В.В.Керов
(Российский университет дружбы народов)

 

Конфессионально-этические факторы российского предпринимательства (XVII-XIX вв.)

   В докладе анализируются основные положения вероучения и конфессионального этоса, воздействовавшие на генезис и развитие предпринимательской практики староверов. Наиболее острым и действенным компонентом старообрядческой духовности явилась эсхатология. В условиях цивилизационного кризиса второй половины XVII в. и вызревания социокультурных феноменов этапа переходного к новому времени эсхатологизм оформился в осознание не столько задачи ожидания конца мира, но деятельного обеспечения спасения как собственных душ, так и, что важнее, Церкви, вне которой невозможно индивидуальное спасение. Существование в режиме “последних времен”, необходимость скорейшего создания условий для спасения “верных” привело к отходу от некоторых традиционалистских положений.

   Ключевым элементом, необходимым для развития предпринимательства, стала новая трудовая этика. В отличие от традиционного православия, староверы, сменившие веру-ожидание на веру-деятельность, признали труд, в том числе физический, душеспасительным для общинников, сформировалась духовная концепция “труда благого”. Затем в ситуации эсхатологического стресса, при отсутствии других способов сохранения общин-анклавов “истинного благочестия” веры в суровых условиях русского севера — то есть спасения Церкви и Веры, старообрядческие общины смогли преодолеть противоречивое отношение к предпринимательству. “Купецкое дело” получило необходимый религиозный статус (“обретение доброго прикупа — польза душевная”) с определенными оговорками.

   Условием душеспасительности труда, в том числе предпринимательского, считалось предназначение его результатов общине. Соответственно развивалось осознание высокой роли личности “хозяина”, который является не столько личным собственником, сколько “божьим управляющим”, лично ответственным за свое богатство, свою судьбу, судьбы других людей перед собой, Богом и обществом. И в более поздний период, когда формы хозяйствования старообрядчества эволюционировали от общинно-общежительских к частно-семейным, обязательным оставался принцип возвращения в общину части прибыли.

   В дальнейшем одновременно с развитием цивилизационных факторов в начале XIX в. сформировалась новая духовная концепция Дела, включившая в себя многие элементы духовности староверов и ставшая ядром духовного строя старообрядческого предпринимательства. Истоки ревности старообрядческих предпринимателей к Делу лежали в представлениях о “святом долге перед Богом и людьми” и опирались на отношение к труду как к душеспасительному занятию. Восприятие Дела как личного христианского подвига определило ревностное к нему отношение староверов-предпринимателей.

   В результате старообрядчество трансформировалось в конфессионально-экономическую общность, сформировался особый хозяйственный духовный строй староверов, оказывавших влияние на другие социальные сектора предпринимательства. Эволюция менталитета староверов к посттрадиционалистским формам обусловила роль этой общности в процессе российской индустриализации, подготовленной общими социальными процессами в стране. Развитие духовного строя старообрядческой конфессионально-экономической общности обусловило тот факт, что староверие представляло собой параллельный государственному путь модернизации русской цивилизации, отличавшейся нонэтатистским характером, имело религиозную форму (как и в Европе) и опиралось не на заимствованный верхушечный рационализм, но на развитие и органичную трансформацию национальных социокультурных традиций.