Вопросы труда, 1923 г., № 10-11.

С.З.

Стр. 15

Вопросы заработной платы на пленуме ВЦСПС.

 

Среди вопросов политики заработной платы, занимавших внимание IV сессии ВЦСПС, наиболее центральным оказался, как и следовало ожидать, вопрос о соотношении заработной платы в различных отраслях народного хозяйства и о дальнейшем регулировании оплаты труда. Ряд других вопросов — о сетке, о своевременности выплаты, о нормах выработки и т. д. в сущности исходили все из той же фокусной точки — необходимости привести рост зар­платы в соответствие с общим экономическим состоянием страны и положением отдельных частей государственного хозяйства.

Новых принципиальных решений по этому кардинальному вопросу от сессии не требовалось. Эти решения были приняты еще в апреле и партийным Съездом, и III сессией ВЦСПС. Перед Пленумом стояла задача проверить, в ка­кой мере эти директивы успели претвориться в жизнь за этот промежуток вре­мени (правда, весьма короткий), а также наметить практическую линию даль­нейшего осуществления тех же основных директив.

Пленум нашел возможным подтвердить, что «в общем директивы III Пленума ВЦСПС профсоюзами выполнены: рост зарплаты в выдвинувшихся вперед отраслях легкой индустрии, за отдельными исключениями, задер­жался, и вместе с тем удалось несколько поднять уровень зарплаты в крупной промышленности и на транспорте».

Общее повышение зарплаты промышленных рабочих, начиная с января 1923 г., выразилось в 6%, а начиная с апреля, только в 3%. Тариф транспорт­ников с января повысился на 16%, а металлистов на 25%.

Замечается общая тенденция к задержке роста зарплаты в легкой ин­дустрии, хотя этого нельзя сказать о некоторых отдельных отраслях (кожевен­ная, химическая, деревообделочная).

Необходимо отметить, что эти данные, приводившиеся на Съезде, со­впадают с выводами специальных и весьма авторитетных комиссий, недавно закончивших свои работы но всестороннему обследованию положения с зара­ботной платой в государственной промышленности.

Весьма четко отмечены Пленумом те причины, которые на ближайший период препятствуют общему росту заработной платы: дефицитность госбюд­жета, недостаточность оборотных средств и, пожалуй, самое главное, расхо­ждение индексных «ножниц». Вышеуказанные дефектные стороны хозяйствен­ной конъюнктуры должны послужить критерием при решении вопроса о воз­можности повышения зарплаты в том или ином производстве, т. е. такое по­вышение возможно только тогда, когда все затруднения будут изжиты. И только в отставших отраслях тяжелой индустрии и транспорта постепенный подъем уровня реальной зарплаты признан не только возможным, но и необ­ходимым.

Но, если Пленум столь явственно подчеркнул невозможность экономи­чески необоснованных требований общего повышения тарифов, то он тем более

 

Стр. 16

 

сосредоточил свое внимание на необходимости сохранения уже достигнутого реального уровня зарплаты и, в первую очередь, борьбы с несвоевременностью ее выплаты.

Напомним, что этот последний вопрос, хотя и не нов, но за последние годы он вставал перед нами с различной остротой и в различных фазах. Первая и самая широкая полоса задолженности по зарплате была пережита госпромышленностью весной и летом прошлого года, — время массового перевода пред­приятий на хозрасчет, перехода с натуральной оплаты на денежную, величай­ших затруднений в связи с голодом и падением Советской валюты. Улучшив­шееся вслед затем общее положение и, с другой стороны, переход на исчисле­ние зарплаты в твердых единицах значительно смягчили и, в общем, ликвиди­ровали кризис задолженности. Однако в некоторых частях нашего хозяйствен­ного организма этот недуг продолжал гнездиться довольно упорно (напр., в Донбассе). В последние же месяцы мы были опять свидетелями довольно частых осложнений с запозданиями в выплате, которые, как общее правило, и коре­нятся в финансовых затруднениях госпромышленности, но в то же время тре­буют неотложных и настойчивых мер к их устранению.

Сюда же относятся и затруднения, возникающие на почве чрезмерно крупных замен дензнаков разными ценными бумагами, выплаты крупными купюрами и т. п. — шероховатости, дающие не столь крупный материальный ущерб, сколь отрицательный моральный эффект.

«Достигнутые размеры зарплаты — гласит резолюция Пленума — долж­ны быть обеспечены рабочим полностью и в срок… Точно также профсоюзы не должны допускать против воли самих рабочих и их местных организаций и выдачу зарплаты разного рода ценными бумагами, а также крупными купю­рами».

Укажем тут же, что вопрос о своевременности выплат, вновь выдвинутый на передний план профсоюзами, должен обратить на себя самое присталь­ное и неослабное внимание органов НКТ, почему мы и считаем необходимым остановиться на этом вопросе.

Дело в том, что тот же вопрос, как практически-программное задание, был выдвинут и в резолюции IV Съезда Губотделов Труда. Правда, ни Съезд, ни в дальнейшем Наркомтруд — не считали возможным создавать какие-либо определенные, связывающие формы контроля над своевременной вы­платой. И действительно, необходимо признать, что создание систематического контроля посредством разных всеобъемлющих вопросных бланков и фор­муляров явилось бы бесполезной попыткой; излишней была бы и организация для этой цели специального аппарата при существовании нашей инспектуры труда, при наличии постоянной статистической отчетности по зарплате (Бюро Статистики Труда), а также при условии, что профсоюзы со своей стороны в той или иной форме тоже наблюдают за правильностью выплат. Вот почему следует предпочесть в этом деле свободное усмотрение самих ГОТ'ов, которые совместно с указанными организациями, на основах наиболее рационального разделения труда, должны поставить возможно широкий и действительный контроль в этой области. Но этого мало. Необходимо в каждом случае крупного замедления и возникновения каких-либо осложнений тщательно исследовать при­чины задержки с выплатой, и принимать меры к ликвидации задолженности.

Перед Пленумом вновь встал вопрос о способах и формах регулирования тарифной практики. С одной стороны, остается в силе отказ от жесткого госу­дарственного нормирования, с другой — дает себя чувствовать необходимость умерить центростремительную силу коллективно-договорной практики, весьма часто обнаруживающей отрыв от центра и большую распыленность.

В качестве одной из мер регулирования намечено «укрупнение коллектив­ных договоров: от договоров по отдельным предприятиям к договорам по хо­зяйственным объединениям, от локальных к губернским и всероссийским».

 

Стр. 17

 

Наряду с этим признано необходимым, чтобы договоры с трестами, имеющими общегосударственное значение, заключались при обязательном участии ЦК соответствующего Союза.

Итак, организационной формой влияния профсоюзов на практику зара­ботной платы остается по-прежнему регулирование через коллективные дого­воры. Тот же путь открыт для активного воздействия и другой договариваю­щейся стороны — хозорганов.

Какова же роль органов НКТ в регулировании заработной платы? Можно ли их обязать к строгому и ненарушимому нейтралитету и свести их роль к чисто формальной, «нотариальной» регистрации колдоговоров? — Такая пассивная роль органов НКТ не отвечает их назначению и важности задач регу­лирования зарплаты. Несомненно поэтому, что в случае, напр., возобновления коллективного договора с повышением ставок, явно необоснованным экономи­ческими успехами данного производства или резко не соответствующим состоя­нию оплаты труда в смежных предприятиях, ГОТ не может, оставаясь совер­шенно безучастным к такому явлению, не попытаться уяснить причины замечен­ного несоответствия и не поставить вопроса о нем. Общая линия выравнения зарплаты должна служить органам НКТ, как путеводная пить также и в конфликтной практике, где не раз представляется необходимость тщательно и обдуманно взвесить экономические и финансовые возможности данного произ­водства и сравнительное положение зарплаты в отношении других отраслей труда в данной местности.

Из прочих вопросов отметим еще один, выдвинутый давно НКТ и полу­чивший также освещение в работах Съезда. Эго вопрос об оплате квалифицированных работников в производстве и учреждениях. Мы имеем теперь и под­тверждение Пленума ВЦСПС, что система персональных окладов для этой ка­тегории работников подлежит коренной перестройке в смысле предоставления хозорганам большей свободы, но и возложения на них большей ответственности за подбор и оплату квалифицированной технической силы. Наиболее целесо­образным методом должно явиться установление для каждой отрасль хозяйства определенного фонда для премирования и назначения персональных окладов, с исчислением этого фонда в процентном отношении к фонду основной зарплаты. Соответствующие постановления центральной власти, опубликование которых ожидается в ближайшие дни, нужно надеяться, послужат к значительному упорядочению этой важной стороны организации государственной промышлен­ности.

 

С. З.