Л.М.Епифанова
(Институт российской истории РАН)

 

Московская биржа как представительная организация буржуазии, 1870-1913

   Биржи в дореволюционной России являлись наиболее многочисленным типом организованного представительства потребностей промышленности и торговли и интересов предпринимателей перед властью и обществом. Выполнение социальных задач было особенностью российских бирж по сравнению с западными. Непосредственным толчком к обретению биржами представительных функций послужила ситуация, сложившаяся в деле представительства интересов делового мира России в период реформ 1860—1870 х гг. Административно-правовые условия деятельности отечественных бирж (наличие сепаратного законодательства — уставов отдельных бирж, сравнительная независимость биржевого института от государственной власти всех уровней) делали их довольно удобными для использования в качестве предпринимательских объединений. Вероятно, что благоприятным в этом отношении фактором было и то, что биржи в России вплоть до рубежа XIX—XX вв. не играли в экономике столь заметной роли, как на Западе.

   Одной из самых активных и влиятельных бирж и предпринимательских организаций вообще была Московская общая биржа. Как корпорация Московское биржевое общество управлялось общим собранием членов, выборными биржевого общества (с избираемыми к ним кандидатами) и биржевым комитетом, причем функции первого были практически в полном объеме делегированы выборным. Биржевой комитет не только сосредоточивал всю административную внутрибиржевую власть, но и осуществлял предварительную выработку и окончательную реализацию решений биржевиков по самым различным вопросам. Особенно возросла роль биржевого комитета в начале ХХ в., с чем было связано создание при нем в 1907 г. особого секретариата.

   С отраслевой точки зрения Московская биржа в лице выборных и кандидатов была, в первую очередь организацией текстильщиков. Удельный вес интересов названной группы лиц в мануфактурной промышленности и торговли составлял около 50%. При этом в целом выборными Московского биржевого общества (и кандидатами к ним) были персонифицированы практически все отрасли Центрального Промышленного района. В структуре деловых интересов московских биржевиков преобладающую позицию занимала промышленность. Что касается торговли, то имела место тенденция к сокращению процента ее представительства выборными и кандидатами.

   Московская биржа обладала довольно разветвленной структурой. Это позволяло объединенным ею предпринимателям рассматривать вопросы различного масштаба и разной отраслевой принадлежности. Помимо нескольких постоянных вспомогательных органов (комиссий — Постоянной (создана в 1870 г.), Банковской (1906 г.), Лесопромышленной (1907 г.) и Юридической (1910 г.), комитетов — по Железнодорожным делам с Железнодорожным отделом при нем (1891 г.), Хлопкового (1907 г.) и Прядильно-ткацкого (1909 г.)) при бирже функционировали различные проектные (временные) структуры.

   В процессе формирования внутренней организации Московской биржи выделяются два этапа, разграниченные первой русской революцией. На первом этапе были выработаны правовые основы и осуществлены первые практические опыты выхода за рамки управленческого структурирования. Второй этап характеризовался реализацией потенциальных структурных возможностей биржи в форме довольно активного создания постоянных и временных вспомогательных органов. Структурное развитие Московской биржи было связано, с одной стороны, с ростом активности самой буржуазии, группирующейся вокруг нее, а с другой — отражало позицию биржевого руководства по отношению к задачам своей организации и представительства вообще. Отзывы и предположения предпринимательских объединений должны были служить не только материалами для правительства при выработке последним законов и мероприятий, как ранее, но и по-возможности оказывать влияние на законосовещательные учреждения.

   Со второй половины первого десятилетия ХХ в. крупная московская буржуазия начала ощущать определенную ограниченность возможностей своей ведущей представительной организации. Наиболее рациональный способ преодоления сравнительной узости возможностей как Московской биржи, так и всей системы представительства интересов предпринимателей вообще биржевые лидеры видели в коренной реформе последней путем введения торгово-промышленных палат. В соответствующем проекте, разрабатываемом в 1910—1911 г. специальной комиссией при бирже, нашли свое отражение не только известные властные амбиции, но и вполне обоснованные социально-экономические и политические требования крупной буржуазии Промышленного центра России.