Т.Ф.Изместьева
(Исторический факультет Московского государственного университета)

 

Интеграция угольного рынка России в конце XIX — начале XX в.

   Последняя четверть XIX — начало XX в. для России — время реорганизации промышленного производства на основе новой техники. Обязательная составляющая подобной перестройки промышленности — экономически и технологически необходимая — становление и развитие топливной базы страны, ее модернизация за счет перехода на более эффективные источники энергии.

   Для рассматриваемого периода модернизация топливной базы означала ее минерализацию, и минерализация топливной базы шла, главным образом, за счет наращивания потребления угля. Минерализация топливного баланса являлась закономерным процессом для всех стран, вставших на путь индустриального развития. Однако, этот процесс проходил в различных странах по-разному в зависимости от природных условий и от степени индустриального развития страны.

   Следует отметить две особенности топливной базы России — высокая доля древесного топлива и широкое использование мазута. Несмотря на эти особенности, в России также широко применялся и наиболее распространенный в XIX — первой половине XX в. способ минерализации топливного баланса страны за счет каменного угля. Спрос на уголь в стране рос весьма энергично, о чем косвенно можно судить по картине динамики потребления угля, и этот спрос не был удовлетворен, о чем свидетельствуют “угольный голод” в Европе (1899—1900 гг.), который весьма заметно проявился и в России, и “топливный кризис” (1911—1913 гг.) - чисто российское явление.

   Какими были основные источники снабжения России углем? Существовал ли единый угольный рынок в России и как он был связан с европейским?

   Традиционная методика изучения рынка на базе анализа цен, как показало исследование, не годится для анализа угольного рынка с его спецификой. Уголь является объемистым малоценным товаром, цена которого для потребителя в значительной степени определяется издержками транспортировки. Транспортные издержки определяют не только цены угля, но и границы рынка.

   Локальный угольный рынок можно рассматривать как кластер — скопление потребителей вокруг центра добычи или распределения угля. Если таких кластеров (рынков) больше одного, они образуют мозаику с более или менее выраженными границами между ее составными частями. Эти границы могут изменяться, поскольку потребители стремятся минимизировать затраты на товар. Подвижность этих границ и обеспечивает интеграцию кластеров — локальных рынков в рынок общий.

   Исходя из специфики угольного рынка, мы предлагаем новый подход к его изучению. Суть его заключается в следующем – мы выявляем существующие кластеры, “центрами” которых являются центры добычи или распределения угля, и ограничиваемся определением примерных границ этих кластеров. Дальнейший анализ относительно изменений границ между кластерами построен на анализе факторов, влияющих на подвижность границ.

   На подвижность границ влияют, прежде всего, изменения в условиях доставки товара потребителю (улучшение путей сообщения, изменения фрахтов, железнодорожных тарифов, таможенных пошлин и т.п.), а также изменения в условиях производства (исчерпание запасов, открытие новых залежей угля, усиление или уменьшение инвестирования и т.п.).

   Мы обнаружили, что в России существовали, по крайней мере, три рынка (кластера), которые мы условно назвали “Юг” (с центром в Донецком бассейне), “Запад” (с центром в Домбровском бассейне) и “Северо-Запад” (с центром в Санкт-Петербурге). Рассмотрено влияние протекционистской политики государства на границы этих кластеров. Выяснилось, что таможенная политика России способствовала расширению кластера “Юг”, создала предпосылки для интеграции кластера “Запад” с германским рынком и не разрушила кластер “Северо-Запад”. Подвижность границ между кластерами иллюстрируется изменениями в потреблении угля в Москве, в "срединной" точке между этими кластерами.

   Рассматривается вопрос о степени эффективности протекционистской политики России относительно угольной промышленности. В общем случае, как показывает экономическая теория, свободная торговля предпочтительнее политики торговых ограничений. На практике, протекционизм — часто используемая государствами политика, и существуют аргументы в пользу такой политики. Наиболее серьезным оправданием отхода от свободной торговли является тезис защиты молодой отечественной промышленности. Именно такой была декларативная цель таможенной политики России в отношении импорта угля. С точки зрения пространственного перераспределения ресурсов она действительно выглядела разумной и эффективной. С одной стороны, Россия была заинтересована в развитии собственной угольной промышленности. С другой стороны, спрос на уголь в России был велик, и страна нуждалась в импортном угле. В целом правительственная политика была достаточно гибкой, чтобы примирить эти противоречивые потребности, а именно, пошлины на уголь были не настолько высоки, чтобы запретить импорт, но российская угольная промышленность была достаточно защищена этими пошлинами от иностранной конкуренции, чтобы наращивать добычу. Однако, развитие опекаемой российской угольной промышленности шло, в целом, экстенсивным путем. За рассматриваемый период угольная промышленность России не стала более конкурентоспособной и продолжала нуждаться в зонтике таможенной защиты.