Гарскова И.М. Выступление на "Круглом столе" по итогам XI Международного конгресса по экономической истории, 5 января 1995 г. // Экономическая история. Обозрение / Под ред. В.И.Бовыкина и Л.И.Бородкина. Вып. 1. М., 1996. С. 54-57.

В интернет-версии публикации начало каждой страницы отмечено: {номер страницы}.


{54}

Гарскова И.М.
(Исторический факультет МГУ)

Хотелось бы присоединиться к мнению тех участников" круглого стола", которые подчеркивали первостепенную важность вопросов образования будущих специалистов в области экономической истории. Именно со студенческой скамьи следует давать все необходимые компоненты того образования, который получают их коллеги за рубежом. Для {55} того, чтобы наши экономические историки могли не только свободно разбираться в работах зарубежных коллег, но и выполнять свои исследования на том уровне, который сложился в мировой науке, следует обсудить и пересмотреть концепцию образования в этой области.

Пока, к сожалению, студенты-историки, специализирующиеся в области экономической истории, практически не имеют в своих учебных планах каких-либо курсов или дисциплин, отличных от стандартного набора, предлагаемого учебным планом исторических факультетов. Однако не вызывает сомнений, что программа их обучения должна включать компоненты, дающие представление об истории мировой экономической мысли, современных макро- и микроэкономических теориях и течениях и, наконец, о тех методах и моделях, которые являются основой современного аппарата исследований в области экономической истории.

Названные компоненты в той или иной мере включены В учебные программы экономических факультетов, что значительно облегчает специализацию студентов экономистов в области экономической истории. Кстати, как известно, большинство таких специалистов на Западе имеет именно экономическое образование в качестве базового. Что же касается студентов-историков, то они находятся в более сложном положении. Может быть, такие курсы, которые связаны с историей экономических учений и (до некоторой степени) обзором современных тенденций и направлений в этой области, будет несложно ввести в программу обучения будущих экономических историков.

Что касается методических курсов, то следует подчеркнуть, что для их освоения нужен определенный уровень математической подготовки. Подчеркну, что необходимый уровень математической подготовки требуется, например, для любого из наших студентов или аспирантов, кто хо-{56}тел бы получить приглашение на стажировку по экономической истории в западноевропейский или американский университет. Для получения такой возможности от претендента требуется представить выписку из зачетной ведомости, в которой имеется по крайней мере один семестровый курс по математике. Другой пример: все выпускники университетов (включая докторов наук), желающие прослушать на летней школе в Гарвардском университете США один из курсов по экономической теории, обязаны сдавать специальный двухчасовой вступительный экзамен по базовому курсу математики. По моей оценке, доля успешно прошедших это испытание - около 1/3 всех экзаменующихся. Не набравшие "проходного балла" по математике, чтобы быть допущенными к тем основным курсам, на которые они записались, обязаны дополнительно прослушать вводный курс математики.

Как известно, наши студенты-историки, в отличие от экономистов, не имеют в своей учебной программе даже вводных курсов по математике. Однако ситуация не кажется мне безнадежной. Собственный опыт позволяет мне утверждать, что то знание математики, которое требуется для занятий экономической историей, в основном дает наша средняя школа, уровень которой в этом отношении довольно высок. Так, тестовое испытание в Гарварде включает пять разделов математики: алгебра, элементарные функции и их графики, дифференциальное исчисление и теория пределов, интегральное исчисление, основы математической статистики и теории вероятностей. Я утверждаю, что (за исключением основ математической статистики и теории вероятностей) знание математики, которое имеет хороший выпускник нашей средней школы, позволило бы ему считать себя в основном готовым для сдачи такого экзамена.

Вся беда в том, однако, что полученные в школе знания по математике утрачиваются за время обучения на исто-{57}рическом факультете. В какой-то степени курс "Основы математической статистики", который читается на истфаке МГУ для студентов кафедр отечественной истории, позволяет поддержать математическую подготовку, однако этого недостаточно. Думается, в программу специализации по экономической истории может быть включен одно-двухсеместровый методический курс, ориентированный на специфику исторического образования и дающий достаточное представление о методике историко-экономического исследования (с заметной долей математической компоненты). Кроме того, для студентов были бы полезны систематические практические занятия, посвященные разбору и обсуждению методов анализа, используемых в конкретных работах отечественных и зарубежных специалистов.

Конечно, проблема повышения уровня методической(и разумеется, теоретической) подготовки студентов а, следовательно, повышения уровня исследований по экономической истории должна рассматриваться в комплексе с проблемами организационными и многими другими, о которых говорили участники "круглого стола". И все же мне думается, что одной из главных задач Центра экономической истории, а может быть, и его первой задачей, должно стать обсуждение всех аспектов концепции образования, т.е. оптимальной системы курсов и практических занятий, необходимых для специализации в области экономической истории.