Иголкин А.А. Нефтяная промышленность в годы второй пятилетки: планы и реальность // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 10. М., 2005. С. 132-145 (Постраничные примечания).

В интернет-версии публикации начало каждой страницы отмечено: {номер страницы}.


{132}

А.А. Иголкин*

Нефтяная промышленность в годы второй пятилетки:
планы и реальность

   В 1931 г. была образована комиссия Госплана по составлению второго пятилетнего плана; во главе комиссии стоял В.В. Куйбышев. В мае 1931 г. состоялся пленум Госплана, посвященный второй пятилетке1 . Составлявшиеся тогда планы на 1937 г. были не менее утопичны, чем «уточнения» первого пятилетнего плана.

   В документе Госплана СССР, озаглавленном «Черновые материалы к плану развития народного хозяйства на второе пятилетие» (1931 г.), говорилось: «Основной установкой в наших проектировках является директива VI съезда Советов о том, чтобы в течение 10 лет перегнать передовые капиталистические страны. Если эту директиву понимать буквально, то следовало бы сроки для выполнения передвинуть к 1940-му году, а для 37 г. проектировать значительно низший уровень производительных сил. Однако мы считаем, что для того, чтобы в 40-м году перегнать по всем показателям капиталистические страны, необходимо уже в 37 г. создать производственную базу, по мощности не уступающую американской»2 . В документе отмечается: «Настоящая наметка является первой попыткой и самой начальной проектировкой, только нащупывающей пропорции хозяйства на конец 2-го пятилетия»3 . Официальная датировка этой проектировки в архивном деле отсутствует, однако на одной из бумаг, входящих в эти «Материалы», имеется дата — 25 апреля 1931 г.4 По этим наметкам, добыча нефти в 1937 г. должна была составить 130 млн т, угля — 550 млн т, торфа — 115 млн т5 .

   К июню 1931 г. в Госплане были подготовлены «Грубо ориентировочные и предварительные материалы к составлению второго пятилетнего плана». В документе говорилось: «Если исходить из годового прироста продукции черной металлургии в 40%, что, исходя из имеющегося у нас опыта, не представляется чем-либо невозможным, то продукция чугуна в 1937 г. должна составить 72 млн т. Однако необходимо учесть тенденцию к облегчению конструкций машин и станков, к замене черного металла лег-{133}кими металлами и сплавами, а также значительно более эффективное и рациональное использование металла, чем это имеет место в настоящее время. Поэтому есть основание проектировать на последние годы второго пятилетия несколько меньшие темпы прироста продукции черной металлургии, предполагая, что продукции 60–65 млн т чугуна будет достаточно для покрытия нужд хозяйства»6 .

   Вариант плана, по которому производство чугуна должно было бы возрасти к 1937 г. в 12–13 раз по сравнению с 1931 г., ставил столь же грандиозные задачи и в области топливной промышленности.

   В 1937 г. намечалась добыча нефти 138 млн т, добыча угля — 550 млн т7 . Показатель добычи нефти в 138 млн т станет понятен из следующего комментария составителей плана: «По добыче нефти СССР в 1937 г. обгоняет САСШ, добывшие в 1929 г. 128 млн т и выйдет на первое место»8 .

   Таким образом, исходили не из имеющихся ресурсов, расчета доступных запасов нефти и возможностей ее извлечения, а из политической задачи — срочно, за одну пятилетку, обогнать США и выйти на первое место в мире по большинству показателей экономического развития.

   В результате выполнения второго пятилетнего плана руководство Госплана собиралось не только догнать США по ряду показателей, но и завершить построение социализма в одной, отдельно взятой стране — СССР.

   В 1931 г. В.В. Куйбышев опубликовал план-прогноз, согласно которому 1937 г. ознаменует «завершение строительства социализма» и производство не менее 60 млн т чугуна9 . В «Материалах по II пятилетнему плану народно-хозяйственного развития СССР (второй вариант)», хранящихся в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ), содержатся данные в 1931 г. ориентировочные наметки производства промышленной продукции группой «А»: в 1937 г. она должна была составить 565% от уровня 1932 г.10 , а производство автомашин — 1,8 млн штук, тракторов — 225 тыс. штук, электровозов — 1,5 тыс. штук, угля — 435 млн т, нефти — 120 млн т (чуть меньше, чем в предыдущем проекте)11 .

   Уже летом 1931 г. проводится корректировка плана в сторону резкого — более чем на 20 млн т — понижения исходного показателя — производства чугуна. Снижаются плановые задания и по нефти. Тем не менее, все предполагаемые задания на 1937 г. остаются исключительно высокими, нереальными.

{134}

   В июле — августе 1931 г. в Госплане СССР была подготовлена «Записка к ориентировочному варианту плана 1932–1937 гг.» Как отмечается в документе, «в основу предлагаемых ориентировочных наметок была положена установка на производство уже не 60, а 39 млн т чугуна в 1937 г.»12 (в 1931 г. производство чугуна составляло 4,9 млн т). В соответствии с этим вариантом плана ожидаемая добыча нефти в 1937 г. опять корректировалась в сторону уменьшения, намечалось довести ее до 105 млн т — то есть по сравнению с 1931 г. увеличить — всего ничего! — в 4,7 раза13 .

   Не менее грандиозными, чем планы по приросту добычи нефти, были и иные «ориентировочные наметки» Госплана, написанные летом 1932 г. В 1937 г. намечалась добыча угля в 385 млн т (увеличение в 6,6 раза по сравнению с 1931 г.), выпуск автомашин — 1,5 млн штук, электровозов — 1 500 штук, тракторов — 225 тыс. штук14 . Вся промышленная продукция группы «А» за пятилетие должна была возрасти в 4,78 раза (чуть меньше, чем в предыдущем варианте), группы «Б» —в 4,16 раза. Правда, авторы плана оговаривались, что «предлагаемый вариант может быть назван только предварительным и черновым15.

   В соответствии с «наметками» Госплана от 5 июля 1931 г. добыча нефти в 1932 г. и в годы второй пятилетки должна была быть следующей: 1932 г. — 32,0 млн т, 1933 г. — 41,5 млн т, 1934 г. — 50,2 млн т, 1935 г. — 65,4 млн т, 1936 г.— 85,0 млн т, 1937 г. — 105,0 млн т16 . Работа над планом продолжалась.

   В октябре 1931 г. Госплан установил порядок работы над директивами на второе пятилетие, отметив, что план надо строить на основе балансовой увязки отраслей и полной материальной обеспеченности строительной и топливной программы, обратив особое внимание на изжитие дефицита по металлу, топливу и строительным материалам17 .

   К началу 1932 г. плановые наметки еще раз снизят, в том числе — и по нефти.

   Выступая на ХVII конференции ВКП(б) в январе 1932 г. с докладом «О второй пятилетке», В.В. Куйбышев заявил, что ставится задача довести к 1937 г. выплавку чугуна до 22 млн т, добычу угля — до 250 млн т, добычу нефти — до 80–90 млн т18. В 1931 г. уровень добычи составлял 22,4 млн т, {135}таким образом, планировался, хотя и чуть меньший, но огромный прирост добычи — приблизительно в 60 млн т.

   Директивы к составлению второго пятилетнего плана были одобрены ХVII партконференцией в феврале 1932 г., однако в первые шесть месяцев 1932 г. предварительные показатели плана второй пятилетки были вновь скорректированы. Как отмечали Р. Девис и О.В. Хлевнюк, составление плана было весьма беспорядочным из-за поразительных несоответствий между различными разделами директив, одобренных ХVII конференцией19 .

   Различные структуры совершенно по-разному оценивали потребности в одних и тех же нефтепродуктах для одних и тех же целей. Так, Нефтесектор Главтопа Наркомтяжпрома определял в 1932 г. потребность в горючем для тракторов на 1933 г. в 2 840 тыс. т, а Наркомзем — в 3 531 тыс. т (правда, с учетом того, что 7% от этой величины пойдет в другие отрасли). Потребность в горючем для автомобилей на 1933 г. Нефтесектором оценивались в 740 тыс. т, а Цудортрансом — в 1207 тыс. т20 .

   В июле 1932 г. на Всесоюзной топливной конференции была дана установка довести к 1937 г. добычу нефти до 69,9 млн т, газа — 5,05 млн т, а всего нефти и газа вместе — до 74,95 млн т21 . Таким образом, показатель опять оказался ниже, чем утвержденный на полгода раньше на ХVII конференции ВКП(б).

   В «Союзнефти» в 1932 г. намечалось довести к 1937 г. объемы внутреннего потребления нефтепродуктов в СССР до следующих показателей: бензин для авиации — 1 350 тыс. т, бензин для автотранспорта — 6 250 тыс. т, бензин для прочих целей — 790 тыс. т, специальные бензины — 260 тыс. т. Всего для внутреннего рынка планировалось произвести 8 650 тыс. т бензина.

   Легкого тракторного топлива предполагалось поставить 7 535 тыс. т, из них керосина для тракторов — 6 705 тыс. т, лигроина — 830 тыс. т22 .

   Чтобы произвести эти нефтепродукты, требовалось огромное количество нефтеперерабатывающего оборудования, а для добычи соответствующих объемов нефти — во много раз больше, чем имелось, труб, буровых станков, компрессоров, насосов и многого другого.

   В 1932 г. в «Союзнефти» подсчитали, что для осуществления нефтяного плана второй пятилетки потребуется за 5 лет 437 единиц различных заводских инсталляций, 1 982 комплекта буровых станков, 2 778 компрессоров, 7 400 насосов для перекачки, 3 129 тыс. т различных металлических труб и {136}многого другого оборудования23 . Это были объемы, недоступные для производства или импорта. Ведь прежде, чем произвести трубы, надо было бы построить трубопрокатный завод или цех, не меньше времени потребовало бы производство и иного оборудования. Достаточно сказать, что в СССР в 1931 г. было произведено всего, для всех отраслей народного хозяйства 284 тыс. т стальных труб24 .

   Закончился 1932 год — последний год первой пятилетки, начался первый год второй пятилетки, но утвержденного плана не было. Ни по нефти, ни по другим продуктам.

   В Приказе № 86 по Госплану от 27 марта 1933 г. первый зам. председателя Госплана СССР В.И. Межлаук писал: «В связи с решением Правительства об изменении сроков представления пятилетнего плана установить в Госплане нижеследующий порядок и сроки представления отдельными секторами материалов ко 2-му пятилетнему плану: ... обязать все сектора, входящие в составы Управления тяжелой и лесной промышленности, представить свои окончательные варианты проектировок по промышленной продукции, труду (в т.ч. по кадрам) и качественным показателям... не позднее 5–7 апреля с.г.»25

   В 1933 г. плановые наметки, сообразуясь с реальностью, в том числе — очевидным застоем в нефтедобыче — вновь снизили.

   В марте 1933 г. в Госплане СССР считали, что к 1937 г. потребуется бензина для автомобилей 2 590 тыс. т (а не 6 250 тыс. т как по предыдущей оценке), для экспорта — 3 000 тыс. т, керосина для тракторов надо будет 2 300 тыс. т (вместо 6 705 тыс. т), для населения («широкого рынка») — 2 500 тыс. т, экспорта — 1 000 тыс. т. Основным потребителем лигроина должны были стать тракторы (1 150 тыс. т) при экспорте этого продукта в 450 тыс. т26 .

   В 1932 г. советские НПЗ могли переработать 25,7 млн т сырой нефти. За вторую пятилетку Госплан наметил увеличить мощности на 17,0 млн т, доведя их до 42,7 млн т27 .

   В течение 1933 г. прорабатывались многочисленные проекты, но задания на 1937 г. давались, в основном, такие же, как в марте того года. Так, по одному из проектов 1933 г. планировалось довести производство всех видов бензина к 1937 г. до 6 млн т, из них для экспорта предназначалось 2 250 тыс. т, автомобильного бензина для внутреннего потребления — 2 800 тыс. т, авиационного — 525 тыс. т, для прочих целей — 425 тыс. т28 . Тот же вариант плана намечал в 1937 г. произвести 6 430 тыс. т керосина и распределить {137}его следующим образом: экспорт — 800 тыс. т, внутренний рынок — 3 200 тыс. т, тракторное топливо (вместе с лигроином) —1 030 тыс. т29 .

   К концу 1933 г., накануне ХVII съезда партии, Госплану надо было предложить окончательные варианты плановых заданий, что и было сделано в «Контрольных цифрах» развития топливной промышленности, составленных в Госплане 23 декабря 1933 г. В документе намечалась следующая динамика производства топливных ресурсов (в млн т)30 :

1932 г. 1937 г. 1937 г. в %% к 1932 г.
Каменный уголь 64,3 152,5 236,7
Нефть сырая с газом 22,3 47,5 234,0
Переработка нефти 20,2 40,5 200,5
Бензин 2,5 6,75 270,0
Керосин 4,0 7,8 195,0
Торф 13,8 2,5 181,2
Сланцы 318,0 2 600,0 817,6

   Как видно из этих цифр, темп роста угольной промышленности намечался более высокий, чем нефтяной. Восьмикратный рост добычи сланцев оставался ничем не обоснованной мечтой — реально их добудут в 1937 г. 515 тыс. т, в 5 раз ниже плановых наметок. Такого грандиозного срыва не будет ни по углю, ни по нефти. По торфу задание будет почти выполнено — недобор составит всего 1 млн т, 4% от этого варианта плана31 .

   В докладе В.В. Куйбышева «О втором пятилетнем плане», сделанном на ХVII съезде, говорилось о необходимости «увеличить добычу нефти более, чем в 2 раза, а съезд утвердил плановое задание по нефти (с газом) на 1937 г. в 46,8 млн т — 210% от уровня 1932 г. и на 700 тыс. т меньше, чем в документе Госплана от 23 декабря 1933 г.32

   ХVП съезд прошел, второй пятилетний план утвердили, но продолжали его корректировать. И лишь почти через два года после начала второй пятилетки, 17 ноября 1934 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление о второй пятилетке, что формально завершило работу по составлению второго пятилетнего плана33 .

   Как видим, в более поздних вариантах второй пятилетки плановые задания снижались — и в этом существенное отличие от вариантов первой пятилетки, когда ожидаемые в будущем масштабы добычи топлива при {138}изменении планов возрастали раз от разу. Почему это происходило в части плановых заданий по нефти, хорошо понятно: ее добыча составляла в 1931 г. 22 392 тыс. т, в 1932 г. —21 414 тыс. т, в 1933 г. — 21 489 тыс. т34 .

   Годовые задания корректировались посреди года. Так, в 1933 г. «Азнефть» получила дополнительный план по приказу НКТП № 697 от 2 августа 1933 г.35 В середине 1934 г. ЦК ВКП(б) установил новый годовой план добычи нефти для «Азнефти» — 19 млн т (без попутного газа), на 4 млн т больше, чем в 1933 г.36

   Невыполнение планов было связано со многими обстоятельствами, но, прежде всего, с тем, что плановые задания не были обеспечены соответствующими ресурсами — финансовыми, материальными, кадровыми, технологическими, геологоразведочными работами.

   Что касается финансовых ресурсов, то в 1931 г. нефтяная промышленность получила 417 млн капиталовложений. В середине 1932 г. планировалось в следующем, 1933 г., почти удвоить величину капиталовложений, доведя ее до 815,2 млн руб., а к 1937 г. капиталовложения должны были возрасти более чем в 4 раза по сравнению с 1932 г. (план — 440,3 млн руб.) и достичь 1 746,1 млн руб. Разумеется, все эти показатели планировались в неизменных ценах, при постоянном обесценении рубля. Но даже этих денег отрасль не получала37 . Так, расходы на бурение на пятилетку были запланированы в размере 2 429 млн руб., освоено — 2 100 млн руб., или 86,5% плана38 .

   Стоимостные показатели — самые недостоверные, и при анализе экономической политики 1930-х гг. они мало что дают. Но мы знаем, что целый ряд запланированных на второе пятилетие новых нефтепроводов и продуктопроводов даже не начинали: не было ресурсов. На второе пятилетие было запланировано построить 5 продуктопроводов: Москва — Ярославль, протяженностью 255 км (1936 г.), Грозный — Армавир (390 км, 1933 г.), Трудовая — Днепр (200 км, 1934 г.), Трудовая — Харьков (200 км, 1934 г.) и продуктопровод в Сибири. Кроме того, намечалось строительство крупных нефтепроводов: Каспий — Орск (740 км), Майкоп — Туапсе (200 км), Беной — Хасав-Юрт (100 км), нефтепровода в Туркмении длиной в 100 км, — а также разных мелких нефтепроводов39 . Кроме {139} того, второй пятилетний план намечал строительство нефтепровода Махачкала — Воронеж40 .

   Реально были сооружены (из крупных) в 1936 г. нефтепровод Гурьев — Орск (в плане: Каспий — Орск) и еще в 1932 г. продуктопровод Трудовая — Армавир, кроме того, в связи с открытием башкирской нефти в 1936 г. построен нефтепровод Ишимбай — Уфа.

   Дефицит всех нефтепродуктов был хроническим.

   Осенью 1933 г. в очередной раз создалось «исключительно напряженное положение со снабжением самого (нефтяного — А.И.) флота на Волге и Каме, жел. дорог, южной металлургии, Москвы, Ленинграда, Одессы». Как писал В.И. Межлаук В.М. Молотову, «основные транспортные магистрали и предприятия, как Мариупольский завод, Донсода, ЧХК, военные заводы и т.п. поддерживаются за счет переадресовок, оценок путевого нефтетоплива, за счет использования в качестве нефтетоплива других, также крайне дефицитных нефтепродуктов: смеси гудронов с керосиновым дестиллатом, черной солярки, веретенных и других масел, смазочного мазута»41 .

   В 1934 г. годовой скорректированный план добычи нефти опять был сорван, прежде всего, из-за резкого недобора нефти в Грозном (см. Таблица 1). Естественно, что при недоборе нефти не могли быть выполнены планы по производству нефтепродуктов (см. Таблица 2).

Таблица 1. Планы по добыче нефти на 1934 г. и их фактическое выполнение, в тыс. т

План Фактическое производство
Добыча сырой нефти и газа, всего по СССР 28 645 25 599,1
Добыча сырой нефти (без газа), всего по СССР 27 245 24 145,4
Добыча сырой нефти по предприятиям:
«Азнефть» 19 000 19 182,6
«Грознефть» 6 000 3 371,6
«Майнефть» 883 938,6
«Кубчернефть» 37 16,1
«Эмбанефть» 420 234,8
«Средазнефть» 75 62,2
«Востокнефть» 135 75,0
«Сахалиннефть» 300 241,8

   Источник.. РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 28. Д. 310. Л. 58.

{140}

   «Контрольные цифры» Госплана (1933 г.) предполагали, что Грознефть добудет в 1933 г. 5,15 млн т нефти и газа, в 1934 г. — 6,2 млн т, в 1935 г. — 7,2 млн т, в 1936 г. — 8,4 млн т, в 1937 г. — 10,2 млн т42 . На самом деле, в 1934 г. добыча нефти «Грознефтью» составила 69,3% к уровню 1933 г.43 И если в 1932 г. на самую дешевую фонтанную добычу нефти в Грозном пришлось 81% всей добычи44 , то уже в 1933 г. в «Грознефти» фонтанная добыча нефти составляла 17,9% (насосная — 29,5%), средний дебит скважины снизился на 43,2% по сравнению с предыдущим годом45 .

Таблица 2. Производство керосина в 1934 г. План и фактическая выработка, в тыс. т

План Факт
Всего по СССР в т.ч. 4 964,0 4 504,9
«Азнефтезаводы» 2 333,1 2 807,5
«Грознефть» 2 563,2 1 640,8

   Источник. РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 28. Д. 310. Л. 58.

   В 1933 г. план по добыче нефти «Грознефтью» был выполнен на 69,5% — добыто 4 862 тыс. т при плане 7 000 тыс. т46 . К 1935 г. фонтанная добыча упала до 12%47 .

   Еще в 1932 г. отмечалось: «Одним из самых отсталых участков в развитии грозненской нефтяной промышленности является разведка новых месторождений. За время существования советской власти открыт один только новый район — Горно-Чеченский (Беной)»48 . Для нефтедобычи в Грозном не была подготовлена ресурсная база, не было открытых геологами достаточных запасов нефти в недрах. В годы первой пятилетки грозненская нефтяная промышленность базировала свою добычу исключительно на верхних пластах обоих своих основных районов — нового и старого. На вторую пятилетку планировалось выйти на более глубокие пласты, доведя бурение до 3 тыс. м49 . Сделать этого не удалось.

   Планы по добыче нефти в Грозном в 1934 г. были выполнены на 56%, в 1935 г. — на 83%, в 1936 г. — на 103%. Добыча в Грозном тогда составила лишь 3 289 тыс. т — в два с лишним раза меньше, чем в 1931 г.50

{141}

   На областной партийной конференции Чечено-Ингушетии в мае 1937 г. первый секретарь обкома Егоров сказал: «Основная задача, которую ставил Областной Комитет партии на протяжении отчетного периода времени (1934–1937 гг. — А.И.) в отношении нефтяной промышленности, состояла в том, чтобы разгромить до конца вражескую контрреволюционную теорию «затухания» Грозного и ликвидировать хроническое отставание по добыче нефти, которое мы имеем с 1931 г.51

   «Контрреволюционную теорию» разгромить удалось, в Грозном регулярно шли аресты, но изменить положение дел никак не удавалось: нефти, в тех количествах, которые планировались, не было.

   В Бакинском районе положение было несколько лучше, но и здесь достаточных площадей для добычи разведано не было.

   В Азербайджане с 1924 по 1934 гг. в разведке глубоким бурением пребывали следующие площади: 1) Апшеронский полуостров — 34 площади; 2) Кабристан — 11 площадей; 3) Прикуринская низменность — 6 площадей; 4) Прикаспийский район — 1 площадь; 5) Кировобадский район — 1 площадь.

   Всего до 1934 г. за 10 лет было пробурено в этих районах 234,8 тыс. м и за последующие 5 лет — 270 тыс. м, что, как писал в начале 1940 г. И.В. Сталину секретарь ЦК КП(б) Азербайджана М.Д. Багиров, «для такого нефтяного района, как Азербайджанский, следует считать недостаточным»52 .

   И в 1937 г., как и за 10 и за 20 лет до того, почти всю нефть давали два района — Бакинский и Грозненский. Освоение Урало-Волжского района шло недопустимо медленно.

   В отличие от СССР, в середине 1930-х гг. в США эксплуатировалось свыше 1 500 нефтяных месторождений, из них относительно крупных, дававших годовую добычу нефти более 1,5 млн т, было около 1553 . Ежегодно в Америке открывалось несколько десятков новых месторождений, которые быстро начинали эксплуатировать.

   Советское руководство не могло сетовать на природу, на то, что наши месторождения беднее, хуже американских. Наоборот, стоило пробурить скважину — и она давала в среднем в 7,5 раз больше нефти, чем в США (см. Таблица 3).

   Но отрасль требовала ресурсов. Конечно, ресурсы всегда ограничены, но стоило ли выделять их в таком количестве на торфодобычу, добычу сланцев, местных углей, эксперименты с искусственным жидким топливом, да и старую борьбу за дополнительные ресурсы с Донбассом нефтяная отрасль явно проигрывала. И в самой отрасли распределение ресурсов {142}было не самым лучшим: явно ущемлялись интересы Волго-Урала, дальних нефтеразведок.

Таблица 3. Сравнительные показатели нефтедобывающей промышленности СССР и США в середине 1930-х гг.

Баку (1936 г.) США (1934 г.)
Добыча нефти, тыс. т 20 564 124 548
Количество скважин в эксплуатации 7 534 333 070
Численность рабочих и технического персонала в бурение и добыче 17 553 129 500
Добыча нефти на 1 человека в год 1 168 962
Средний дебит на 1 скважину в день, в т 7,5 1,0

   Источник.Источник. Николаевский Н.М. Вопросы экономики нефтяной промышленности. Исторический очерк. М., 1938. С. 211.

   Не только нефтедобыча, но и смежные отрасли, поставлявшие ей средства производства, не всегда работали эффективно.

   После командировки в Америку в 1936 г. нефтяники писали в записке, предназначенной для внутреннего пользования, о качестве бурового оборудования: «...Качество этого оборудования несравненно выше нашего. Высокое качество металла, термическая его обработка и полная взаимозаменяемость частей — вот что определяет качество оборудования в Америке. Там не бывает случая, чтобы вертлюг отказался вертеться через час после начала работы, или, во всяком случае, это исключительная редкость, а у нас — обычное явление. Там не бывает, чтобы после одной буровой лебедка поступила в ремонт; чтобы кулачковую муфту на ней пришлось включать кувалдой»54 .

   В СССР не успевали сразу освоить весь ассортимент сложной продукции, требуемой нефтяникам. Ряда производств в середине 1930-х гг. все еще не было. В 1936 г. в СССР еще не производились роликовые подшипники. Поэтому нефтяники писали в докладных записках руководству: «Вертлюг у нас является самым узким звеном в буровом оборудовании. Причина — отсутствие производства в Союзе основной решающей части вертлюга — роликового подшипника. Кустарно изготовленные в Баку подшипники не работают иногда и одного часа. У нас образовались уже груды корпусов вертлюгов, лишенных роликов, которые с роликами превратились бы снова в новые вертлюги»55 .

   Чтобы обеспечить американские масштабы нефтедобычи (о чем мечтали в 1931 г.), требовалось производить примерно столько же, как в США, оборудования для отрасли. И приблизительно такого же качества.

{143}

   Американская нефтяная промышленность в 1934 г., потребляла стальных труб свыше 600 тыс. т, лесных материалов — на 2,5 млн долл., резиновых товаров — на 7,5 млн долл., серной кислоты — 4,2 млн т56 .

   И труб, и резины в СССР не хватало, их требовали не только нефтяники.

   По одному из последних вариантов «Контрольных цифр», обсуждавшихся в Госплане в 1933 г., добыча нефти во второй пятилетке (вместе с газом) должна была расти следующим образом: 1933 г. — 22 400 тыс. т; 1934 г. — 30 645 тыс. т; 1935 г. — 35 000 тыс. т; 1936 г. — 40 500 тыс. т; 1937 г. — 47 500 тыс. т57 .

   Но когда стало ясно, что справиться с такими заданиями невозможно, годовые плановые задания стали уменьшать — и довольно значительно. Так, второй сессией ЦИК Союза был принят и утвержден народнохозяйственный план на 1936 г., по которому нефтяная промышленность должна была добыть 30 млн т нефти и газа58 — на 10,5 млн т меньше, чем по наметкам пятилетки. Годовой план добычи нефти по «Главнефти» на 1937 г. составлял 32 160 тыс. т, фактическая добыча составила 28 400 тыс. т. Таким образом, прирост добычи за год был всего 3,9%, годовой план был выполнен на 88,3%59 .

   И, несмотря на изменившиеся обстоятельства, в книге, изданной в 1936 г. (подписанной к печати 20 января 1936 г.), автор писал о добыче в 1937 г. 46,8 млн т нефти (как это было записано в пятилетнем плане): «Быстрота бурения является решающим фактором в дальнейшем развитии добычи нефти, в извлечении из недр 46,8 млн т нефти в 1937 г. — за последний год второй пятилетки»60 . Автора можно понять: о резком изменении плановых заданий пятилетки партия и правительство никаких решений не принимали.

   Если сравнивать результаты первой и второй пятилеток, то окажется, что за годы первой пятилетки прирост добычи нефти составил 57,4% (с 13,6 до 21,4 млн т), за годы второй пятилетки — лишь 32,7% (с 21,4 до 28,4 млн т). В абсолютных показателях прирост добычи в первой и второй пятилетке был почти одинаковым — 7,8 млн т в первой и 7 млн т — во второй пятилетке»61 . Если считать вместе с газом, то в первой пятилетке прирост был с 13,9 до 22,3 млн т, во второй — до 30,4 млн т 62. Сравнение первой и второй пятилеток по нефти наглядно видно из Таблицы 4.

{140}

Таблица 4. Планы по нефти и газу и их выполнение в первой и второй пятилетках

Фактическое выполнение, в млн т Зада-ние 1937 г. по плану II пятилетки % выполнения плана за 1937 г.
1928/1929 гг. 1932 г. % прироста в 1932 г. к 1928/29 гг. 1937 г. % прироста в 1937 г. к 1932 г.
Добыча нефти 13,6 21,4 57,4 28,4 32,7 44,3 64,1
Добыча газа 0,3 0,9 200,0 2,0 122,2 2,5 80,0
Итого: нефти и газа 13,9 22,3 60,4 30,4 36,3 46,8 65,0

   Источник. РГАЭ. Ф. 7966. Оп. 1. Д. 16. Л. 1.

   Фактическая добыча в 1937 г. по отдельным районам составляла:

Баку —
Грозный —
Майкоп —
Эмба —
Восток («Башнефть», «Прикамнефть», «Востокнефть») —
Средняя Азия («Туркменнефть», «Калининнефть», «Ворошиловнефть») —
Сахалин —
Крым —
21 369,7 тыс. т
2 903,8 тыс. т
1433,2 тыс. т
489,8 тыс. т
1003,1 тыс. т
841,6 тыс. т
355,5 тыс. т
0,7 тыс. т
(75,4 % плана);
(31,6 % плана);
(95,5 % плана);
(29,0 % плана);
(74,9 % плана);
(58,9 % плана);
(44,7 % плана);
(3,5 % плана)63.

   Не были выполнены и задания по производству нефтепродуктов. В 1937 г. производство керосина составило 6,1 млн т — при плановом задании пятилетки в 7,5 млн т; еще хуже был выполнен пятилетний план производства бензина и лигроина — при задании в 8,2 млн т в последнем году второй пятилетки было произведено лишь 4,33 млн т, т.е. 52,8% плана64 . Меньше, чем в первой пятилетке, было введено мощностей по нефтепереработке (см. Таблицу 5).

   В 1937 г. пятилетка завершилась, были ясны провалы — и приходилось искать виновных. Основные аресты, включая арест руководителя отрасли М.В. Баринова и его заместителей, были осуществлены осенью 1937 г. Им инкриминировалось сознательное, намеренное вредительство.

{145}

Таблица 5. Ввод в эксплуатацию важнейших объектов нефтепереработки (по годам первой и второй пятилеток)

Годы Крекинги Трубчатки
Число установок Годовая проектная мощность Число установок Годовая проектная мощность
1928 - - 3 1 070
1929 1 50 4 1 850
1930 8 640 3 3 210
1931 11 1 830 8 4 250
1932 3 370 2 1 370
Итого за I пятилетку 23 2 890 25 11 750
1933 2 300 - -
1934 4 600 4 1 250
1935 10 1 520 2 2 000
1936 5 670 6 4 200
1937 5 1 120 - -
Итого за II пятилетку 26 4 210 12 7 450

   Источник. РГАЭ. Ф. 8627. Оп. 10. Д. 119. Л. 6.

   На Всесоюзном совещании нефтяников в феврале 1938 г. Л.М. Каганович так подвел итоги второй пятилетки в нефтяной промышленности: «Пятилетка наметила 44 млн т, сделали мы 28,5 млн т (добычи — А.И.). По добыче газа и нефти вместе пятилетка наметила 46,8 млн т, а выполнили мы 30,3 млн т. По выработке бензина пятилетка наметила 6,5 млн т, а фактически мы получили 3 млн т... По керосину пятилетка наметила 7,5 млн т, а выполнили мы 6,1 млн т. По маслам пятилетка наметила 2 млн т, а выполнили мы 1,6 млн т. По моторному топливу, то, что для нас представляет исключительно большой интерес, пятилетка наметила 4,5 млн т, а выполнили мы 1,5 млн т»65 . В 1938 г. еще все валили на вредителей, но в 1939 г. в Наркомтоппроме полагали, что важнейшей причиной невыполнения второго пятилетнего плана по добыче нефти и газа был «неудовлетворительный ход бурения». На вторую пятилетку была запланирована проходка 11,5 млн м, а фактически было пробурено 7,6 млн м, т.е. 66,1% плана прохода66 . С этим можно согласиться, добавив, что задания не были подкреплены ресурсами не только для бурения, но и для выполнения иных работ.


* Иголкин Александр Алексеевич — доктор исторических наук (Институт российской истории РАН).

1 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 31. Д. 133. Л. 54–55, 62; Куйбышев В.В. Избранные произведения. М., 1957. С. 269–286

2 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 31. Д. 137. Л. 34

3 Там же. Л. 35

4 Там же. Л. 5

5 Там же. Л. 50.

6 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 31. Д. 64. Л. 196.

7 Там же.

8 Там же. Л. 191

9 Плановое хозяйство. 1931. № 2. С. 12.

10 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 31. Д. 138. Л. 21

11 Там же. Л. 14, 15, 19

12 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 31. Д. 122. Л. 2.

13 Там же. Л. 3

14 Там же

15 Там же. Л. 8

16 Там же. Л. 3

17 Кузьмин В.И. В борьбе за социалистическую реконструкцию. 1926–1937. М., 1976. С. 188.

18 Куйбышев В.В. Статьи и речи. М., 1935. С. 99.

19 Девис Р., Хлевнюк О.В. Вторая пятилетка: механизм смены экономической политики // Отечественная история. 1994. № 3. С. 95.

20  Ганшин С.М. Указ. соч. С. 8.

21 Цит. по: Рубцов Е.А., Эглит Р.А. Вторая нефтяная пятилетка. М.–Л., 1933. С. 31.

22 Ганшин С.М. Указ. соч. С. 7.

23 Там же. С. 39

24 Народное хозяйство СССР в 1958 году. М., 1959. С. 188.

25 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 31. Д. 628. Л. 86

26 Там же. Л. 31.

27 Там же. Л. 48.

28 Там же. Д. 630. Л. 41.

29 Там же. Л. 41

30 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 31. Д. 662. Л. 3.

31 Народное хозяйство СССР в 1958 году. М., 1959. С. 213, 214.

32 ХVII съезд ВКП(б). Стенографический отчет. М., 1934. С. 387, 661.

33 Кузьмин В.И. В борьбе за социалистическую реконструкцию. 1926–1937. М., 1976. С. 197

34 Народное хозяйство СССР в 1958 г. М., 1959. С. 208.

35 РГАЭ. Ф. 7734. Оп. 1. Д. 9. Л. 46об

36 Азербайджанское нефтяное хозяйство. 1934. № 7–8. С. 1.

37 Ганшин С.М. Указ. соч. С. 37.

38 РГАЭ. Ф. 7966. Оп. 1. Д. 16. Л. 1.

39 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 31. Д. 628. Л. 46.

40 Куйбышев В.В. Второй пятилетний план. Доклад на ХVII съезде ВКП(б) 3–4 февраля 1934 г. // Статьи и речи. М., 1935. С. 286.

41 РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 578. Л. 28

42 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 31. Д. 662. Л. 1

43 РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 28. Д. 310. Л. 58.

44 Дунаев Ф.Ф. Указ. соч. С. 47

45 РГАЭ. Ф. 7734. Оп. 1. Д. 9. Л. 31.

46 Там же. Л. 30.

47 Доклад о плане развития грозненской нефтяной и газовой промышленности в 1933–1937 гг. М., 1932. С. 8.

48 Там же. С. 8.

49 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 5727. Л. 18.

50 Там же. Л. 18.

51 РГАСПИ. Ф. 7. Оп. 21. Д. 5727. Л. 18.

52 РГАСПИ. Ф. 81. Оп. 3. Д. 96. Л. 87.

53 РГАСПИ. Ф. 85. Оп. 29. Д. 407. Л. 19.

54 Там же. Л. 74.

55 Там же. Л. 76.

56 Там же. Л. 8, 9.

57 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 31. Д. 662. Л. 1.

58 Развернуть стахановское движение в нефтяной промышленности. М.–Л., 1936. С. 23.

59 РГАЭ. Ф. 7734. Оп. 5. Д. 16. Л. 2.

60 Дунаев Ф.Ф. Очерки по экономике социалистической нефтяной промышленности. М.–Л., 1936. С. 79.

61 РГАЭ. Ф. 7966. Оп. 1. Д. 16. Л. 1.

62 Там же.

63 Там же. Л. 1об.

64 Индустриализация Советского Союза. Новые документы. Новые факты. Новые подходы. Часть II. М., 1999. С. 173.

65 РГАСПИ. Ф. 81. Оп. 3. Д. 363. Л. 138.

66 РГАЭ. Ф. 7966. Оп. 1. Д. 16. Л. 1.