С.В.Калмыков
(Институт российской истории РАН)

 

Валютная политика Советского государства в 1930-1980-е гг.

   Под “валютной политикой” мы условимся понимать определенную совокупность мероприятий, направленных на поддержание определенных курсов национальной денежной единицы к иностранным валютам; определенное состояние платежного баланса, и, наконец, определенного уровня золотых и валютных резервов.

   Практиковавшиеся Советским Союзом, начиная с 1930-х гг. методы валютного регулирования являлись совершенно новыми как в теории, так и на практике. Система валютного регулирования была построена на целом ряде планов, из которых на первом месте и по важности, и по сложности стоял план по внешней торговле, дополнявшийся так называемым “валютным” планом — содержавшим утвержденный перечень поступлений по экспорту и платежей по импорту, и, наконец, планами получения и погашения иностранных кредитов и накопления валютных ресурсов за счет внутренней добычи золота и скупки его у населения. Кроме “торговой” общие валютные планы включали в себя и “неторговую” часть — внешний валютный оборот по всем статьям, кроме торговли. В таком же порядке кроме пятилетних составлялись годовые и квартальные планы.

   Еще один важный круг вопросов связан с установлением валютного паритета рубля. Вплоть до середины 30-х гг. за отправную точку бралось золотое содержание рубля, установленное реформой 1922—1924 гг. Череда охвативших мир с начала 30-х гг. валютно-финансовых кризисов, в ходе которых абсолютное большинство валют утратили твердый паритет к золоту, заставили перейти на новую расчетную базу в виде еще сохранявших такой паритет к золоту капиталистических валют (французский франк, а затем доллар США). В начале 50-х гг. в связи с произошедшими важнейшими изменениями экономического и политического положения СССР было осуществлено повышение паритета рубля к доллару, а затем вновь перевод его на золотую базу.

   До наступления полосы валютно-финансовых кризисов 30-х гг. важной частью усилий СССР являлось ведение переговоров о предоставлении внешних кредитов, увеличивающих импортные возможности страны и ускорявших реализацию пятилетних планов социалистической индустриализации. Крупнейшими удачами советской дипломатии на этом пути явилось распространение на СССР рядом стран правительственных гарантий оплаты их экспорта — кредитных линий объемом в десятки и сотни миллионов долларов. Широкое их использование привело к быстрому нарастанию объемов кредитной задолженности, однако уже к середине 30-х гг. СССР смог фактически погасить большую ее часть, а в послевоенный период почти прекратил заключение кредитных соглашений.

   Последствия глобального валютно-финансового кризиса 30-х гг. выразились и в фактически повсеместно произошедшем переходе на клиринговую систему расчетов по внешней торговле и платежам. Советский Союз практиковал различные схемы клиринга, добиваясь включения в них абсолютно всех расчетов и платежей и эффективно отстаивал защиту своих интересов от возможных финансовых потерь.

   С образованием в послевоенный период социалистической системы и начавшимся позднее распадом колониальных империй единая прежде валютная политика Советского Союза расщепилась на две, а с появлением группы молодых независимых государств — и на три составляющих. На протяжении всех послевоенных десятилетий экономика СССР развивалась в тесном и разностороннем взаимодействии с народнохозяйственными комплексами социалистических стран. Если говорить о его валютной компоненте, то здесь центральным звеном выступает организация эффективной и справедливой схемы взаиморасчетов. Она прошла через ряд этапов: двусторонний клиринг, попытка установления многостроннего клиринга (1958—1963 гг.), и наконец, разработку системы многосторонних платежей на основе искусственно созданной особой коллективной социалистической валюты — переводного рубля. Эта система успешно функционировала в течение четверти века, однако она была не свободна от некоторых внутренних противоречий, являвшихся отражением несовпадения экономических интересов (или неполного совпадения) участвовавших в ней государств, которые, накапливаясь, в конце концов привели к отказу от нее вместе с распадом организации экономической взаимопомощи социалистических стран на рубеже 80—90-х гг.

   Начиная со второй половины 50-х гг. происходит существенное расширение объема экономических связей СССР с капиталистическим миром, основой которого служила обоюдная заинтересованность в расширении экономических связей. Эта обоюдная заинтересованность упиралась в определенные препятствия политического (“холодная война”), институционального и технического порядка. Среди “технических” проблем центральное место занимали способы решения внутренних валютно-финансовых проблем капиталистического мира, поскольку от этого во многом зависел выбор общего направления валютной политики СССР и конкретных способов ее проведения. Решение внутренних валютно-финансовых проблем капиталистического мира последовательно продвигалось к достижению послевоенной стабилизации с жесткой привязкой валют к золоту и фиксацией обменных соотношений (этот этап отличался бесспорной гегемонией доллара в качестве основной резервной валюты), затем к постепенному ослаблению роли доллара в пользу других ставших сильными валют (японская йена, немецкая марка и др.), дальше к “демонетаризации” под влиянием острых экономических и финансовых потрясений начала 70-х гг. золота, переходу к системе “плавающих” обменных курсов и системе так называемого мультивалютного резервирования, а также сложной институциональной организации мировых (финансовых потоков, включающей деятельность наднациональных финансовых институтов (в первую очередь МВФ), “вненациональных” рынков капиталов и др.

   Основными проблемами экономических отношений с Западом для СССР являлись: проблема источников получения валюты, проблема кредитования и проблема поддержания платежного баланса со странами Запада. Вплоть до конца 50-х гг. Запад проводил в отношении СССР и других социалистических стран политику торговой и кредитной дискриминации. Однако эта политика наносила ущерб и экономическим интересам западных стран, в связи с чем с конца 50-х гг. возобновилась практика предоставления внешнеторговым организациям СССР кредитов — вначале относительно небольших “фирменных” кредитов, затем относительно крупных консорциальных банковских кредитов, и наконец, в начале 70-х гг. была выработана обоюдоприемлемая форма компенсационных соглашений.

   Немалая роль как источникам поступления наличной валюты для СССР принадлежала экспорту нефти, вооружений, золота, платины и алмазов, роль которых последовательно возрастала начиная с 60-х гг. и превратилась в 70-е гг. в важнейший по значимости источник конвертируемой валюты (в 1978 г., например, нефть дала порядка 5,5 млрд. долл. из всего торгового экспорта СССР в 13,2 млрд.). С начала 70-х гг. Советский Союз включился в процесс “рециклирования” нефтедолларов через продажу прежде всего арабским странам современных вооружений за конвертируемую валюты, объем которой, по оценке Стокгольмского института проблем мира (СИПРИ) находился в 70-е гг. на уровне 1,6 млрд. долл. в год или 11% (по западным оценкам) валютных поступлений от регулярной внешней торговли. Третьим важным источником конвертируемой валюты являлись золото, платина и алмазы. Согласно западным оценкам, продажа золота приносила в среднем 14—15% общей стоимости валютного экспорта, и в 1978 г. приблизилась по ценности к 2,5 млрд. долл. Экспортируя золото, Советский Союз преследовал достаточно широкий круг целей, включая монетарный, политико-стратегический компонент (так, например, крупные продажи золота были предприняты в 1981 г. для экстренного погашения внешнего долга Польской Народной республики), а также просто коммерческие цели. Сделки с золотом тесно координировались с операциями Советского Союза на рынке евродолларов: резко возросшие поступления в 70-е гг. наличной валюты, которые частично не совпадали по срокам с производством собственных платежей, позволили СССР стать активным участником рынка евродолларов (и в более широком плане других евровалют), действуя через сеть так называемых совзагранбанков: “Моснарбанк” в Лондоне, “Эйро-банк” в Париже, банк “Восход” в Цюрихе, “Ост-Вест Хандельс-банк” во Франкфурте-на-Майне и др.

   Торговый баланс по “регулярной” торговле со странами Запада был традиционно дефицитным, однако платежный баланс, в особенности, в 70-е гг., за исключением тех лет, когда СССР осуществлял крупные закупки зерна, сводился с избытком. Пассивное сальдо уравновешивалось в текущем плане торговыми кредитами, а в окончательном варианте тремя балансирующими статьями: продажа нефти, золота, платины и алмазов, экспорт вооружений, чистый доход от услуг, в первую очередь, морского фрахта и сухопутных транзитных перевозок между Западной Европой и Японией.

   С точки зрения принятых на Западе критериев, финансовое положение Советского Союза еше к середине 80-х гг. можно бьшо считать вполне благоприятным: общая сумма внешнего долга не превышала половины стоимости годового экспорта, а обслуживание долга не превышало 18%. В то же время это благоприятное стечение обстоятельств, давшее Советскому Союзу щедрый приток валюты сверх, так сказать, обычных ожиданий, давшее возможность, прежде всего, резко увеличить импорт и поднять жизненный уровень, до известной степени оказало стране и дурную услугу, оттянув назревшее проведение структурных реформ, что, в свою очередь, усугубило остроту и размах кризиса 90-х гг.

   Переходя к вопросу об определении валютных курсов рубля в послевоенный период, следует сказать, что оно всегда имело под собой прежде всего официально установленное золотое содержание этих валют и учет всех видимых изменений их курсов к валютам с определенным золотым содержанием. После того, как в начале 70-х гг. капиталистический мир фактически отказался от ситуации золото-долларового эталона, в основе назначения курсов в конечном счете выступало изменение покупательной способности денег относительно товаров, то есть различия в движении индекса стоимости жизни и уровня инфляции по странам. В 70-е гг. усиление интернационализации финансовой сферы и изменение баланса сил отдельных западных государств объективно привело к развитию и в СССР системы многовалютного резервирования; хотя основной валютой по удельному весу транзакций продолжал оставаться доллар, все большую роль приобретали расчеты в швейцарских франках, немецких марках, йенах, а также в экю.

   Экономические отношения СССР с группой развивающихся стран на практике тяготели к одной из двух парадигм. Говорить о валютной политике в собственном смысле слова можно применительно к небольшой относительно группе стран, с которыми наша страна поддерживала довольно значительный уровень экономических связей. Фундамент валютно-финансовых отношений социалистических и развивающихся стран составляли прежде всего взаимная торговля и предоставление краткосрочных и долгосрочных кредитов. Социалистические страны подходили к экономическим отношениям с “третьим миром” с сильно идеологизированных позиций — в особенности это было характерно для СССР, и потому отдельные примеры сугубо прагматического подхода (например, погашение кредитов поставками важного и дорогостоящего промышленного сырья из этих стран) сопровождались гораздо большим количеством примеров, когда СССР вполне сознательно шел на менее выгодные для себя с узкоэкономической точки зрения варианты ради более долговременных или сугубо политических расчетов. Товарооборот с развивающимися странами достиг к началу 80-х гг. порядка 15% общего внешнеторгового оборота Советского Союза. Торговля с развивающимися странами неизменно велась в форме двустороннего клиринга, и при оказании экономической помощи и предоставлении кредитов львиная их доля также приходилась на товарные поставки. Контрактные цены и пересчет сальдо в твердую валюту определялся на основании курса переводного рубля. Торговый и платежный баланс СССР с группой развивающихся стран в целом носил ярко выраженный активный характер, компенсируя обнаруживающийся в отдельные годы пассив баланса с развитыми капиталистическими странами.