Ю.А. Петров Сберегательные кассы и проблемы государственного долга России на рубеже XIX–XX в.// Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 10. М., 2005. С.196-197 (Постраничные примечания).

В интернет-версии публикации начало каждой страницы отмечено: {номер страницы}.


{196}

12 ноября 2003 г.

Ю.А. Петров*

Сберегательные кассы и проблемы государственного
долга России на рубеже XIX–XX в.

   Сберегательными кассами в Российской империи назывались государственные кредитные учреждения, основной функцией которых являлось привлечение денежных сбережений населения. Впервые они были открыты в 1842 г. при сохранных казнах в Петербурге и Москве, позднее создавались при отделениях Государственного банка, казначействах (1884 г.), почтово-телеграфных учреждениях (1889 г.), станциях казенных железных дорог (1900 г.), фабрично-заводских предприятиях, казенных винных складах, школьных учебных заведениях и пр. С 1880-х гг., задуманные первоначально как учреждения самопомощи, сберегательные кассы стали использоваться правительством в интересах государственного кредита. Этот процесс завершился при министре финансов С.Ю. Витте, который считал, что «политика в деле сберегательных касс должна быть направлена к дальнейшему развитию их как для укрепления бережливости в беднейшем классе, так и ради осуществления государственных предприятий на суммы мелких сбережений».

   На рубеже 1880–1890-х гг. сберегательные кассы широко привлекались к операции конверсии государственных займов. По уставу 1895 г. они стали официально именоваться «государственными»; для руководства деятельностью сберегательных касс было создано особое Управление при Совете Государственного банка. Максимальная сумма взноса по одному счету (книжке) устанавливалась в размере 1 тыс. руб. для физических и 3 тыс. руб. для юридических лиц. По вкладам выдавались 4% в 1862–1894 гг. и 1906 г., а также 3,6% в 1894–1905 гг. и 1911–1917 гг. На средства, внесенные сверх лимита, приобретались свидетельства государственных займов, которые сохранялись за вкладчиком и приносили ему процент. С 1905 г. сберегательные кассы ввели операции по страхованию жизни (к 1913 г. было уже застраховано 26,3 тыс. человек на сумму 30,4 млн руб.). В начале XX в. операции сберегательных касс стремительно возрастали: к 1900 г. действовало 5 415 сберегательных касс с 3,6 млн счетов и балансовым остатком вкладов на 661,9 млн руб., к 1913 г. было уже 8 005 сберегательных касс с 8,5 млн счетов и балансовым остатком вкладов на 1 594,9 млн руб. В то же время сберегательными кассами было приобретено государственных ценных бумаг на сумму около 1,8 млрд руб. Процент по фонду государст-{197}венных бумаг составлял главный источник доходов сберегательных касс (69,5 млн руб. в 1912 г.), из него выплачивались проценты вкладчикам (51,7 млн руб. в 1912 г.).

   Сберегательные кассы пользовались государственной гарантией сохранности вкладов. Они представляли собой наиболее демократичные по составу клиентуры кредитное учреждение России: среди вкладчиков сберегательных касс были и крестьяне, нижние слои городского населения. По закону 1910 г. сберегательные кассы за счет фонда государственных ценностей выдавали также ссуды для образования основных капиталов учреждений мелкого кредита. К 1914 г. в интересах проведения столыпинских аграрных преобразований таких ссуд было выдано на 25,8 млн руб.

   После Октябрьской революции 1917 г. сберегательные кассы как «учреждения без какого-либо классового оттенка» были сохранены, но в соответствии с декретом СНК РСФСР об аннулировании государственных займов (декабрь 1917 г.) и после запрета выдавать суммы, внесенные до 1 января 1918 г., фактически прекратили операции. Инфляция периода Гражданской войны в условиях моратория на дореволюционные вклады обесценила сбережения граждан. В апреле 1919 г. в период «военного коммунизма» сберегательные кассы официально были слиты с Народным банком РСФСР, затем вновь восстановлены в качестве самостоятельных учреждений в 1923 г. в связи с проведением денежной реформы. Дореволюционные сбережения при этом компенсированы не были.


* Петров Юрий Александрович — доктор исторических наук (Центральный банк Российской Федерации).