В.И.Журавленва ШПОТОВ Б.М. ГЕНРИ ФОРД. ЖИЗНЬ И БИЗНЕС. М.: КДУ, 2003. 384 с., ил. [32]. 2-е изд.: 2005 г.// Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 11. М., 2005. С. 179-184 (Постраничные примечания).

В интернет-версии публикации начало каждой страницы отмечено: {номер страницы}.


{179}

ШПОТОВ Б.М. ГЕНРИ ФОРД. ЖИЗНЬ И БИЗНЕС. М.: КДУ, 2003. 384 с., ил. [32]. 2-е изд.: 2005 г.

   В истории формирования современного общества особое место занимает «транспортная революция», начавшаяся в первой половине XIX столетия и пережившая второй мощный всплеск в конце XIX — начале XX вв. Благодаря развитию средств транспорта и связи все больше людей отправлялось в путь — из сельской местности в города, из региона в регион, из страны в страну, с континента на континент.

   Общество становилось мобильным, а мир — все более единым. Железная дорога и пароход, автомобиль и самолет стали «визитными карточками» постоянного движения людей и товаров, тон которому задавали сначала Великобритания, а затем Соединенные Штаты, оказавшиеся в конце XIX в. на гребне индустриальной волны и коммуникационной революции. В США, где автомобиль превратился в массовое средство передвижения, перестав быть роскошью, стали формироваться современные представления об индивидуальных средствах транспорта, и возникла массовая «автомобильная культура». Основная заслуга в этом, бесспорно, принадлежит Генри Форду, основателю и владельцу «Ford Motor Company», одному из творцов циви-{180}лизации XX в., сто лет назад «поставившему мир на колеса» посредством массового производства простых и надежных автомобилей, доступных семье со средним достатком.

   Форду-человеку и «форду»-автомобилю посвящена книга доктора исторических наук Бориса Михайловича Шпотова (Институт всеобщей истории РАН), признанного специалиста в области изучения экономической истории США. Появление такой монографии не случайно, так как в России представления о Форде и его компании были крайне поверхностны и неполны, а вышедшие работы относятся к 1920-м — 1930-м гг., хотя в годы перестройки и были переизданы массовым тиражом советские переводы книг самого Форда (с неточностями и пробелами), а история предпринимательства превратилась в новую для российских ученых сферу творческих поисков.

   Перед автором стояла непростая задача. В современной отечественной историографии у него нет конкурентов, в то время как в американской историографии жизни и бизнесу Форда, а также анализу различных сторон деятельности «Ford Motor Company» посвящены солидные и авторитетные исследования. Б.М. Шпотову предстояло, с одной стороны, написать «свою» историю Генри Форда, вводя в научный оборот новые источники и переосмысливая уже опубликованные, а с другой — заострить внимание на малоизвестных в нашей стране моментах: деловой и жизненной философии Форда, создании им массового автомобиля, организационном и социальном аспектах бизнеса, стиле менеджмента, системе массового сбыта, деятельности компании в период Великой депрессии и Второй мировой войны, а также в царской и Советской России. В итоге появилась монография, которая вносит существенный вклад в изучении истории предпринимательства в США и удивительным образом сочетает в себе строгость научного исследования и увлекательность художественного произведения, тонкость психологического анализа и доступность в описании сложных технологических процессов, характеристику человека в истории и истории в человеке.

   На основе архивных материалов Всемирной штаб-квартиры «Ford Motor Company» и музея Генри Форда в штате Мичиган, опубликованных источников, прежде всего мемуаров Генри Форда и его служащих (Чарлза Соренсена, Гарри Беннетта, Сэмюэла Маркуиса), публикаций в журнале «Ford Times», свидетельств советских очевидцев, посетивших заводы Форда, а также работ американских исследователей, Б.М. Шпотов воссоздает историю жизни самого популярного бизнесмена США первой половины XX в., чьи достижения и ошибки были одинаково интересны последующим поколениям автомобилестроителей и менеджеров. Его действия стали предметом противоречивых оценок современников и историков — в зависимости от того, какая из сторон деятельности «автомобильного короля» оказывалась в центре внимания.

{181}

   Под пером современного российского историка механик-самоучка Генри Форд, обладавший природным даром организатора, предстает как промышленник мирового масштаба и самобытный социальный философ, развивавший идею служения бизнеса обществу, а критериями эффективности считавший высокие заработки рабочих и низкие цены на продукцию. Он презирал благотворительность, но предлагал проекты борьбы с бедностью и жертвовал десятки миллионов долларов на школьное образование, боролся за мир в период Первой мировой войны, но пропагандировал антисемитизм в 1920-е гг. Он был и благодетелем рабочих, обеспечивая им высокие заработки и принимая на свои заводы чернокожих, иммигрантов, инвалидов, заключенных, и безжалостным дельцом, увольнявшим десятки тысяч работников в периоды экономической нестабильности и перестройки производства, выступавшим против профсоюзного движения и социальных гарантий. Форд был одновременно и бизнесменом, оказавшим колоссальное влияние на социально-экономическое развитие Америки, и деспотом, отставшим от требований времени и совершившим роковые просчеты в управлении компанией.

   Монография Б.М. Шпотова с полным основанием может быть отнесена к историографическому направлению, получившему на Западе название «business history», а в современной российской исторической науке — «история предпринимательства». В его исследовании проанализированы различные стороны деятельности «Ford Motor Company», сыгравшей ключевую роль в превращении США в первую автомобильную державу мира: доставка сырья, производство, финансирование и управление, внедрение передовых технологий, принципы организации труда, транспортировка и сбыт готовой продукции, маркетинг, реклама и пиар-акции. Компания Форда стала не только выдающимся производителем, но и выдающимся продавцом, создав для своей массовой продукции массовый потребительский рынок путем планомерного снижения цен и расширения системы сбыта, а ее владелец для миллионов американцев и жителей планеты стал олицетворением промышленного гения.

   Деятельность «Ford Motor Company» вписалась в историю индустриализации США, которая неразрывно связана с «патентными войнами», созданием крупных корпораций и становлением большого бизнеса, с поиском новых форм финансирования, производства и сбыта товаров, с развитием менеджмента и научной организации труда. Однако сам Форд отвергал широкое акционирование предприятий, и было бы ошибочно причислять его к таким основоположникам менеджмента, как Ф.У. Тейлор и А. Файоль. «Менеджерский капитализм», предполагавший разделение функций собственности и управления, труд менеджеров с их бухгалтерской отчетностью, организационными схемами и чертежами, вызывали у Генри Форда, одновременно хозяина и главного управляющего, крайнее недоверие. В {182} этом смысле опыт «Ford Motor Company», пока ею руководил ее основатель, остался уникальным, в то время как большой бизнес в США пошел по пути создания консолидированных объединений (холдингов), что требовало эмиссии акций и способствовало развитию менеджмента высшего звена.

   В текст книги включены наглядные статистические таблицы, составленные автором на основе архивных источников и позволяющие лучше представить масштабы фордовского производства и принципы его организации, а также результаты социальной политики «автомобильного короля». Монография структурирована в соответствии с проблемно-хронологическим принципом.

   Первая глава посвящена 40 годам жизни Генри Форда до того, как он стал предпринимателем. И здесь Б.М. Шпотов вслед за крупнейшими американскими биографами Форда опровергает типичную для массовой культуры США «легендарную» версию успеха из «низов в миллионеры», а также проводит мысль о том, что, хотя фордовская идея автомобиля реализовалась в городе, она была явно «деревенского» происхождения. Это наложило отпечаток на создание «народного автомобиля». Далее речь идет о создании в 1903 г. «Ford Motor Company» и причинах быстрой автомобилизации Соединенных Штатов, где к 1907 г. автомобиль одержал полную победу над извозчиком, потеснил пригородный поезд и внедрился в различные городские службы. Развитие автомобилестроения в 1910-е гг. пошло, по словам автора, двумя путями: «общемировым» и «фордовским». В главе третьей дана характеристика производственной революции, совершенной компанией Форда, которая наладила поточное производство знаменитой модели «Т» на специально приспособленных только для нее станках и оборудовании, осуществив перевод всей сборки на конвейеры и создав систему непрерывного перемещения материалов в процессе обработки. Фордовское производство стало еще и всеобъемлющей системой качества, так как «квалифицированную» часть работ выполняли не люди, а высокоточные станки и контрольные приборы.

   Революцию на производстве дополняла революция в сбыте, о чем рассказано в следующей главе, в основном написанной на основе архивных материалов. Особый интерес представляют описанные Б.М. Шпотовым начинания по усовершенствованию стратегии сбыта, связанные с зарождением маркетинга. Анализу «социальной инженерии» Генри Форда и ее противоречий посвящена глава пятая. В ней содержится оценка серии социальных мероприятий компании, получивших название «пять долларов за рабочий день» и по существу представлявших широкую программу материального стимулирования, социального обустройства и управления рабочими, исходившую от владельца компании. В этой и особенно в следующей главе «Фордовская “школа американизации”» исследователь затрагивает проблему массовой иммиграции в США и адаптации иностранных рабочих к {183} новым условиям жизни, акцентируя внимание на политике компании, направленной на изучение английского языка рабочими-иммигрантами, получение подростками технического образования, восприятие американских стандартов труда.

   Этим главам, на мой взгляд, недостает общей характеристики той общественно-политической борьбы, которая развернулась в США в первые десятилетия XX в. по иммиграционному вопросу. Более глубокого объяснения требуют причины, затруднявшие процесс социально-культурной адаптации иммигрантов. Кроме того, попытка на основе данных компании опровергнуть представление о быстром обогащении иммигрантов-евреев, подчеркнув материальный успех русских рабочих на заводе Форда, выглядит не совсем убедительно. «Новая еврейская иммиграция» способствовала созданию еврейского рабочего класса в США, но эта этническая группа в основном была сконцентрирована на мелких и средних предприятиях. Данные, приведенные в таблице 1 приложения, отражают уникальный опыт компании.

   Главы, посвященные миротворческой акции Генри Форда в период Первой мировой войны и его последующей антисемитской кампании, выявляют противоречивые черты его социально-политической философии. В заключительных главах, описав головокружительный взлет «Ford Motor Company» и дав характеристику авторитарных методов управления компанией, историк выявляет причины утраты ею лидирующего положения в отрасли в 1930-е гг. Подводя итоги своему исследованию, Б.М. Шпотов приходит к выводу о том, что, несмотря на контрасты и противоречия натуры «автомобильного короля», он действовал с удивительной последовательностью, так как в его сознании и подсознании мир представал устроенным по образцу и подобию машин, где все понятно, управляемо, поддается конструированию и ремонту и, в конечном счете, зависит от хорошего механика. В этой особенности мировосприятия автор находит объяснение жизненной позиции Форда — человека и бизнесмена.

   В монографии нашлось место и для специальной главы «Форд и Россия», в которой на основе документальных материалов, в том числе выявленных в фондах российских архивов, воссоздана истории взаимоотношений «Ford Motor Company» сначала с царским, а затем с советским правительством.

   Если говорить о монографии в целом, то определенный скепсис вызывает излюбленный Б.М. Шпотовым прием сопоставления Генри Форда и его помощников с персонажами истории предшествующих эпох. Его герой «подобен» то Петру I, то Ивану Грозному, то французскому королю Людовику XIV, а его помощники Г. Беннетт и Ч. Соренсен — Г. Распутину и А. Аракчееву. С одной стороны, объяснимо желание автора сделать текст более понятным российскому читателю, да и прием, кстати, весьма распространенный в исторической литературе, рассчитанной на массового читателя, а с другой, уж слишком разнятся эпохи и традиции!

{184}

   На мой взгляд, источниковая база монографии могла бы быть расширена за счет введения материалов американской, российской и советской периодической печати. Впрочем, это не входило в задачи исследователя, и, скорее всего, данный замысел будет реализован в рамках коллективного проекта Центра североамериканских исследований ИВИ РАН «Россия и Америка в периодике XVIII–XX вв.»

   Кроме того, можно спорить по поводу верифицируемости отдельных мыслей и оценок Генри Форда, которые формулируются историком на основе всего комплекса собранной им информации по принципу: «Таков мог быть образ мыслей моего героя, а так он мог характеризовать те или иные события». Однако не вызывает сомнений тот факт, что перед нами бесспорно удачная попытка реконструкции внутреннего мира человека прошлого, позволяющая приблизиться к пониманию мифа о Форде и Форда, реально существовавшего, реализация антропологического подхода к изучению истории.

   Безусловным достоинством монографии является ее простой, лаконичный и образный язык, яркие и запоминающиеся названия глав и параграфов, удачно подобранные эпиграфы, создающие определенное настроение и заостряющие внимание читателя на основной мысли автора, сумевшего создать увлекательное и живое повествование о Генри Форде и «Ford Motor Company».

   Текст сопровождается отличной подборкой иллюстраций из коллекции музея Генри Форда, журнала «Ford Times», Российского государственного архива кинофотодокументов и Российского государственного архива экономики. Она включает портреты самого «автомобильного короля», членов его семьи, второго поколения Фордов, фотографии автомобилей, прославивших компанию на раннем этапе ее истории. Впечатляет панорама «столицы индустриальной империи» Форда — Ривер-Ружского автозавода, наглядно демонстрирующая ее мощь как гигантского промышленного комплекса, а также подборка фотографий, свидетельствующих о проникновении продукции фордовского производства на рынки Российской империи и Советской России.

   Написанная со вкусом и знанием дела, с вниманием к главному герою, но без его идеализации, книга Б.М. Шпотова будет интересна и полезна историкам и социологам, экономистам и менеджерам, а также всем, кто увлекается историей США и современной цивилизации. Эта монография окажется востребованной российским читателем еще и потому, что вопрос о взаимоотношениях государства и бизнеса, о служении бизнеса обществу, о качестве и потребительской ценности продукции остается одним из наиболее дискутируемых в нашей стране.

В.И.Журавлева*


* Журавлева Виктория Ивановна — кандидат исторических наук (Российский государственный гуманитарный университет).