Стр. 74

Я.П. Берзиньш

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ РАБОЧИХ

В НАЧАЛЕ XX ВЕКА В ЛАТВИИ

 

В начале XX века на территории современной Латвии размещалась самая крупная промышленность в Балтии. Если в 1900 году в промышленности Латвии были заняты около 62 300 рабочих, то в Эстонии — около 24 000, а в губерниях на территории Литвы — около 18 500 рабочих.1 Характерно также, что промышленность Латвии в период 1900 — 1914 гг. развивалась более быстрыми темпами. Промышленные рабочие составляли основную часть рабочих Латвии и черты их исторического развития являются общими для всех рабочих того времени. Наиболее развитыми экономически были четыре уезда Лифляндской губернии, населенные латышами с крупнейшим городом Ригой, и Курляндская губерния. Три населенных латышами уезда, формировавшие Латгале, входили в состав Витебской губернии. Латгале как в сфере промышленности, так и в других сферах народного хозяйства существенно отставала от Видземе и Курземе.

Во второй половине XIX века традиционно аграрное общество Балтии начало превращаться в современное общество с характерной моделью хозяйственного и социального развития, образом жизни и ценностями. Модернизация уже с самого начала включала много сложных процессов, таких как индустриализация, урбанизация, коммерциализация, разделение жизнедеятельности людей на публичную и частную сферы, секуляризация самосознания, создание массовых коммуникаций и культуры, распространение грамотности (умения читать) и образования.

Для промышленности Латвии характерно то, что в ней уже с начала формирования западноевропейской инженерной мысли решающую роль играли передовые технологии и производственное оборудование. Исторические источники, например, свидетельствуют, что перед Первой мировой войной в промышленном производстве Лиепаи в основном использовались произведенные в странах Западной Европы паровые котлы, паровые и дизельные машины, локомобили, турбомашины, иного рода производственные машины и аппараты.2 По уровню развития машинизированного производства, разделения труда, процессов специализации Балтия находилась в передовых рядах производителей Российской империи. Стремительный ход индустриального развития требовал знающих рабочих. В первую очередь им было необходимо элементарное образование, основу которого формировало умение читать и писать. От уровня образования зависел профессионализм человека, его отношение к общественно-политическим вопросам и даже к членам семьи. Образование было основой культуры и морально-политического облика рабочих.

 

Стр. 75

 

На территории Латвии во второй половине XIX - начале XX века протекал стремительный процесс урбанизации. Стремительный прирост численности населения в городах Латвии был связан с развитием промышленности. В 1900 году 75,5 % промышленных предприятий было сконцентрировано в городах, на них было занято 85,8 % общего числа рабочих. В 1913 году в данной области существенных изменений не наблюдалось: в городах находилось 76,7 % предприятий и 87,9 % рабочих.3 В размещении промышленных предприятий и рабочих в городах Латвии наблюдались отличия по сравнению с городами России в целом. В 1902 году в Российской империи в городах размещались только 31,9 % промышленных предприятий и 30,4 % рабочих.4 Это различие внесло свои особенности в духовный рост рабочих Латвии. В Риге, крупнейшем городе Латвии и одновременно промышленном центре, в 1913 году находились 58,9 % всех промышленных предприятий Латвии, причем на них работали 74,2  % общего числа латвийских промышленных рабочих.5 Другими крупнейшими промышленными городами Латвии были Лиепая, Елгава и Даугавпилс.

Уровень образования рабочих на пороге XX века можно характеризовать главным образом только посредством умения читать и писать, ибо только такие сведения содержат статистические источники тех лет. Если сравним процент умеющих читать мужчин Лифляндской губернии - 77,5 % и Курляндской губернии — 71,2 % (в Витебской губернии, в состав которой входила Латгале, этот показатель — 39,8 %) со средним показателем по Российской империи — 29,3 %, то последний, как видим, значительно ниже.6 Процент умеющих читать и писать среди занятых в промышленности, торговле, транспорте Латвии был существенно выше, чем у занятых в тех же отраслях, в губерниях европейской части России. В 1897 году среди рабочих промышленности, торговли и транспорта Риги (81,9 %)7 в противоположность 50 губерниям европейской части России (53,6 %) читать и писать умели 86,3 и 63,2 % мужчин и 57,8 и 24,8 % женщин.8 Особенно большое число умеющих читать и писать было в ведущих отраслях промышленного комплекса Риги - в машиностроении и производстве инструментов (для обоих полов в среднем 91,48 %), в бумажной промышленности и полиграфии (91,73 %).9 Работницы Риги, занятые в этих отраслях, по умению читать мало отставали от рабочих-мужчин. Исключение составляли отрасли, в которых в большом количестве использовали неквалифицированную рабочую силу, в том числе малолетних девочек. Средний процент умеющих читать и писать рабочих Риги был незначительно ниже, чем соответствующий показатель для всех охваченных переписью жителей Риги (82,9 %).10

При сравнении числа умеющих читать и писать рабочих Риги и жителей окрестных губерний следует иметь в виду, что 60,4 % жителей Риги были пришлыми, в том числе 36,9 % - из Лифляндской и Курляндской губерний, а 23,5 % - из других губерний России.11 Абсолютная и относительная

 

Стр. 76

 

концентрация промышленных рабочих Видземе (Лифляндской губернии) и всей Латвии в Риге отнюдь не значила, что там было большее число умеющих читать и писать. В 1900 году у промышленных рабочих Риги этот показатель был 73,1 %, тогда как в волостях Видземе (без Риги) он был значительно выше — 82,5 %.12 Если у рабочих незначительного числа небольших предприятий трех периферийных уездов Видземе уровень образования был очень высок (от 97,8 % в Валкском уезде до 100 % в Цесисском и Валмиерском уездах), то на предприятиях Рижского уезда он был весьма различным: от 64,14 % в деревообрабатывающей до 100 % в химической промышленности.13 Всего в Видземе вне Риги, в тех уездах и городах (в Лимбажи, Валмиере и Валке) уровень образования рабочих был выше, чем в Риге. Можно принять, что в сельских уездах Видземе и маленьких городах контингент рабочих формировался из местных жителей. Здесь было значительно меньше, чем в Риге и Рижском уезде, прибывших из других губерний и состав рабочих был стабильнее.

Если предприятия, в соответствии с численностью рабочих на них, разделить на крупные, где число работающих превышает 100 человек, и мелкие, где оно меньше 100, имеется возможность анализировать данные относительно образования рабочих. В обеих группах предприятий уровень образования рабочих был относительно высоким, но выше он был в группе, включающей малые предприятия, соответственно - 72,3 и 81,6 %.14 Квалифицированную рабочую силу малых предприятий прежде всего формировали рабочие и ученики полиграфических предприятий Риги. Подобная картина наблюдалась в таких отраслях, как точная механика, оптика, изготовление инструментов и мебели, кораблестроение, производство пива, различные отрасли химической промышленности, где значительную часть рабочих составляли местные жители, которые нередко были выходцами из среды городских ремесленников.

Выше дан анализ уровня начального образования латвийских рабочих, достигнутый в первые годы модернизации. Важно знать, что именно определяло существенные отличия образовательного уровня рабочих Латвии. Прежде всего это объясняется тем, что образование латышского народа было тесно связано с сознанием народных масс о его необходимости. Это сознание возникло стихийно и укоренилось на протяжении долгих десятилетий чужеземного гнета и как защитное средство, и как надежда, что образование поможет улучшить свое положение. Сформировалась традиция любой ценой дать детям первичные знания уже дома. Домашнее обучение в Латвии как особая форма образования развилось уже в конце XVII и в XVIII веке, но особого размаха достигло в XIX — начале XX века. Домашнему образованию способствовали и лютеранские священники, регулярно проверяя знания детей школьного возраста. В 1894 году только 4 % детей, начавших учиться в волостных школах Курземе, не умели читать.15 Подобное положение было и в Видземе. Оценивая значение домашнего образования, нельзя отрицать и вклад

 

Стр. 77

 

существовавшей в Латвии во второй половине XIX века низшей школы в начальное образование молодежи.

Проследим, каким образом рабочие и их дети могли получить образование в крупных промышленных городах. Часть промышленных рабочих перед Первой мировой войной уже формировали уроженцы городов, отцы которых тоже были рабочими. Промышленными рабочими стали также разорившиеся городские ремесленники. Большинство этих рабочих научились читать и писать в городских школах низшего уровня: главным образом в начальных школах, школах различных организаций и обществ, в частных и церковно-приходских школах. В 1906/1907 учебном году в Риге работали 45 городских начальных школ с 4407 учащимися, 60 приходских и школ обществ с 8120 учащимися, 81 частная школа с 5263 учащимися и 7 правительственных школ с 1112 учащимися.16 Всего в 193 начальных школах Риги учились 18 902 ребенка. В начале XX века на одну школу в Риге приходились 1765 жителей, в Лиепае -1951, а в Даугавпилсе - 3745 жителей. Среднее число учащихся в школе — около 96.17 Это количество школ, однако, не удовлетворяло потребности населения. В прессе указывалось, что в Риге по причине нехватки школ ежегодно около 10 000 детей не могут посещать школу, а в Даугавпилсе - около 1800 - 2600 детей.18 Следует отметить, что не все малообеспеченные рабочие могли оплатить обучение своих детей.

Существовавшая в промышленных центрах Латвии низшая система образования, которой могли пользоваться дети рабочих, была неполной. Лишь незначительная часть рабочих и их дети могли получить начальное образование в различных фабричных школах. На рубеже XIX и XX веков на территории Латвии работали 6 фабричных школ, 4 из которых находились в Риге. Виднейшими из них были школа для малолетних рабочих фарфоро-фаянсовой фабрики товарищества М. Кузнецова, школа А. Домбровского для детей рабочих в Милгрависе и школа Страздумуйжской хлопкопрядильной мануфактуры. Практический вклад этих школ в образование большим не был. Особенно актуальной проблема образования детей рабочих стала в период революции 1905 года. Рабочие поддержали решение съезда учителей Латвии начать обучение детей в соответствии с новой программой. Она предусматривала: бесплатное обучение детей 8-14 лет; не только преподавание необходимых знаний, но и воспитание в демократическом духе сознательных граждан; преподавание на родном языке; отмену изучения религии; преподавание новых предметов - народного хозяйства и государственного права.19 Рабочие, объединившись, выступили против решения директора Страздумуйжской хлопкопрядильной мануфактуры закрыть в 1905 году школу предприятия, по причине того, что учитель начал обучать детей в соответствии с новой программой.20

Чтобы получить начальное образование, рабочие перед Первой мировой войной посещали различные школы первичного обучения. Однако наибольшее

 

Стр. 78

 

количество — около 75 % — учились в волостных и городских начальных школах.21 Волостные школы посещали рабочие, родившиеся и проведшие школьные годы на селе. Начальные школы - это городские и местечковые школы первичного образования. Программа обучения в городских начальных школах была обширнее по сравнению с сельскими волостными школами.

Наряду со стремительным ростом производства в Латвии возрос спрос на профессиональную подготовку кадров. Особенно необходимы были специалисты в металлообрабатывающей отрасли: токари, слесари, кузнецы, литейщики. Всем отраслям производства требовались машинисты и кочегары. Большая часть рабочих имела только самые элементарные знания: умели читать и писать на родном и немного - на русском языке. Тем не менее это образование могло стать основой обучения профессии. По мере формирования современного общества требования к совершенствованию личности все большее место занимали в жизни рабочих.

Главной формой профессионального обучения в Латвии было ученичество - подготовка учеников для производства, что в начале XX века получило особо широкое распространение. Обучение ученика на производстве продолжалось несколько лет и выражалось главным образом в том, что ученик помогал мастеру в ходе производственного процесса. Особо тяжелым бременем такое обучение ремеслу ложилось на плечи малолетних рабочих. Обычно родители отдавали детей на предприятие в обучение на 3—4 года. По заключении договора ученикам в течение первого года платили 15 копеек в день, в течение третьего года - 50 копеек в день. Фабричная администрация требовала также залог в размере почти 50 рублей или удерживала из жалованья ученика до 10 %. На разных предприятиях были свои отличия. Обычно залоговую сумму или налоги предпринимателю следовало выплачивать, когда ученик отработал предусмотренные в договоре годы. Однако, если ученик был уволен «за грубость», «плохое поведение», деньги оставались у фабрикантов.22 Благодаря высказанному рабочими неудовлетворению существовавшим обучением учеников, администрации крупнейших предприятий по своей инициативе, а затем - под руководством Общества фабрикантов стремились создать более или менее общие правила обучения, хотя бы на предприятиях одной группы производства. Однако изменения в данной системе образования были минимальными. Случалось, что ремеслу ученика не обучали, ему только было приказано наблюдать, как работает специалист.23 Данная система обучения неизменно сопровождалась избиением учеников. О таком насилии мастеров и администрации предприятий, например, в 1904 году в своем сообщении промышленному отделу докладывает старший фабричный инспектор Лифляндской губернии.24

Школ профессионального обучения, где рабочие могли получить образование, было немного, хотя потребность общества в них возрастала. В конце XIX века город Рига содержал три ремесленных училища. В них можно

 

Стр. 79

 

было овладеть общими и профессиональными знаниями. Обучение проходило по рабочим дням вечером и по воскресеньям утром. Самым значительным из профессиональных учебных заведений Риги было ремесленное училище Немецкого общества ремесленников. Его посещали рабочие многих рижских предприятий и в нем до 1907 года учились только 303 рабочих.25 Из посещавших училище рабочих свой профессиональный уровень более всего стремились повысить слесари, механики, электротехники, инструментальщики, токари, столяры, штукатуры, живописцы и плотники. Правление Русско-Балтийского вагонного завода специально заключило договор с Немецким ремесленным обществом о том, что для рабочих и учеников этого завода при обществе будут организованы специальные ремесленные учебные курсы. Таким образом для Русско-Балтийского завода было обеспечено около 120 учебных мест. За эту услугу правление завода обязалось ежегодно выделять школе пособие в размере до 2000 рублей.26 По образцу упомянутого училища в Риге было создано Русское ремесленное училище. Его целью было: дать возможность как взрослым, так и малолетним рабочим получить и общие, и специальные знания, необходимые для успешного выполнения работы. Обучение было рассчитано на пять лет. Занятия проводились с сентября по май вечерами по рабочим дням, а также по воскресеньям. В первых трех классах преподавали общеобразовательные предметы, в последних двух - ремесло.

В первых трех классах плата за обучение составляла 7 рублей в год; в последних двух - 10 рублей. В этом училище можно было овладеть специальностями токаря, столяра и др.27 Перед Первой мировой войной училище пользовалось популярностью у рабочих и ремесленников.

Можно упомянуть также работавшее в Риге в начале XX века училище мастерской Е. Соколовского, в которой можно было получить специальность картонажника, металлообработчика и столяра. Рабочие могли посещать также художественное училище Блума, Рисовальную школу Общества живописцев и Рисовальную школу Лаксманиса. Потребность в профессиональных школах и училищах продолжала расти. В 1910 году Рижская дума решила выдать кредит на строительство двух новых ремесленных училищ.28

Во втором крупнейшем городе - Лиепае — вопрос профессиональных училищ решался хуже. На рубеже веков вблизи Лиепаи, при Ромнских железнодорожных мастерских было открыто железнодорожное техническое училище, задачей которого было обеспечение кадрами нужд железной дороги. Меньшее значение имели отдельные частные профессиональные училища.29 Вопрос о необходимости создания профессиональных училищ в Лиепае поддерживался Курляндским губернатором, для этой цели была создана специальная комиссия.30 Вопрос профессионального образования был актуален и в Даугавпилсе. Здесь в начале XX века начало работать еврейское женское профессиональное училище и низшее ремесленное училище. В последнем общеобразовательные предметы преподавались по программе начальной

 

Стр. 80

 

школы, а из специальных предметов преподавали черчение, технологию и счетоводство.31 Даугавпилсскую городскую школу с двуклассным образованием дополнили классами по обучению ремеслу слесаря и столяра, и общее время обучения продлили до 4 лет. Планировалось в будущем открыть в Даугавпилсе также железнодорожное училище, финансируемое правительством.32

Часть рабочих свой начальный уровень образования могла повысить, обучаясь на так называемых вечерних курсах. Вечерние курсы, которые иногда называли вечерними школами, были разными: со специальными и общеобразовательными программами. В последнем случае слушатели могли овладеть программой начальной школы. Эти курсы давали знания, однако закончившие их не получали никакого юридического документа об образовании.33 Самая широкая сеть вечерних курсов в начале XX века действовала в Риге. Городское самоуправление Риги содержало трое вечерних курсов с общеобразовательной программой и одни ремесленные курсы самой низшей категории. Кроме того, работали еще пять вечерних курсов различных обществ.34 На некоторых из них учились сравнительно много человек. Так, на Пардаугавских курсах Латышского благотворительного общества, предусмотренных для мужчин, в 1902/1903 учебном году число слушателей ежедневно колебалось от 30 до 70, а в женской аудитории - от 25 до 40 человек.35

Деятельность вечерних курсов стремительно развернулась после революции 1905 года. Распространение вечерних курсов было связано с легальной деятельностью обществ рабочих Риги. Курсы вносили существенный вклад и в начальное, и в политическое образование рабочих. В 1913 году в Риге различные легальные общества и частные лица содержали более 17 вечерних курсов с общим числом посещающих до 6-7 тысяч человек.36

В Лиепае и Даугавпилсе эта форма образования рабочих была менее распространена. В Лиепае самыми популярными были вечерние рисовальные и чертежные курсы. Они были рассчитаны на повышение профессионального образования рабочих. За девять лет эти курсы закончили 450 человек.37 В 1905 году в Даугавпилсе при ремесленном училище были открыты рисовальные и чертежные курсы для служащих Рижско-Орловских железнодорожных мастерских. В 1911 году при Даугавпилсском еврейском ремесленном училище было предусмотрено организовать рабочие профессиональные вечерние курсы.38

Несколько сот рабочих Риги, Лиепаи и Даугавпилса также могли повысить уровень начального образования в воскресных школах. Это были бесплатные учреждения, которые работали под руководством православной епархии и были предусмотрены для представителей разных национальностей, которые не умели ни читать, ни писать и для тех, кто в школе учился непродолжительное время, и из-за занятости на работе не могли посещать ее в рабочие дни.

В начале XX века процессы модернизации общества, протекавшие на территории Латвии, выдвинули потребность в образованном обществе. Индустриализация заставляла и рабочих выполнять эти новые условия жизни. Активности рабочих в плане повышения образования приняли массовый характер.