На главную страницу проекта
Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени
государственный педагогический институт им. А.И.Герцена

 

Карелин Владимир Анатольевич

 

Русское техническое общество
и проблема подготовки квалифицированных фабрично-заводских рабочих
в России (1866 – 1890 гг.)

Специальность 07.00.02 – история СССР

Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук

 

 

Ленинград – 1985

{3}

Актуальность исследования. Отмена крепостного права устранила одно из самых главных препятствий на пути свободного развития капиталистических производственных отношений в России. Поступательное развитие российской промышленности, транспорта, сельского хозяйства настоятельно требовали развития науки, просвещения, культуры. Поэтому важным социальным следствием буржуазной трансформации страны стало быстрое увеличение численности интеллигенции, без которой, по выражению В.И.Ленина, "немыслимо современное капиталистическое производство"1. Ее профессионализм и творческая активность превращались в существенный фактор прогресса всех сфер экономики и культуры. От уровня ее социально-классовой зрелости в немалой степени зависел и общественно-политический прогресс России.

Одним из проявлений растущей активности молодой буржуазной интеллигенции стал быстрый рост ее общественных организаций экономического и культурного характера в пореформенный период. Особое место среди них занимало Русское техническое общество, многосторонняя деятельность которого была связана с обеспечением научно-технических, экономических, правовых и культурных условий для развития капиталистической машинной индустрии. Этим обусловлена актуальность темы предлагаемого диссертационного исследования, посвященного одному из наиболее слабо изученных аспектов деятельности русской интеллигенции в пореформенный период – ее участию и роли в решении поставленной промышленным переворотом проблемы профессионально-технической подготовки фабрично-заводских рабочих.

Предпринятая буржуазными специалистами – учеными, педагогами, инженерами – в рамках Русского технического общества разработка теоретических и практических вопросов организации профессионально-технического образования рабочих является малоизвестной страницей истории буржуазной общественной мысли, буржуазного просветительства, политики царского правительства в области общеобразовательной и профессионально-технической подготовки рабочих.

Вместе с тем, связь темы настоящей диссертационной работы с историей начального этапа в развитии профессионально-технического образования в дореволюционной России делает особенно своевременным ее исследование сейчас, когда КПСС и Советское государство уделяют огромное внимание задаче совершенствования системы подго-{4}товки квалифицированных рабочих кадров в СССР с учетом современных требований развернувшейся в мире научно-технической революции. Конкретным проявлением этой заботы ЦК КПСС и Советского правительства является осуществление проекта реформы общеобразовательной и профессиональной школы2.

Объектом исследования в настоящей работе является многосторонняя деятельность Русского технического общества в области профессионально-технической подготовки фабрично-заводских рабочих, его попытка способствовать созданию в России передовой для своего времени системы профессионально-технического образования рабочих, отвечающей нуждам и интересам технического прогресса промышленности страны.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1866 г., т.е. от возникновения Русского технического общества, до рубежа 1880-х – 1890-х гг., когда потребности растущей капиталистической индустрии страны в профессионально подготовленных кадрах рабочих и настойчивые ходатайства буржуазной общественности заставили царское правительство приступить к созданию системы профессионально-технического образования и допустить более широкое участив общественной и частной инициативы в его развитии3. Это был важный период, когда созревали предпосылки и объективная потребность в создании такой системы: прогрессивная общественность активно изучала опыт организации профессиональной подготовка индустриальных рабочих на Западе, обсуждала те "общие начала", на которые должно опираться техническое образование рабочих; возникшие большей частью по общественной и частной инициативе профессионально-технические учебные заведения для подготовки квалифицированных фабрично-заводских рабочих накапливали ценный опыт внутренней организации, разрабатывали методику теоретического и производственного обучения; постепенно формировались кадры педагогов профессионально-технической школы.

{5}

Степень изученности темы. Первые попытки советских исследователей дать критическую оценку Русскому техническому обществу и его работе в области просвещения рабочих относятся к концу 1920-х –1930 гг. Они были связаны с той большой работой, которую вели в этот период представителя молодой советской исторической науки по созданию на основе марксистско-ленинской методологии истории российского пролетариата, его молодежного отряда. В работах В.Ю.Гессена (История законодательства о труде рабочей молодежи. Л., 1927) и И.Татарова (Классовая борьба вокруг законов о труде и образовании рабочей молодежи во второй половине XIX в. М.-Л., 1928), рассматривающих историю фабрично-заводского законодательства о труде и обучении рабочей молодежи, нашла положительную оценку поставленная Русским техническим обществом задача законодательной регламентации труда малолетних фабрично-заводских рабочих и его соединения с обязательным начальным образованием, отвечающая интересам технического прогресса в капиталистической промышленности. Однако выводы авторов, во многом умозрительные, еще не основывались на широком использовании источников по истории просветительской работы РТО, страдали методологической слабостью.

После длительного перерыва история Русского технического общества привлекла внимание советских исследователей вновь в 1940-х–1950-х гг. В результате плодотворной работы специалистов по истории техники в 1950-х гг. были опубликованы монографии М.А.Шателена, В.М.Костомарова, В.В.Козлова, Г.О.Левина, освещавшие различные направления научно-технической деятельности РТО. В них зачастую содержалась также характеристика организации Русского технического общества, социальной направленности его занятий, давалась оценка значения его просветительской работы.

Вместе с тем, этим работам были свойственны и определенные недостатки, проистекавшие из ограниченности задач, которые решали их авторы, рассматривавшие научно-техническую деятельность лишь определенного отраслевого отдела РТО, и ограниченности круга используемых источников – преимущественно изданий самого Русского технического общества.

Серьезный интерес к Русскому техническому обществу стали проявлять специалисты, занимавшиеся изучением истории профессионально-технического образования в дореволюционной России. Ведущее место среди них занимали работы А.Н.Веселова (Низшее профессионально-техническое образование в дореволюционной России. М., 1955; и др.). Исследователь заложил основы научного освещения истории {6} формирования системы профессионально-технического образования в капиталистической России. Его труды вплотную подвели к необходимости специального изучения роли общественной и частной инициативы в развитии профессионально-технического образования в дореволюционный период, обратили особое внимание историков на роль Русского технического общества в решении проблемы профессионально-технической подготовки фабрично-заводских рабочих.

Следующий этап в развитии историографической базы настоящего диссертационного исследования – 1960-е – 1980-е гг. – был отмечен появлением работ, непосредственно обращенных к освещению истории Русского технического общества. Среди них первое место по охвату различных сторон организации и многогранной деятельности Русского технического общества занимает кандидатская диссертация Н.Г.Филиппова, результаты которой были использованы автором при написании учебного пособия по спецкурсу "Научно-технические общества России 1866-1917 гг." (М., 1976). Исследование, проведенное Н.Г.Филипповым, опирается на широкий круг впервые введенных в научный оборот архивных и опубликованных источников. Основываясь на них, автор подчеркнул, что вопросы подготовки квалифицированных кадров фабрично-заводских рабочих являлись одной из основных проблем, которые разрабатывало Русское техническое общество. Однако в его диссертации этому направлению работы РТО уделено сравнительно немного внимания.

В рассматриваемый период Н.Н.Кузьминым активно изучалась история профессионально-технического образования в дореволюционной России. Большое методологическое значение имела разработка Е.Г.Осовским теоретического наследия К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина и Н.К.Крупской, Г.В.Плеханова по вопросу о профессионально-техническом образовании рабочих. Советские педагоги положили в этот период начало изучению идей профессионально-технического образования в истории русской общественной мысли, уделяя главное внимание представителям прогрессивного, демократического направления в профессионально-технической педагогике (К.Д.Ушинскому, А.Г.Небольсину). Но небольшие очерки взглядов видного деятеля РТО, известного организатора просвещения рабочих А.Г.Небольсина носили популярный характер.

Важный вклад в историографию темы диссертации содержится в трудах исследователей, изучавших смежные проблемы. Классификацию легальных общественных организаций, ценную характеристику их места в политическом строе пореформенной России, внутреннего устрой-{7}ства, правового положения содержат работы А.Д.Степанского. Е.В.Соболева исследовала положение научных обществ в системе научных учреждений царской России, характерные черты их внутренней организации. Большую ценность представляют данные проведенного В.Р.Лейкиной-Свирской и Л.К.Ерман анализа численности, состава, положения различных профессиональных групп русской интеллигенции.

Целью диссертационного исследования является комплексное изучение различных взаимосвязанных сторон деятельности Русского технического общества в области профессионально-технической подготовки фабрично-заводских рабочих, а также выявление влияния на ее характер, содержание и результаты общественно-политических условий, в которых она протекала.

Автор ставит перед собой следующие исследовательские задачи:

– проанализировать классовую сущность сложившихся в Русском техническом обществе в рассматриваемый период взглядов на задачи, принципы организации и содержание профессионально-технической подготовки фабрично-заводских рабочих;

– изучить значение просветительской работы, которую вели школы и курсы Русского технического общества, для повышения культурно-технического уровня рабочих;

– выявить отношение к этой работе представителей промышленной буржуазии;

– на материале истории школ и курсов Русского технического общества для рабочих показать реакционный характер политики царизма в области общего и профессионально-технического образования рабочих;

– исследовать роль Постоянной комиссии по техническому образованию при РТО как всероссийского общественного методического центра по профессионально-техническому образованию.

Научная новизна предлагаемой работы обусловлена тем, что она представляет собой первое специальное комплексное освещение данной темы и опирается на ряд новых, впервые вводимых автором в научный оборот архивных и опубликованных материалов.

Методологической основой диссертационного исследования послужили труды К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина. В них содержится всесторонний анализ новой роли науки в условиях перехода капиталистической промышленности к машинной технике, разработаны принципиальные положения социалистической концепции профессионально-технической подготовки рабочего класса, дана характеристика особенностей положения и социального облика интеллигенции в буржуазном -{8} обществе, разоблачена реакционная сущность политики царизма в области просвещения и попытки фальсификации содержания общего и профессионально-технического образования рабочих, к которым прибегала буржуазия. Особую значимость для исследования имеют работы В.И.Ленина "Развитие капитализма в России", "Гонители земства и Аннибалы либерализма", "Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов", "Задачи русских социал-демократов", "Задачи революционной молодежи", "«Крестьянская реформа» и пролетарско-крестьянская революция".

Источниковая база исследования включает в себя широкий круг документальных материалов, хранящихся в архивах, опубликованных в дореволюционный период и в советское время. Самую важную группу источников составляют материалы деятельности Русского технического общества и его Постоянной комиссии по техническому образованию. Они отложились в фонде Русского технического общества (ЦГИА СССР), фондах правительственных учреждений, поддерживавших с РТО тесные связи или контролировавших его деятельность. Значительная их часть была опубликована в периодике РТО ("Записки Русского технического общества", "Труды" Постоянной комиссии по техническому образованию, журнал "Техническое образование"), а также отдельными изданиями. Они включают в себя протокольную документацию РТО и его Постоянной комиссии по техническому образованию; доклады и сообщения членов РТО по вопросу о профессионально-технической подготовке фабрично-заводских рабочих; Положения, Инструкции, Правила, Учебные планы и программы, характеризующие содержание обучения и внутреннюю организацию общеобразовательных школ и курсов, учрежденных Русским техническим обществом для рабочих или только намеченных к учреждению; ежегодные отчеты РТО, Постоянной комиссии по техническому образованию при нем, школ и курсов, руководимых ею; докладные записки, поданные от имени РТО в правительственные учреждения по вопросам профессионально-технической подготовки рабочих; различные формы финансовой отчетности общества, его Постоянной комиссии по техническому образованию, школ и курсов; переписка РТО и его органов с правительственными, общественными учреждениями и частными лицами.

В процессе работы над диссертационным исследованием были изучены также такие виды источников, как законодательные акты, материалы официального делопроизводства, материалы съездов, созванных Русским техническим обществом, обсуждавших проблему подготовки квалифицированных фабрично-заводских рабочих, материалы русской {9} периодической печати (ведомственные, литературно-политические журналы и газеты, а также печатные органы "ученых" обществ и обществ "содействия"), воспоминания современников и участников просветительской работы РТО, материалы личных архивных фондов активных членов общества и его служащих.

На защиту выносятся следующие сформулированные в диссертации положения:

– характеристика основных положений разработанной в РТО системы взглядов на проблему профессионально-технической подготовки фабрично-заводских рабочих;

– оценка значения просветительской работы Русского технического общества для повышения уровня общеобразовательной и профессионально-технической подготовки рабочих, влияний школ и курсов общества на формирование кадров фабрично-заводских рабочих;

– результаты исследования, характеризующие отношение к просветительской и научно-методической работе Постоянной комиссии по техническому образованию при РТО представителей промышленной буржуазии;

– данные анализа правительственной политики в отношении общественной и частной инициативы в области профессионально-технического образования;

– характеристика роли Постоянной комиссии по техническому образованию при РТО как первого в России научно-методического учреждения по профессионально-техническому образованию рабочих.

Практическое значение диссертационной работы обусловлено тем, что содержащиеся в ней фактический материал, выводы и положения могут быть использованы в общих лекционных курсах по истории России в эпоху капитализма, спецкурсах и спецсеминарах по истории ее культуры и просвещения, читаемых на исторических факультетах университетов и пединститутов, в лекционной и пропагандистской работе.

Апробация диссертации. Результаты исследования изложены в докладах, с которыми автор выступил на XXXV (в 1982 г.), XXXVI (в 1983 г.), XXXVII (в 1984 г.) Герценовских чтениях в ЛГПИ им. А.И.Герцена, в заседании сектора истории Академии наук и научных учреждений ЛО ИИЕиТ (в 1983 г.), на XIII конференции ЛО СНОИФЕТ (1985 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Во введении обоснованы актуальность темы диссертационной ра-{10}боты, определены ее цель и задачи, даны характеристика источников и обзор литературы, использованных при ее написании, сформулированы положения, выдвигаемые на защиту.

В первой главе "Русское техническое общество и изучение проблемы профессионально-технической подготовки фабрично-заводских рабочих" дается характеристика Русского технического общества и его Постоянной комиссии по техническому образованию, впервые в России положившей начало организованному изучению проблемы профессионально-технической подготовки кадров фабрично-заводских рабочих для капиталистической промышленности. Предпринята попытка осветить такие вопросы, как предпосылки создания Русского технического общества и Постоянной комиссии по техническому образованию при нем, численность, состав, внутреннюю организацию, финансовое положение и основные направления и формы деятельности.

Возникновение и деятельность научно-технических обществ в России и за границей опирались на общие закономерности в социально-экономическом и культурном развитии. Главной социально-экономической и производственно-технической предпосылкой возникновения научно-технических обществ явился промышленный переворот. Отмена крепостного права и вступление России в эпоху промышленного капитализма так же, как и в других капиталистических странах, поставили проблему повышения роли науки в совершенствовании технического базиса производства и связанную с этим задачу перехода к новым методам подготовки производственно-технических кадров.

Передовая часть русских инженеров и ученых, знакомых с опытом капиталистической индустриализации западноевропейских стран и той новой ролью, которую стала играть наука в развитии промышленности, поставила уже в конце 1850-х – начале 1860-х гг„ задачу использовать этот опыт для преодоления технико-экономического и культурного отставания России. В 1866 г. по инициативе петербургских ученых, инженеров и капиталистов-предпринимателей было создано Русское техническое общество, призванное способствовать решению этой задачи. Авторитет общества, обусловленный постановкой актуальных технико-экономических вопросов развития крупной капиталистической промышленности, участием в его работе видных ученых и инженеров, способствовал росту его численности: с 1866 по 1904 г. она увеличилась примерно в 4 раза и составляла около 3 тыс. человек. Состав РТО, включавший преимущественно представителей буржуазной интеллигенции и промышленной буржуазии, отразил классовую направленность его деятельности. Помимо организации научно-техни-{11}ческой работы, популяризации технических знаний важным направлением в деятельности РТО являлась попытка воздействия на общественное мнение и политику царского правительства в области вопросов развития промышленности и транспорта. Связь задач, которые решало РТО, с задачами технического прогресса в промышленности обусловливала в целом прогрессивное содержание его деятельности.

Материалы исследования свидетельствуют, что необходимость учитывать мнение экономически крепнущей буржуазии, потребность в технической экспертизе по вопросам промышленной политики заставляли царскую администрацию допускать и в известной мере поощрять деятельность РТО. Вместе с тем, власти стремились поставить ее в узкие рамки чисто технического направления.

15 мая 1868 г. при РТО была образована Постоянная комиссия по техническому образованию – первое в России учреждение для общетеоретической и конкретной учебно-методической разработки проблемы подготовки квалифицированных рабочих для капиталистической машинной индустрии.

Основными направлениями в деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию при РТО стали научно-методическая и учебно-просветительская работа. Вместе с тем, по инициативе Постоянной комиссии по техническому образованию РТО ходатайствовало перед царским правительством о принятии мер по развитию профессионально-технического образования, настойчиво поднимало вопрос о необходимости начального общего и технического образования работах на съездах представителей промышленной буржуазии.

Разрабатывая вопросы содержания, методов и организации общеобразовательной и профессионально-технической подготовки рабочих, их теоретического и производственного обучения, Комиссия собирала и анализировала все сведения, касающиеся опыта развития профессионально-технического образования в России и за границей. Научно-педагогическая библиотека Комиссии в 1894 г. насчитывала 4760 наименований русских и иностранных изданий. Основной формой научно-методической работы являлась подготовка и обсуждение докладов и сообщений. Результатами этой деятельности становились конкретные проекты профессионально-технических учебных заведений для подготовки квалифицированных рабочих: положения, учебные планы и программы, правила и инструкции. Их популяризации способствовало издание Комиссией своих "Трудов", а с 1892 г. – первого в России специально-педагогического журнала, посвященного вопросам профессионально-технического образования. {12}

При своем возникновении Постоянная комиссия по техническому образованию имела характер совещательного учреждения. Внутренняя организации Комиссии развивалась с расширением ее учебно-просветительской и научно-методической работы, приближаясь по структуре и статусу к другим отделам, приобретая характер автономного учреждения. Передовые ученые и инженеры Русского технического общества – энтузиасты технического просвещения рабочих – стремились закрепить существование Комиссии как постоянного учреждения, придать официальный статус ее просветительской деятельности в рабочей среде.

Материалы диссертационного исследования свидетельствуют о том, что устойчивая тенденция к созданию Постоянных комиссий по техническому образованию, школ и курсов при местных отделениях РТО обнаруживается лишь с начала 1890-х гг. Комиссия в Петербурге пыталась установить; с ними связь, координировать научно-методическую и просветительскую работу. Однако особого успеха эти попытки не имели.

Во второй главе "Русское техническое общество и задача создания в России системы профессионально-технического образования рабочих" анализируются взгляды, сложившиеся в РТО на задачи, принципы организации и содержание профессионально-технической подготовки фабрично-заводских рабочих, рассматривается история школ и курсов, учрежденных обществом для рабочих в Петербурге, исследуется место, которое занял в общественной жизни страны первый всероссийский съезд по профессионально-техническому образованию, созванный по инициативе РТО в конце 1889 г.

Проведенное автором исследование позволяет сделать вывод о том, что Русское техническое общество, объединявшее наиболее передовую часть прогрессивно настроенной буржуазной интеллигенции и представителей промышленников, сыграло видную роль в формировании в России буржуазно-либеральной концепции профессионально-технической подготовки фабрично-заводских рабочих. Ее возникновение было связано с интересами технического прогресса в капиталистической машинной индустрии, обусловлено задачей укрепления экономических позиций русской буржуазии в конкурентной борьбе с более развитой западноевропейской промышленностью, влиянием выхода на арену общественной борьбы в стране российского пролетариата.

В основе этой концепции лежал ряд принципов: организация обязательной начальной общеобразовательной подготовки рабочих; отделение общего образования рабочих от профессионально-техничес-{13}кого; организация производственного обучения по рационально обоснованной методике, устраняющей недостатки индивидуального ученичества; соединение профессионально-технической подготовки квалифицированных рабочих с воспитанием их в духе буржуазной морали; переложение значительной части материальных издержек на обучение рабочих на них самих; необходимость законодательного регулирования труда и школьного образования малолетних рабочих. В характере основных положений этой концепций отразились глубокие противоречия, как внутренне присущие капиталистическому способу производства, так и обусловленные конфликтом между развитием капитализма в пореформенной России и сильными пережитками крепостничества, тормозившими это развитие.

К устройству школ и курсов для рабочих, которые являлись своеобразной педагогической лабораторией Комиссии, общество приступило в 1869 г. В 1888 г. в них обучалось более 2 тыс. детей и взрослых рабочих Петербурга. Возникнув первоначально как частные учебные заведения, школы и курсы РТО с 1883 г. действовали на основе "Устава училищ Русского технического общества", утвержденного министром народного просвещения и ставившего все стороны их внутренней организации, содержания образования под административно-полицейский контроль чиновников. Программы и учебные планы, составленные в Постоянной комиссии по техническому образованию с участием многих видных буржуазных педагогов и методистов того времени для школ и курсов РТО, отразили потребность машинной индустрии в рабочих, знакомых с научными основами своего производства: они включали такие предметы, как арифметика, геометрия, черчение, физика, химия, элементарная механика и технология. Вместе с тем, опасаясь поставить под угрозу классовое господство буржуазии и помещиков, авторы учебных программ и планов стремились ограничить в них объем общеобразовательных знаний курсом двухклассных сельских училищ министерства народного просвещения, придать им по возможности более прикладной характер. Обязательным компонентом образования рабочих буржуазные педагоги считали задачу "религиозно-нравственного" воспитания. На основе материалов исследования автор приходит к выводу, что небольшое, в сравнении с громадной потребностью в них, количество школ РТО для рабочих столицы не могло решить проблему повышения культурно-технического уровня быстро росшего фабрично-заводского рабочего класса Петербурга. Однако они сыграли определенную положительную роль в формировании его постоянных кадров. Будучи передовыми, образцовыми {14} для своего времени учебными заведениями, они своей теорией и практикой внесли положительный вклад в развитие профессионально-технического образования.

К концу 1880-х гг. в России преимущественно по частному и общественному почину умножилось количество школ, курсов, училищ для общеобразовательной и профессионально-технической подготовки фабрично-заводских рабочих. Они накопили немалый опыт внутренней организации, активно разрабатывали вопросы содержания и приемов теоретического непроизводственного обучения. Значительно расширился круг ученых, педагогов, инженеров, занимавшихся изучением рациональной организации профессионально-технических школ. В среде представителей передовой буржуазной общественности усиливалось стремление обмениваться накопленным опытом, зрело понимание необходимости согласовывать разрозненные усилия частной и общественной инициативы в области профессионального образования, усиливалось стремление влиять на политику царского правительства в области просвещения путем представления ему согласованных ходатайств. Выразителем и организатором этих усилий стало Русское техническое общество. По его инициативе в конце 1889 г. в Петербурге собрался первый всероссийский съезд по профессионально-техническому образованию. Составлявшая большинство на этом съезде культурнически настроенная интеллигенция, обманутая лжеуступками правительства, рассчитывала, что последнее прислушается к его решениям и рекомендациям. В свою очередь царское правительство, разрешив проведение съезда, отнюдь не собиралось допускать никакого серьезного вмешательства буржуазной общественности в свою политику в области общего и профессионально-технического образования. Изданием закона 7 марта 1888 г. "Основные положения о промышленных училищах" и последующими постановлениями, определявшими основы системы профессионально-технического образования в России, оно рассчитывало строго регламентировать просветительскую работу частных лиц и общественных учреждений. Съезд, ограниченный по замыслу представителей царской администрации обсуждением узкопедагогических вопросов, должен был отвлечь внимание общественности от критики реакционных основ политики самодержавия в области народного образования. Однако эти расчеты оправдались далеко не полностью. Критические выступления на съезде объективно разоблачали обскурантизм его политики в области просвещения. Прогрессивное большинство участников съезда успешно противостояло реакционному течению, пытавшемуся протащить в его решениях идею профессионализации начальных школ и превращения {15} профессиональных учебных заведений в школы ручных навыков и узко-прикладных знаний.

В заключении диссертант приходит к выводу, что Русское техническое общество и созданная при нем для изучения на основе передового зарубежного и русского опыта проблемы профессионально-технической подготовки фабрично-заводских рабочих Постоянная комиссия по техническому образованию стали первым в России научным учреждением, занявшимся исследованием широкого круга вопросов, связанных с этой проблемой. Сложившиеся в РТО взгляды, активно пропагандируемые его членами, оказали заметное влияние на формирование в России буржуазной концепции профессионально-технического образования рабочих. В целом они отвечали требованиям совершенствования технического базиса капиталистической промышленности, ликвидации пережитков мануфактурного разделения труда, повышения культурно-технического уровня рабочего класса. Прогрессивной чертой взглядов, которые пропагандировали передовые деятели РТО, было то, что они сумели правильно оценить положительное значение соединения труда рабочих-подростков в цехах фабрик и заводов со школьным обучением. Вместе с там, сложившаяся в обществе концепция профессионально-технической подготовки рабочих в конечном счете должна была служить целям интенсификации капиталистического производства и росту прибылей фабрикантов и заводчиков.

Успеха в практической организации школ и курсов для профессионально-технической подготовки фабрично-заводских рабочих Русскому техническому обществу в рассматриваемый период удалось добиться только в Петербурге, где более высокий технический уровень промышленности побуждал фабрикантов и заводчиков финансировать школы РТО. Но капиталистов при этом мало интересовало собственно профессиональное образование рабочих. Столкнувшись с выступлениями петербургского пролетариата, они ставили перед фабричными школами прежде всего задачу воспитывать в рабочих религиозность, покорность фабричной дисциплине и преданность интересам хозяев.

Авторитет и признание, завоеванные со стороны прогрессивной общественности Русским техническим обществом на поприще теоретической и практической разработки вопросов профессионально-технического образования, выдвинули его в конце 1880-х гг. на роль всероссийского {16} общественного центра, вокруг которого группировались энтузиасты общего и профессионально-технического образования рабочих – ученые, инженеры, педагоги, общественные деятели. Это позволило обществу осуществить идею проведения всероссийского съезда по профессионально-техническому образованию.

Несмотря на тот прогрессивный заряд, который несла в себе разносторонняя деятельность передовых ученых, инженеров и педагогов PTO, результаты, достигнутые ею, оставались весьма скромными, что было обусловлено крайне ограниченными возможностями, которые предоставляла культурническая работа в узких рамках, допускаемых царизмом.

 

Основные положения диссертации отражены в следующих работах:

1. Проблема подготовки квалифицированных рабочих в условиях промышленного переворота в России и Русское техническое общество. Статья депонирована во ВНИИ профессионально-технического образования № 36 от 27.12.1983 г. Библиографическое описание опубликовано: Профессионально-техническое образование в СССР: Указатель ведомственных материалов 1984, вып. 1, с. 28.

2. Андреев Е.Н. – теоретик и организатор профессионально-технического образования рабочих в России. Статья депонирована во ВНИИ профессионально-технического образования № 43 от 11.06.1984 г. Библиографическое описание опубликовано: Профессионально-техническое образование в СССР: Указатель ведомственных материалов 1984, вып. 7, с. 22.


1 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.9, с.130.

2 Постановление Пленума ЦК КПСС "Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" 10 апреля 1984 г. – В сборнике документов: О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984, с.9-13.

3 7 марта 1888 г. был принят закон "Основные положения о промышленных училищах", заложивший основы организации системы профессионально-технических учебных заведений низшего и среднего типа, а в конце 1889 – начале 1890 гг. в Петербурге состоялся разрешенный царской администрацией съезд представителей частной и общественной инициативы в области профессионально-технического образования.