методы хозяйствования. В новых экономических условиях они позволяют ему оставаться хозяином положения, используя хозяйственные сдвиги в стране в своих целях. В самом крепостном хозяйстве идет борьба нового и старого. Элементы новой прогрессивной экономики переплетаются со старыми крепостными методами ведения хозяйства. Эта борьба отражается в поведении боярина. Сельское хозяйство, занимающее главное место в экономической жизни вотчины, уже не носит чисто потребительский, а все более приобретает товарный характер. Прежде всего это выражается в производстве товарного хлеба. Базой для его производства служили арзамасские и нижегородские владения. Об объемах хлебных запасов говорит наличие в Нижнем Новгороде 3 житных дворов с 38 житницами. Не удовлетворяясь этим, Морозов ведет интенсивные работы по увеличению пахотных земель вблизи столицы, пытаясь создать там вторую хлебную базу, что сулит большие выгоды. Предпринимательская инициатива боярина с особой силой проявляется в организации вотчинной промышленности. Боярин стремится к расширению традиционных отраслей, таких как винокуренное и пивоваренное, полотняное, кожевенное, мукомольное, кирпичное и других. Имеются попытки организовать железоделательное производство в подмосковном селе Павловском и приволжских владениях, где качество руды было значительно лучше. Вкладываются значительные средства в постоянное расширение поташного производства — основной отрасли вотчинной промышленности. Организовав в 1650 году 6 майданов в селе Сергаче и в районе промышленного села Мурашкино, к началу 60-х годов Морозов увеличивает их число до 29. Качество поташа боярин контролирует лично, получая от приказчиков образцы продукта, изготовленного разными мастерами. Поташ идет на европейский рынок и оценивается как лучший, занимая первое место во внешней торговле России. В процессе организации вотчинной промышленности особенно ярко проявляется двойственность поведения феодала-предпринимателя. С одной стороны, боярин создает вотчинную промышленность на крепостной основе, наемный труд в ней используется незначительно по сравнению с использованием труда крепостного крестьянина, производство имеет примитивную техническую основу, система управления консервативна и традиционна для феодального хозяйства, успех часто достигается путем строжайшего личного контроля боярина и суровых мер. С другой стороны, значительная часть доходов боярского хозяйства расходуется на создание новых отраслей, расширение производства. Видны новые подходы к использованию рабочей силы: помимо крепостного труда в вотчине находит место вольнонаемный труд, требовавший больших затрат и более сложной организации производства. Имеются попытки материально заинтересовать своего работника. Боярин ценит квалифицированный труд, пытается обучить своих работников, не жалея средств для привлечения иноземных специалистов и получения необходимого опыта. Так, при организации железоделательного производства в селе Павловском он создает “школу” под немецким руководством для обучения кузнецов рудному делу и обработке металлов. Понимая низкую эффективность принудительного обучения, Морозов приказывает искать смышленых крестьян, стремящихся к обучению и поощрять их. Интересно, что даже в управлении, самой консервативной частью хозяйственного механизма, Морозов пытается нащупать некоторые действенные методы. Обнаружив серьезные нарушения в деятельности отдельного приказчика, на проверку посылались приказчики того же уровня, а не “люди сверху”, как это было в хозяйстве царя. Очевидно, Морозову важнее было не наказание, а выяснение причин сбоев в хозяйственной машине. Широкий размах приобретают торговые операции. Помимо хлеба Морозов активно торгует поташом, юфтью, вином. Часто на внутреннем и внешнем рынках действуют его же крепостные торговцы, ставшие настоящими богачами под покровительством могущественного боярина. Огромные суммы Морозов дает в долг. Его должниками становятся как мелкие помещики и зажиточные крестьяне, так и иностранные купцы и знатные вельможи. Об объемах ростовщических операций можно судить по книге 1668 года. Только от 8% лиц боярыня Морозова после смерти мужа получила 85 тысяч рублей. Накопленные капиталы находят новое приложение. Боярин вкладывает средства в зарождавшиеся при посредстве иностранного капитала промышленные и торговые компании.

   Царь Алексей Михайлович активно поощрял предпринимательскую деятельность, стимулировал развитие вотчинной промышленности, ставя бояр в привилигированное положение по отношению к другим предпринимателям. Будучи талантливым хозяином, он сам показывал пример образцового хозяйства, построенного по типу частновладельческого. Появлению новых прогрессивных явлений в вотчинном хозяйстве способствовал также тот факт, что будучи экономической элитой, боярство было самой образованной частью населения России ХVII века. Это несомненно играло важную роль для правильной оценки ими местной экономической политики.

   В заключении хотелось бы остановиться на еще одном важном моменте. Как известно, на поведение предпринимателя существенное влияние оказывают конфессиональные факторы, руководящие поведением человека из глубины сознания. Русское предпринимательство ХVII века росло, в основном, под влиянием экономических факторов. Необходимые для формирования хозяина сочинения по труду и богатству отсутствовали. Стяжательство осуждалось православной церковью, богатство считалось нечистым. Торговые люди и предприниматели видели спасение в отмаливании грехов, пожертвованиях в пользу церкви. Существовал некий конфликт между христианской моралью и стяжательством. Боярин, очевидно, несильно ощущал этот конфликт в своем сознании, так как его богатство было оправдано перед богом его происхождением. Для дальнейшего успешного развития предпринимательства в среде различных слоев населения требовалось некое одухотворение экономики, выраженное в религиозных трактатах на эту тему. Отсутствие в сознании оправдания своей деятельности и приобретения богатства становилось сильнейшим тормозом на пути развития предпринимательской активности. В отставании этих психологических факторов в сознании русского предпринимателя в определенной степени можно найти ключ к пониманию особенностей его дальнейшего развития, в том числе современного.