На главную страницу проекта

Н.П. Шмакова

Машиностроительная промышленность Южного Урала
в 30-е годы XX века

Опубликовано: Промышленность Урала в XIX–XX веках. Сборник научных трудов / Под. ред. В.П.Чернобровина. М.: АИРО-ХХ, 2002. C. 208-225.

{208}

30-е гг. XX в. вошли в историю нашей страны бурными темпами индустриального развития, коллективизацией сельского хозяйства, изменениями в области культуры. Эти глубокие преобразования изменили и облик Южноуральского края.

Уже первым пятилетним планом развития народного хозяйства предусматривалось перемещение промышленности на Восток и превращение Урала в "срединную индустриальную базу Союза"1. Это нашло своё дальнейшее развитие в постановлении ЦК партии от 15 мая 1930 г. "О работе Уралмета" и в решениях XVI съезда ВКП(б). "Индустриализация страны, – отмечалось в постановлении, – не может опираться в дальнейшем только на одну южную металлургическую базу. Жизненно необходимым условием быстрой индустриализации страны является создание на Востоке второго основного угольно-металлургического центра СССР путём использования богатейших угольных и рудных месторождений Урала и Сибири"2.

По плану "Большого Урала" намечалось резкое увеличение промышленного производства к 1933 г. В связи с этим потребность в капитальных затратах определялась в 8,5 млрд. руб. вместо 2,7 млрд. руб. по заданиям первой пятилетки3. В результате Урал выдвигался на второе место среди экономических районов, а по вложениям в новое строительство – на первое. Ведущим звеном второй угольно-металлургической базы становился Южный Урал.

Особое внимание в 30-е гг. отводилось машиностроению, которое подводило материально-техническую базу для преобразования всех отраслей хозяйства и позволяло в сравнительно короткий срок добиться технико-экономической независимости {209} страны. Валовая продукция этой отрасли должна была увеличиться в стране за первую пятилетку в 3,5 раза, а по плану "Большого Урала" – в 4,5 раза4.

Огромное значение для всего народного хозяйства имело создание отечественного тракторостроения. XVI партийная конференция (апрель 1929 г.) в резолюции "О пятилетнем плане развития народного хозяйства" наметила строительство нескольких заводов по производству тракторов, в том числе и на Урале. Местом для него был избран Челябинск.

Выбор Челябинска был не случайным. Угольные шахты Копейска обеспечивали будущему заводу дешёвое топливо, ЧГРЭС – электроэнергию, сооружавшийся Магнитогорский металлургический комбинат – чугун и кокс; в окрестностях было много строительного материала, город находился в одном из районов потребления будущей продукции предприятия. Немаловажное значение имел и тот факт, что Челябинск был расположен на Сибирской железнодорожной магистрали, и доставка тракторов в восточные районы обходилась в 2 раза дешевле, чем из Харькова, и в четыре раза – чем из Ленинграда. При выборе места для будущего тракторного завода учитывалось и то, что Челябинск находился в рамках старейшего горнозаводского центра страны – Урала, который мог оказать предприятию всестороннюю техническую помощь и снабжать квалифицированными кадрами.

В спорах решался вопрос о типе машины, предназначавшейся к производству. Некоторые предлагали утвердить традиционный колёсный трактор, к выпуску которого готовились Сталинградский и Харьковский заводы. Другие возражали: развивающееся народное хозяйство; украинские, сибирские и казахстанские просторы, леса и степи требовали более мощных машин. Поэтому в первоначальной стадии проектирование завода велось в двух вариантах: в расчёте на выпуск и колесных, и гусеничных тракторов. Специальное совещание в Новосибирске поддержало мнение основных потребителей – сибиряков, которые высказались за гусеничный трактор как более пригодный для восточных районов по мощности и по проходимости5. В результате к первоначальному выпуску был утверждён гусеничный трактор марки "Коллективист" в 30–40 л.с.

Окончательный выбор машины произошёл в ноябре 1929 г. Приказом ВСНХ СССР предлагалось начать проектирование производства гусеничного трактора типа американской {210} фирмы "Катерпиллер" в 50–60 л.с. с выпуском 40 тыс. машин в год6. По своей производственной мощности ЧТЗ должен был превосходить в полтора раза строившиеся Сталинградский, и Харьковский тракторные заводы, вместе взятые.

Проектирование Челябинского тракторного завода было поручено специальной группе, созданной при Государственном институте по проектированию металлических заводов (ГИПРОМЕЗ) в Ленинграде. В неё вошли инженеры К.П.Ловин, назначенный начальником строительства, И.В.Иванов, Н.А.Межевич, А.Ю.Божко, Г.Г.Одобашьян, С.М.Лещенко и др. Несмотря на многочисленные трудности и отсутствие опыта проектирования подобных предприятий, эскизный проект был составлен за 50 дней. Он получил высокую оценку американских специалистов тракторостроительных фирм "Катерпиллер" и "Альберт Кан". При ЧТЗ предусматривалось сооружение небольшого опытного завода, своеобразной лаборатории по освоению процессов производства и кузницы кадров квалифицированных рабочих для основного предприятия. ЧТЗ должен был стать крупнейшим в стране заводом по производству тяжёлых гусеничных машин. Масштабы будущего производства многим казались невероятными: 40 тыс. машин в год, т.е. через каждые 6–7 минут – гусеничный трактор! Ни в Европе, ни в Америке не было подобного завода. Даже с конвейеров американской фирмы "Катерпиллер", тип трактора которой был взят за основу, сходило всего 5–6 тысяч таких машин в год!7.

Сооружение такого предприятия было возможно только при использовании передового опыта, накопленного в мировом тракторостроении. Поэтому разработку генерального плана ЧТЗ и проекта основных цехов решено было перенести в США. Однако отношения с иностранными фирмами складывались непросто: сказывалось влияние не только политических факторов, но и экономических, в частности, учитывалась и будущая конкуренция на мировом рынке.

В январе 1930 г. начальник строительства К.П.Ловин и главный инженер И.В.Иванов выехали в США, где вели переговоры об оказании нам технической помощи. Руководители фирмы "Катерпиллер" не отказывались помочь в проектировании завода, но выдвинули тяжёлые условия. Они потребовали в качестве вознаграждения за проект 3500 тыс. долларов и согласились представить его только на английском языке и только в американских, а не принятых на европейском континенте {211} метрических мерах. По условиям фирмы наша страна не имела права экспортировать в течение 20 лет трактора типа "Катерпиллер". Кроме того, компания отказалась предоставлять техническую информацию о новейших усовершенствованиях в машинах, которые будут сделаны после сдачи проекта, т.е. руководители фирмы не желали развивать нас технически, да и считали невозможным сооружение подобного завода в СССР8.

6 марта 1930 г. К.П.Ловин писал в Челябинск своим заместителям В.В.Борисову и Б.П.Пронину: "У меня остается очень мало надежд на благоприятный исход переговоров с "Катерпиллером". Время безвозвратно уходит, и, по-видимому, придётся работать силами собственного бюро с помощью другой, второстепенной тракторной фирмы и отдельных американских специалистов. Это займёт значительно больше времени. Мы и так уже потеряли два месяца". Действительно, переговоры зашли в тупик.

Тогда в Детройте, центре автотракторной промышленности США, нашими представителями было организовано специальное проектное бюро "Челябинск трактор плэнт", куда вошли 40 советских и 12 американских специалистов. Учитывая последние достижения в области тракторостроения, бюро внесло значительные изменения в эскизный проект ЧТЗ.

По предложению фирмы "Альберт Кан" было решено сооружать 3 отдельных корпуса: механический, литейный и кузнечный вместо 20 цехов, намеченных первоначально. Они же рекомендовали заменить железобетонные опорные колонны металлическими. Это давало не только широкие пролёты, но и позволяло менять объекты производства. Переход на выпуск танков в начале Великой Отечественной войны подтвердил правильность принятых решений.

В июле из Детройта была получена телеграмма: "Передаю окончательный генеральный план завода. Первое: главным корпусом является механический, включающий собственно механический, вторую термическую, холодноштамповочную, склад запасных частей и готовых тракторов, главный магазин. Второе: размеры этого корпуса – длина 458, ширина 156. Третье: направление большой оси главного корпуса параллельно оси Омской на расстоянии 600 метров..."9 и т.д. План разбивки будущего предприятия оказался настолько точен, что произведенная по нему закладка фундамента в дальнейшем не потребовала изменений.

{212}

10 августа 1930 г. под звуки оркестра был заложен литейный цех. Здесь же состоялся и один из первых субботников с участием более 5 тыс. рабочих города. По решению ВСНХ СССР ЧТЗ заносился в ударную группу крупнейших новостроек страны.

Путь создания предприятий отечественного машиностроения, как и других отраслей промышленности, оказался нелёгким. С большими трудностями встретились и строители ЧТЗ: отсутствие в первое время техники, жилья и медицинской помощи; обеспеченность кадрами в 1929–1930 гг. составила всего 60% к плану; местная кооперация оказалась не в состоянии обслуживать рабочих; не хватало стройматериалов; обнаруживались неувязки в проектировании; выявлялись и факты вредительства; в конце года резко сократилось финансирование. Стройка оказалась под угрозой срыва.

30 апреля 1931 г. Центральный комитет партии принял специальное постановление "О ходе строительства Челябинского тракторного завода", где отмечалось, что своевременное окончание стройки и пуск ЧТЗ являются одной из главных задач, стоящих перед народным хозяйством страны10. ЦК партии выявил причины невыполнения строительных работ и потребовал сосредоточить основное внимание на сооружении главных корпусов завода. Были разработаны конкретные мероприятия по обеспечению ЧТС кадрами, стройматериалами. Решался вопрос о сырьевой базе завода, принимались меры по своевременной доставке грузов, особенно металлоконструкций. Контроль за выполнением этого постановления возлагался на члена ЦК ВКП(б) Н.М.Шверника. Выделялись дополнительные ассигнования на строительство городского водопровода и канализации. Заместитель председателя ВСНХ СССР т. Павлуновский должен был каждые два месяца докладывать Центральному комитету о ходе строительства ЧТЗ. В постановлении особо подчеркивалось, что работа всех партийных, советских и профсоюзных организаций Урала будет оцениваться по степени их активного содействия успешному окончанию строительства и пуска ЧТЗ.

Под лозунгом "Лицом к промплощадке" развернулось движение за ударные темпы строительства тракторного завода. На сооружении основных объектов вводился 10-часовой рабочий день и двухсменная работа. Начальником промышленного строительства был назначен один из лучших руководителей {213} ЧТС Л.Б.Сафразьян. Вот одно из характерных заявлений того времени: "Довожу до вашего сведения, – сообщает один из строителей в профсоюзную организацию, – что за преподнесённую мне премию (поездка на курорт) я благодарю вас как за высокую оценку моей работы. Но, учитывая важное значение в союзном масштабе пуска ЧТЗ, я от неё отказываюсь, а все деньги по командировке на курорт жертвую в фонд современной авиации". А бетонщики бригады В.Подшивалова, работавшие на строительстве инструментального цеха, заявили: "Закрепляемся до конца строительства завода. Вводим строжайший режим экономии стройматериалов".

В сентябре 1931 г. по инициативе Н.Самохина комсомольцы промышленного строительства, а затем и всей стройки взяли шефство над сооружением механосборочного цеха. Здесь же молодые рабочие организовали и так называемые "бетонные вечера", когда после работы, под звуки оркестра строители возводили стены корпусов будущего завода. Многие рабочие из других смен часто оставались, чтобы посмотреть на работу энтузиастов, нередко охваченные общим подъемом, сами брались за лопаты. Случалось так, что в "бетонные вечера" укладывали бетона больше, чем в обычные дни. На одних лишь субботниках комсомольцы возвели свыше 3 тыс. кв.м. стен. За самоотверженный труд на лесах ЧТЗ комсомол стройки был награждён Почётной грамотой Ударника пятилетки.

Творческая активность рабочего класса в 30-е гг. наиболее ярко проявилась в развитии различных форм соцсоревнования: ударные бригады, общественный буксир, встречный промфинплан, стахановское движение и т.д. Основной формой соцсоревнования в первой пятилетке стало ударничество. На ЧТС пионером этого движения выступила бригада плотников С.Фролова. Трудно было вначале 25 деревенским рабочим, многие из которых впервые попали на стройку. Члены бригады ликвидировали неграмотность, изжили прогулы и постоянно перевыполняли норму.

Наивысших результатов в соревновании бетонщиков достигли бригады И.Монахова и Ф.Капралова, дававшие по 300–800 замесов за смену, в то время как по техническому паспортy бетономешалки "Кайзер" предусматривалось не более 100 замесов. Мировой рекорд по укладке бетона поставил бригадир строителей ММК Хабибула Галиуллин, давший 1196 замесов {214} в смену. Оценивая заслуги передовиков соцсоревнования И.Монахова, А.Першина, Б.Фельдмана и др., IV конференция Челябинской окружной партийной организации отмечала, что их имена будут записаны в историю Челябинска как образцы беззаветной преданности делу рабочего класса. В 1931 г. на ЧТС ударники составляли 57% к общему числу рабочих, а накануне пуска завода – почти 90%11.

Однако подлинный энтузиазм и самодеятельность рабочих использовались существующей системой для ликвидации прорывов и обеспечения форсированных темпов индустриализации, что нашло отражение в призывах и обязательствах со страниц газет и журналов о досрочном выполнении пятилетних планов. Об этом свидетельствуют и документы тех лет. Из протокола слёта ударников-энтузиастов в сентябре 1930 г.: "Каждый энтузиаст должен по первому приказу штаба являться для работы в какое угодно время (дня и ночи) для ликвидации прорывов; каждый энтузиаст подписывается на месячный заработок на заём "пятилетка в 4 года" и обязуется завербовать по 2–3 человека; каждый энтузиаст берёт на буксир по 2 новых рабочих, чтобы обучить их в кратчайшее время работать хорошо".

На ЧТС, как и других новостройках первых пятилеток, использовался и принудительный труд. Так, в отчёте начальника Управления НКВД по Челябинской области А.А.Минаева Главному Управлению лагерями и трудпоселениями НКВД СССР о состоянии спецссылки за 1934 г., под грифом "совершенно секретно", содержатся сведения о 34 спецпоселениях на Южном Урале – более 14,5 тыс. семей, а всего – 52256 человек, из них два – в посёлке Шершни (ИСО УНКВД) – 906 семей, 1922 человека. В конце 1933 г. на сооружении завода крупного станкостроения работало более 1500 человек из трудколоний12.

Высокие темпы строительных работ позволили в 1932 г. перейти к развёрнутому монтажу производственного оборудования. Проект ЧТЗ и технологический процесс были разработаны с учётом только американского оборудования. Но позднее выяснилось, что все агрегаты в США закупить невозможно: приходилось часть заказов переносить в Европу, причём многие заграничные фирмы совсем не выпускали некоторые типы станков и механизмов, необходимые для предприятия. Поэтому по заказу ЧТЗ впервые на европейских заводах изготовлялись тяжёлые молоты, ковочные машины, конвейеры. В оснащении {215} ЧТЗ оборудованием принимали участие 307 иностранных фирм Германии, США, Франции, Англии.

И всё же иностранные фирмы предпочитали продавать готовые изделия, а не оборудование. В 1931 г. группа советских специалистов, в составе которой был молодой инженер Н.А.Межевич, находилась в Германии. Он вспоминал, как их пригласил к себе руководитель компании. После обмена первыми фразами о заводе, заказах он заявил: "Вы, уважаемые господа, строите большой завод, заказываете много оборудования. Вам потребуется много инструмента, не проще ли купить этот инструмент у меня?" Советские специалисты ответили ему: "Для того мы и строим инструментальный цех, чтобы делать самим инструменты, а не быть в зависимости от заграницы".

Большую роль в укомплектовании ЧТЗ оборудованием сыграли отечественные предприятия. Более 120 заводов изготовляли станки и механизмы для Челябинского тракторного. Только в Ленинграде над его заказами трудились рабочие 52-х предприятий. Электроды и трансформаторы поставляла Москва, регулирующую аппаратуру – Харьков; ковши – подольские заводы, "Красный путиловец" и Уралмаш; 20-тонные вагранки готовили дебальцевские предприятия. Удельный вес отечественного оборудования на ЧТЗ в целом составил более 40%13. Рабочие отечественных предприятий считали большой честью выполнять заказы челябинцев. "За пуск ЧТЗ отвечает весь рабочий класс СССР и в особенности заводы – поставщики оборудования!" – под таким девизом развернулось всесоюзное соревнование за досрочное выполнение заказов для завода.

31 октября 1932 г. при управлении завода был создан монтажный отдел. Монтажом оборудования в инструментальном цехе руководил опытный специалист Г.А.Трегубов. Представители американской фирмы "Келлер", английской "Старк" и немецкой "Альфред-Шютте" не раз с уверенностью заявляли, что механизмы могут быть смонтированы лишь с помощью их рабочих. Однако наши монтажники не только сокращали сроки установки, но и в рекордно короткое время осваивали импортные механизмы. Так, фирме "Келлер" для наладки 10 копировально-фрезерных станков требовалось 45 дней. Рабочие ЧТЗ смонтировали первые восемь агрегатов и запустили их за 17 дней. При этом монтажники превысили производительность, {216} указанную компанией. Отдельные операции были сокращены в полтора раза.

Монтаж ковочных машин в кузнечном цехе производился под руководством А.Штеренберга. Никто из рабочих не знал этих машин, а фирма не прислала ни чертежей, ни инструмента. Начинали с разборки ковочных машин, внимательно изучали детали, наблюдали за их взаимодействием. Работали, не считаясь со временем. Задание было выполнено. В результате ремонтно-инструментальная кузница через три месяца смогла выполнить заказы для основных цехов завода. Имея в виду массовый энтузиазм строителей и самоотверженную помощь трудящихся страны в сооружении предприятия, Г.К.Орджоникидзе отмечал: "Я много видел у нас различных строек и хороших, и плохих, но такой прелестной стройки, как Челябинский тракторный завод, другой такой у нас нет"14.

1 июня 1933 г. ЧТЗ вступил в строй действующих предприятий, и Челябинск стал родиной гусеничного тракторостроения. Перед участниками торжественного митинга прошла первая колонна челябинских тракторов. Их вели лучшие люди завода: М.Макагон, М.Суровцева, ударники Зыков, Спиридонов, Ветренкова, а также делегаты совхозов и МТС, прибывшие на праздник – Шурупов, Мавлюта, Бондаренко и др. Оценивая пуск ЧТЗ, С.Орджоникидзе говорил на XVII съезде партии: "Такого огромнейшего и роскошнейшего завода нет не только в Европе, но, кажется, и в Америке"15. Десять лучших работников были удостоены ордена Ленина: начальник стройки К.П.Ловин, его заместитель Л.Б.Сафразьян, главный инженер В.В.Лельков, зам. технического директора завода С.М.Лещенко, председатель постройкома И.А.Смагин, бригадиры И.В.Монахов, А.Т.Першин и др. 21 человек был награжден орденом Трудового Красного Знамени; 42 строителя получили грамоты ЦИК СССР, в их числе А.И.Александров, сотрудник газеты "Наш трактор", позднее заслуженный учитель РСФСР. Имена девяти лучших организаторов строительства были занесены на Доску почёта Челябинского тракторного завода.

К числу ударных строек первых пятилеток относилось и сооружение завода крупного станкостроения в Челябинске, первого такого предприятия на Урале. По размерам своих цехов этот завод не уступал тракторному, а по размаху строительной площадки в полтора раза превосходил ЧТЗ. Он должен был выпускать ежегодно 440 станков массой от 35 до 40 тонн; {217} 300 тыс. роликоподшипников для вагонов; 250 тыс. вагонных осей тяжёлого типа и 200 тыс. одно- и двухколёсных валов для нефтедвигателей. Вся годовая продукция завода определялась в 106 млн. руб. Из 250 новых типов станков, которые обязаны были освоить заводы нашей страны во второй пятилетке, 25 типов предстояло выпускать Челябинскому предприятию16.

В 1931 г. была выбрана строительная площадка в районе озера Смолино, создано управление строительством во главе с М.И.Калитовым. Развертывались работы по сооружению бетонного и лесопильного заводов, деревообрабатывающей мастерской, прокладывалась железнодорожная ветка до каменного и песчаного карьеров. В июле 1932 г. заложили первый дом на КБС – основу Ленинского района в Челябинске.

Сам станкозавод начинался с маленькой слесарной мастерской в центре города на улице Карла Маркса. Всё его оборудование составляли кузнечный горн, верстак и небольшой набор инструментов. Однако сроки закладки фундамента и сооружения заводских цехов затягивались. 28 марта 1932 г. коллегия Наркомата тяжёлой промышленности приняла решение о создании специальной организации для строительства завода – Челябспецстроя, с обязательной передачей ему оборудования и техники по мере их освобождения на ЧТС.

В марте 1933 г. был сдан в эксплуатацию механический комбинат, построенный по инициативе комсомольцев во внерабочее время – вечерами и по воскресениям. Он стал базой по ремонту строительного оборудования, внедрению механизации и изготовлению металлических конструкций. Здесь же отливали и часть деталей для первых станков. И всё же план строительства в 1933 г. был выполнен только на 68%, а первого квартала 1934 г. – на 67%17.

Коренной перелом на промышленной площадке произошёл в марте 1934 г., когда начальником строительства и одновременно директором будущего завода был назначен Иосиф Абрамович Каттель, который в 1930 г. работал главным инженером Магнитостроя, а затем – первым начальником строительства Комсомольска-на-Амуре. Ветеран завода Ф.Н.Овчинников, начальник кузнечного цеха в те годы, вспоминает: "К нам он прибыл с новой стройки Дальнего Востока. Неутомимый человек с большим инженерным опытом, общительный, высокой культуры и образованности; таким он был известен в ЦК ВКП(б). Его часто можно было видеть беседующим с рабочими и руководителями, {218} он вникал в их нужды, помогал в семье и быту. Казалось странным, что Каттель не приказывал, а озадачивал, причём тактично, терпимо относился к возражениям"18. И.А.Каттель проработал на Станкострое менее двух лет, но в самые трудные пусковой и предпусковой периоды. Родина высоко оценила его заслуги: он был первым на заводе награждён в 1936 г. орденом Ленина.

И.А.Каттель реорганизовал всю систему управления. Аппарат был сокращён почти на одну треть; квалифицированные специалисты переведены непосредственно на производство; устанавливались единоначалие и персональная ответственность руководителя каждого объекта строительства. Для закрепления кадров рабочие-ударники, проработавшие на стройке больше года, получали в бараке отдельную комнату, улучшалось их снабжение и культурно-бытовое обслуживание. Для ударников открыли образцовую столовую. Был объявлен конкурс на лучшую бригаду по выполнению квартальных заданий. Имена победителей соревнования заносились в книгу Почёта. Бригада, занявшая первое место, получала премию: 2500 рублей, бесплатные обеды в течение месяца, театральные сезонные билеты на квартал, пять путёвок в дом отдыха и трое карманных часов. Для инженерно-технических работников предусматривалось строительство специального дома.

По предложению И.А.Каттеля было решено сооружать механосборочный цех не из монолитного железобетона, как это предусматривалось проектом, а из сборных конструкций, что давало большой экономический эффект и резко повышало темпы строительства. Однако авторы проекта, не желая рисковать, категорически возражали. Их поддержал и научно-технический совет Наркомата. Тогда И.А.Каттель обратился к Г.К.Орджоникидзе, который познакомился с материалами и выступил за новаторское предложение. Сохранилась и его записка: "Тов. Каттелю. Предлагаю Вам в порядке производственного риска для опыта – строить главный корпус из сборных конструкций. Ответственность за это принимаю на себя. С.Орджоникидзе"19.

В июле 1934 г. на участке около главного корпуса под открытым небом были изготовлены первые колонны и узлы железобетонных конструкций. Их монтажом руководил прораб И.И.Валюженич. На установку тяжёлой колонны уходило не более пяти минут. Новшество оправдало себя. А в августе на {219} Станкострое побывал нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. "Мне очень понравилась ваша работа, ваш порядок, – отметил в своем выступлении на митинге С.Орджоникидзе, – ваш завод первый в Советском Союзе, который строится из сборного железобетона; такие заводы имеются пока только в Америке. Строительство их обходится государству намного дешевле: экономится материал, меньше требуется рабочих"20. Нарком посетил 3-й участок и посёлок КБС. Заходил в квартиры рабочих, знакомился с их бытом; побывал почти во всех столовых. А руководителям стройки подписал массу различных телеграмм в адреса поставщиков, тормозивших отгрузку строительных материалов.

Приезд Г.К.Орджоникидзе стал крупным событием в жизни строителей и оставил незабываемый след в памяти всех, кто встречался тогда с ним. 4 сентября 1934 г. партийное собрание Станкостроя заслушало доклад И.А.Каттеля о реализации указаний наркома, который стал конкретной программой коллектива по выполнению плановых заданий 1934 г.

После посещения стройки С.Орджоникидзе издал приказ об ускорении строительства, а Совет Труда и Обороны утвердил сроки пуска первой очереди завода – апрель 1935 г., а на полную мощность – январь 1936 г.

В сложный предпусковой период серьёзную помощь строители получили от ЧТС, который по мере окончания сооружения отдельных объектов направлял сюда технический персонал и рабочих. К концу года строители сдали под монтаж оборудования кузнечно-прессовый, инструментальный и ремонтный цеха, паросиловую и вспомогательную кузницу. Сооружалась центральная заводская лаборатория, от работы которой зависел выпуск качественной продукции машиностроения. Большой вклад в её создание внесли Л.Горячев, Г.Проферансов, А.Бальбердин. Коллективу Станкостроя удалось преодолеть длительное отставание и вывести стройку в число передовых в стране. 30 марта 1935 г. вступил в строй инструментальный цех, 1 мая начал работать ремонтно-механический. 16 мая 1935 г. был издан приказ НКТП о вводе в строй первых цехов Челябинского завода крупного станкостроения. Это явилось важным событием для всей страны. Свою полугодовую программу коллектив выполнил досрочно на 102% и принял обязательство на участие в конкурсе строек Наркомата тяжёлой промышленности21.

{220}

Первой пробой сил молодого предприятия стало изготовление четырёх опытных, высокой точности токарно-винторезных станков СО-1, названных так в честь Серго Орджоникидзе. Выполнять первый заказ поручили коллективам инструментального и ремонтно-механического цехов. Пока готовились рабочие чертежи, разрабатывалась технология, изготовлялась оснастка, затем отливка и механическая обработка деталей, прошло более двух месяцев. Директор завода И.А.Каттель торопил со сборкой, а когда началась обкатка первых двух опытных станков, он ежедневно приходил на участок. Рабочим завода хотелось привезти эти станки в Москву, в Кремль как подарок к 18-й годовщине Великого Октября.

В ноябре 1935 г. в приказе директора в заводской многотиражке "Ударник" отмечалось: "1 ноября с.г. были опробованы первые два станка, которые показали высокий класс точности и качество исполненной работы". А через несколько дней на заводе была получена телеграмма: "Челябинск Станкострой инструментальный начальнику Осиповичу первый станок поставил зале заседаний Серго Колесник. Москва. 9 ноября 1935".

И.Н.Колесник, начальник слесарной мастерской, вспоминает: "Говорят, первый блин получается комом. Наш "блин" удался. Мы превзошли точность швейцарских станков, взятых за основу. В Москву со станками поручили ехать мне. На другой день по приезде я обкатал их, нарезал образцы резьбы. С большой группой руководителей подошел Серго Орджоникидзе. Он расспрашивал о жизни коллектива и дал высокую оценку нашей работе"22.

Пуск новых предприятий машиностроительной промышленности и их освоение падает на годы второй пятилетки, когда основной формой соцсоревнования становилось стахановское движение, борьба за качество. Инициаторами этого движения в Челябинске выступили рабочие Челябинского тракторного завода. Кузнец Л.Быков при норме 1190 стал штамповать 2 тыс. звеньев гусениц в смену; в 2,5 раза увеличила дневную выработку Е.Орешникова при изготовлении поршневых колец; по-стахановски работали оператор механосборочного цеха И.Зырянова, литейщик Н.Алеев и др. К концу 1935 г. на ЧТЗ в числе стахановцев насчитывалось более 6 тыс. человек.

Первым стахановцем на Станкострое стал старый кадровый рабочий П.П.Крылов, который при норме 60 погонных метров стал стеклить по 360 метров. Его почин подхватили {221} рабочие других специальностей: плотники Ф.Кубышкин и С.Губатенко, который впоследствии был делегатом Чрезвычайного VIII съезда Советов, утвердившего Конституцию страны; штукатур Моторин, бетонщик Абросимов, формовщик Шапошников, кузнец И.Губкин и многие другие, выполнявшие нормы на 300, 400 и более процентов. В числе делегатов 1-го Всесоюзного совещания стахановцев в Москве в ноябре 1935 г. были директор завода И.А.Каттель, плотники Г.Калашников и Н.Скубенко – первый рабочий Станкостроя, награждённый орденом Ленина.

К началу 1937 г. на крупных челябинских заводах стахановцы составляли 37% всех работников, а в январе 1940 г. – более 40%. По темпам и размаху стахановское движение в Челябинске не отставало от движения новаторов в целом по стране.

Пока стахановцы ставили рекорды, а ударники брали обязательства по досрочному выполнению пятилетних планов, успешно воплощая их в жизнь и "каждодневно побеждая трудности", с которыми встретилась наша страна в эти годы: ручной труд, нехватка средств, техники и жилья; преувеличенные задания, срывы в снабжении продовольствием, текучесть рабочей силы и др. – административно-командная система использовала их для введения чрезвычайных и репрессивных мер. В Челябинске были объявлены врагами народа и расстреляны первый секретарь обкома партии К.В.Рындин, председатель облисполкома М.А.Советников, а также ряд руководителей городов и районов.

Из постановления 9-го пленума облисполкома о фактах разоблачения врагов народа в области от 3 ноября 1937 г.: "Пленум облисполкома целиком и полностью одобряет арест и предание суду подлых троцкистско-бухаринских вредителей: Советникова, Степанова, Шумилишского, Ануфриева, Михалевского и др. Эта гнусная банда вредителей, ставя своей целью возврат капитализма в нашей стране, пыталась путём обмана, нарушений и искажений советских законов, методами самого подлого двурушничества, организаций вредительства, диверсий на предприятиях, колхозах, в МТС и совхозах сорвать выполнение планов, как в хозяйстве, так и в соцбытовом и культурном строительстве.

Эта подлая кучка пыталась провоцировать недовольство и недоверие широких масс трудящихся по отношению к мероприятиям Советской власти, группируя вокруг себя все враждебные элементы для подрывной, вредительской и диверсионной {222} деятельности"23. Так говорилось о людях, под руководством которых сооружались гиганты первых пятилеток, совершались преобразования в сельском хозяйстве, изменялся культурный облик края.

Многие новостройки и заводы лишились лучших специалистов и высококвалифицированных рабочих; в числе репрессированных оказались и руководители ЧТС–ЧТЗ – К.П.Ловин и И.Я.Нестеровский. Казимир Петрович Ловин родился в 1893 г. в бедной крестьянской семье. Четырнадцатилетним подростком приехал в Петербург и устроился чернорабочим, а затем монтёром на электростанции. В 1912 г. он вступил в партию большевиков, был участником Октябрьских событий. В 1925 г. К.Ловин без отрыва от производства окончил вуз и возглавил Московское объединение государственных электрических станций (МОГЭС). 30-е гг. круто изменили его судьбу: ЦК партии отправил инженера-электрика на строительство ЧТЗ. К.П.Ловин хорошо чувствовал пульс страны, которая начинала мощный индустриальный разбег, и понимал всю ответственность возложенного на него задания. К.П.Ловин не боялся трудных решений. Так при проектировании завода он поддержал идею о замене железобетонных опорных колонн цельнометаллическими. Сложность состояла в том, что металл нужно было покупать за границей, что требовало больших денежных затрат. "Много горя хлебнули мы впоследствии с этим делом, – вспоминал инженер-механик Г.И.Самоль. – Ловину грозили привлечением к суду"24. Начальник ЧТС добился на это согласия С.Орджоникидзе.

К.П.Ловин вместе с коллективом строителей прошёл нелёгкий путь от закладки фундамента основных корпусов до пуска предприятия, за успешное сооружение которого был награждён орденом Ленина. Однако выдающиеся заслуги крупного хозяйственника не спасли ему жизнь. 20 августа 1937 г. К.П.Ловин был арестован, находясь уже в должности начальника Главэнерго Наркомтяжпрома СССР. 15 ноября того же года военной коллегией Верховного суда СССР "за участие в антисоветской организации" он был приговорён к высшей мере наказания. Реабилитирован 29 августа 1956 г.25. В настоящее время одна из улиц Тракторозаводского района носит имя Ловина, а на здании ТЭЦ-2 в Санкт-Петербурге установлена в честь него мемориальная доска. В 1999 г. на ЧТЗ учреждена премия имени К.П.Ловина, которой удостаиваются отличившиеся {223} руководители завода. А памятником жертв репрессий периода культа личности И.В.Сталина стала Золотая гора в Челябинске.

Несмотря на все трагические противоречия действительности 30-х гг., шло освоение новых предприятий и новых технологий, реконструировались и расширялись старые заводы. В 1934 г. коллектив ЧТЗ освоил проектную мощность первой очереди, что позволило Советскому Союзу не только прекратить импорт гусеничных машин, но и выйти на первое место в мире по производству тяжелых гусеничных тракторов. В приказе Главного управления автотракторной промышленности по годовому отчету ЧТЗ отмечалось: "Столь интенсивного освоения производства заводы автомобильно-тракторной промышленности ещё не знали". 29 декабря 1936 г. челябинские тракторостроители на год раньше срока завершили свой пятилетний план. При этом за время, прошедшее со дня пуска завода, себестоимость трактора была снижена в три раза. В 1937 г. на Международной выставке в Париже "Искусство и техника современной жизни" трактор с маркой "ЧТЗ" получил высшую награду – диплом "Гран При".

30 марта 1940 г. с главного конвейера завода сошел стотысячный трактор. В докладе директора ЧТЗ И.Соломоновича в связи с этим знаменательным событием сообщалось: "Выпуск тракторов с лигроиновым мотором, освоение дизельного, а затем газогенераторного производства – вот основные этапы технического роста завода. По своей технической оснащенности и совершенству технологий ЧТЗ стоит в одном ряду с передовыми заводами мира. Следует отметить, что пока ни одна капиталистическая страна не разрешила задачи по установке газогенераторов на мощные гусеничные тракторы. Мощность ЧТЗ равна мощности всех гусеничных тракторов, выпущенных всеми заводами Америки за последнее десятилетие"26.

Наращивал темпы освоения оборудования и коллектив Станкостроительного предприятия. В сентябре 1936 г. вступили в строй кузнечно-прессовый и механический цехи. Это позволило рабочим приступить к серийному выпуску более крупных токарно-винторезных станков 1Д64. Началось массовое производство шарикоподшипниковьгх колец и другой продукции. 20 декабря этого года газета "Ударник" писала: "Впервые в минувшем году выпущено на 15 млн. рублей продукции, которая носит марку Челябинского завода крупного станкостроения".

{224}

В целом вторую пятилетку станкостроители закончили успешно. В сентябре 1937 г. были выпущены первые станки 1Д64, продолжалось освоение технологий изготовления металлорежущих станков 1С62 и токарно-отрезных – 1А43; разрабатывались модели новых типов крупных станков. Рост выпуска валовой продукции предприятия в 1939 г. составил свыше 240% по отношению к 1938 г.

На протяжении всего периода строительства и освоения завода рабочие и служащие постоянно чувствовали заботу и внимание Наркома тяжёлой промышленности С.Орджоникидзе. 9 октября 1936 г. состоялось общее собрание коллектива, его участники единогласно постановили ходатайствовать о присвоении предприятию имени С.Орджоникидзе. В марте 1937 г. ЦИК СССР присвоил Челябинскому заводу крупного станкостроения имя Серго Орджоникидзе.

Успешно шла и реконструкция старых предприятий. Челябинский завод имени Д.Колющенко перешёл на изготовление тракторных плугов, прицепов и культиваторов. В 1938 г. его продукция составила 30 млн. руб. Кусинский завод начал выпускать водяные и воздушные экономайзеры для паровых котлов. Усть-Катавский машиностроительный завод специализировался на производстве платформ узкой колеи и трамвайных вагонов. В 1936 г. коллектив предприятия выполнил план на 135%, а в 1938 г. стоимость его продукции достигла 17 млн. руб.

В целом Южный Урал в 30-е гг. превратился в крупный индустриальный центр страны. Капиталовложения в хозяйство края за годы первых двух пятилеток составили 5,1 млрд. руб.; с 1928 по 1939 гг. только в промышленность было вложено 4,3 млрд. руб. Продукция крупной промышленности за это время выросла в 12 раз27. В 1937 г. Челябинская область занимала первое место в стране по производству тракторов, магнезита и никеля; второе – по добыче руды и выплавке ферросплавов; третье – по выплавке чугуна и стали.

При этом основные производственные средства машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей промышленности только за вторую пятилетку увеличились почти в 5 раз, а валовая продукция с 1932 по 1937 гг. выросла с 82 млн. руб. до 660 млн. руб., т.е. более чем в 8 раз28. В отчете по итогам выполнения второго пятилетнего плана подчёркивалось: "Машиностроение Челябинской области, как комплекс крупных и передовых по технике предприятий, создано, в сущности, за годы {225} второй пятилетки". Машиностроительные предприятия Южного Урала не только стали одной из главных баз реконструкции народного хозяйства, но и внесли достойный вклад в обеспечение технико-экономической независимости страны. О трудовом подвиге создателей этой отрасли промышленности напоминает и улица Машиностроителей, расположенная в Ленинском районе г. Челябинска.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Пятилетний план народнохозяйственного строительства СССР. – М., 1930. 3-е изд. Т.З. С. 180.

2 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917–1967 гг.). – М., 1967. Т.2. С.202.

3 См.: Челябинская область. 1917–1945. Сб. док. и материалов. – Челябинск, 1999. С.268. За первую пятилетку всего было вложено 3,7 млрд. руб. План "Большого Урала" и пятилетки не был выполнен.

4 См.: XVI конференция ВКП(б): Стенограф. отчёт. – М.: Гос. изд-во полит. лит., 1962. С.622; Челябинская область. 1917–1945. С.268.

5 Челябинский рабочий. 1929. 22 июня. Государственный архив Челябинской области (ГАЧО). Ф.379. Оп.11. Д.296. Л.З.

6 ГАЧО. Ф.379. Оп.5. Д.295. Л.15.

7 См.: Шмакова Н.П. Рождение Челябинского тракторного // Вопросы истории. – М., 1977. №3. С.98.

8 ГАЧО. Ф.379. Оп.З. Д.100. Л.67.

9 Летопись Челябинского тракторного (1929–1945 гг.). – М., 1972. С.22–23.

10 См. Правда. 1931. 4 мая.

11 ЦГАНХ СССР. Ф.7620. Оп.1. Д.504. Л.36; ГАЧО. Ф.379. Оп.4. Д.24. Л.20.

12 См.: Челябинская область. 1917–1945. С.166, 271.

13 См.: Автотракторное дело. – М., 1931. №6. С.186.

14 Орджоникидзе Г.К. Статьи и речи. – М., 1949. Т.2. С.531.

15 Там же.

16 См.: Челябинская область 1917–1945. С.158–159.

17 См.: Ленинская поступь пятилеток. Из истории развития промышленности и рабочего класса Челябинской области. Сб. док. и материалов. – Челябинск, 1986. Т.1. (1929–1950 гг.). С.100.

18 Форстма  Г.В., Машин М.Д. Уральские станкостроители. – Челябинск, 1985. С.11.

19 Согрин Г.В. Перелистывая страницы... Из истории Челябинского ордена Трудового Красного Знамени станкостроительного завода имени Серго Орджоникидзе. – Челябинск, 1968. С.47.

20 Там же. С.49.

21 См.: Ленинская поступь пятилеток. С.108.

22 Согрин Г.В. Перелистывая страницы... С.54; См.: Форстман Г.В., Машин М.Д. Уральские станкостроители. С. 19.

23 Челябинская область. 1917–1945. С.177.

24 Летопись Челябинского тракторного (1929–1945). – М., 1972. С.23.

25 См.: Челябинский рабочий. 1994. 6 июля.

26 ГАЧО. Ф.792. Оп.5. Д.501. Л.30–33.

27 См.: Челябинская область. 1917–1945. С. 127.

28 См.: Ленинская поступь пятилеток. С.152.