Выписка из протокола заседания
Правления общества Брянского машиностроительного завода
о введении на заводе правил 1897 г.
об 11½-часовом рабочем дне
и возможных в связи с этим волнениях рабочих

(16 июля 1898 г.)

Источник: ГАБО. Ф.220. Оп.3. Д.112. Лл.127-128.
 
Опубликовано: Брянский машиностроительный завод.
Сборник документов и материалов из истории завода.
Брянск, 1969. С. 40-41.


СЛУШАЛИ:

Письма управлений заводов: Брянского от 10 [июля] с. г., Керченского - от 9 июля за № 33, Александровского от 1 июля за № 906 и конторы рудников и копен от 8 июля за № 257 о введении правил о нормальном рабочем дне, утвержденных г-ном министром земледелия по соглашению с г-ном министром внутренних дел 8 декабря 1897 года.

Из перечисленных выше писем усматривается, что правила 8 декабря до сих пор не введены в действие на заводах и копях, о причинах невведения представлены нижеследующие объяснения:

1. Брянский завод. Вопрос о введении на этом заводе правил 8 декабря 1897 года осложняется двумя обстоятельствами: во-первых, разнообразием производств, из коих многие и весьма важные требуют непрерывности работ, напр[имер] доменное и металлургическое, и, во-вторых, отдаленностью завода от компетентных административных центров, к которым можно бы было без большой затраты времени обращаться за разъяснениями каждый раз, как только по применению новых правил встретятся недоразумения между заводоуправлением и рабочими. Такие недоразумения несомненно должны быть. Даже в тех заводах, которые находятся под самым Петербургом, напр[имер], Путиловском, новые правила не введены до сих пор ввиду затруднений с их применением, а между тем Путиловский завод находится в наилучших условиях, так как может пользоваться компетентными разъяснениями Горного департамента. Кроме того, в отношении безопасности завода при рабочих волнениях, могущих возникнуть при введении новых правил, Брянский завод поставлен в особенно неблагоприятные условия, так как близ него нет войск, сдерживающих толпу одним своим присутствием, а полицейской охраны на заводе не организовано.

Тем не менее директор завода еще в январе, а затем в марте сего года обращался с запросами в Контору железозаводчиков о том, как проходит новый закон о рабочем дне, и просил выслать ему рабочие книжки других заводов, составленные применительно к этому закону. В то время в конторе имелся лишь проект рабочей книжки Днепровского завода, не обнимающего всех тех производств, которые ведутся на Брянском заводе, для петербургских же заводов проект рабочей книжки совсем не был обсужден. Затем в мае текущего года, чтобы подвинуть дело введения новых правил, директором завода был командирован в Петербург инженер Демосфенов, причем из последовавшего доклада г-на Демосфенова выяснилось, что Путиловский завод, подходящий по производству к Брянскому, в то время еще не ввел новых правил, а также как и Брянский завод находился в большом затруднении с их введением.

В настоящее время директором завода представлены окружному горному инженеру на утверждение копии расценок и других документов, составляющих рабочую книжку, и введена выдача рабочим получек два раза в месяц.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Предложить директорам заводов и заведывающим постройкой Керченского завода и рудниками озаботиться возможно скорым введением правил 8 декабря 1897 года, но ввиду ясно выражающего брожения среди рабочих просить их быть особенно осторожными, и в случае неудовольствия рабочих против применения какого-либо из правил, обращаться в присутствие по горнозаводским делам, не вводя такого правила без согласия присутствия.

2. Довести до сведения г-на министра земледелия и государственных имуществ о причинах замедления по введению на заводах и рудниках Общества правил 8 декабря 1897 года.

С. ПЕТРОВСКИЙ
В. ПЕЧКОВСКИЙ
Вл. ЖУКОВСКИЙ