Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б)
"О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению"
26 августа 1946 г.

                                                                    СТР.
     № 272. п. 7гО репертуаре драматических театров и мерах по   591
его улучшению.
     Обсудив вопрос о репертуаре драматических театров и мерах по
его  улучшению,  ЦК  ВКП(б) признает состояние репертуара театров
неудовлетворительным.
     Главный недостаток    нынешнего     состояния     репертуара
драматических  театров  заключается  в  том,  что пьесы советских
авторов на современные темы оказались фактически вытесненными  из
репертуара крупнейших драматических театров страны.  В Московском
Художественном театре из 20 идущих спектаклей  лишь  3  посвящены
вопросам  современной  советской  жизни,  в  Малом театре из 20 —
3 спектакля,   в  театре  им. Моссовета   из  9  —  2,  в  театре
им. Вахтангова из 10 — 2,  в Камерном из 11 — 3,  в Ленинградском
театре им. Пушкина  из  10 — 2,  в  Киевском драматическом театре
им.Франко из 11 — 3, в Харьковском театре им. Шевченко из 11 — 2,
в  Свердловском  драматическом  театре   из  17  —  5  спектаклей
поставлены на современные советские темы.
     Явно ненормальное   положение   с   репертуаром   еще  более
усугубляется тем,  что и  среди  небольшого  количества  пьес  на
современные  темы,  поставленных театрами,  имеются пьесы слабые,
безыдейные ("Вынужденная посадка" Водопьянова  и  Лаптева,  "День
рождения"  братьев  Тур,  "Самолет  опаздывает на сутки" Рыбака и
Савченко,  "Новогодняя  ночь"  А.Гладкова,  "Чрезвычайный  закон"
братьев Тур, "Окно в лесу" Рахманова и Рысс, "Лодочница" Погодина
и некоторые другие).  Как правило,  советские люди в этих  пьесах
изображаются   в   уродливо-карикатурной  форме,  примитивными  и
малокультурными,   с   обывательскими    вкусами    и    нравами,
отрицательные   же  персонажи  наделяются  более  яркими  чертами
характера, показываются сильными, волевыми и искусными. События в   592
подобных пьесах изображаются часто надуманно и лживо,  ввиду чего
эти  пьесы  создают  неправильное,  искаженное  представление   о
советской  жизни.  Значительная часть поставленных в театрах пьес
на современные  темы  антихудожественна  и  примитивна,  написана
крайне   неряшливо,   безграмотно,  без  достаточного  знания  их
авторами русского литературного и  народного  языка.  К  тому  же
многие  театры безответственно относятся к постановкам спектаклей
о советской жизни.  Нередко руководители театров поручают ставить
эти спектакли второстепенным режиссерам, привлекают к игре слабых
и неопытных актеров, не уделяют должного внимания художественному
оформлению  театральных постановок,  вследствие чего спектакли на
современные темы получаются серыми и малохудожественными. Все это
приводит  к тому,  что многие драматические театры не являются на
деле  рассадниками  культуры,  передовой  советской  идеологии  и
морали.  Такое  положение дел с репертуаром драматических театров
не отвечает интересам  воспитания  трудящихся  и  не  может  быть
терпимо в советском театре.
     Крупным недостатком   в   деятельности   Комитета  по  делам
искусств и драматических театров является их чрезмерное увлечение
постановкой  пьес на исторические темы.  В ряде пьес,  не имеющих
никакого исторического и воспитательного значения,  идущих ныне в
театрах,  идеализируется  жизнь царей,  ханов,  вельмож ("Новеллы
Маргариты Наваррской" Скриба,  "Хорезм" Хаджи  Шукурова,  "Тахмос
Ходжентский" Касымова,  "Мы казахи" Тажибаева, "Идукай и Мурадым"
Бурунгулова).
     ЦК ВКП(б) считает,  что  Комитет  по  делам  искусств  ведет
неправильную линию,  внедряя в репертуар театров пьесы буржуазных
зарубежных  драматургов.  Издательство  "Искусство"  по   заданию
Комитета  по  делам  искусств  выпустило  сборник одноактных пьес
современных английских  и  американских  драматургов.  Эти  пьесы
являются  образцом  низкопробной и пошлой зарубежной драматургии,
открыто проповедующей буржуазные взгляды и мораль.  За  последнее
время  Комитет  по  делам искусств разослал драматическим театрам
страны пьесы:  "Убийство  мистера  Паркера"  Моррисона,  "Опасный
возраст" Пинеро,  "Круг" и "Пенелопа" Могэма, "Мое кафе" Бернара,
"Пыль в глаза" Лабиша и Делакура,  "Гость  к  обеду"  Кауфмана  и
Харт,  "Знаменитая Мэри" Дюрана,  "Корсиканская месть или причуды
дядюшки" Ожье и Сандро и др.  Часть этих пьес была  поставлена  в
драматических   театрах.   Постановка  театрами  пьес  буржуазных
зарубежных  авторов   явилась,   по   существу,   предоставлением
советской сцены для пропаганды реакционной буржуазной идеологии и
морали,    попыткой    отравить    сознание    советских    людей
мировоззрением, враждебным советскому обществу, оживить пережитки
капитализма в сознании и быту.  Широкое распространение  подобных
пьес  Комитетом  по  делам  искусств  среди  работников театров и
постановка  этих  пьес   на   сцене   явились   наиболее   грубой
политической ошибкой Комитета по делам искусств.
     ЦК ВКП(б) отмечает, что Комитет по делам искусств оказался в   593
плену у отсталой части театральных работников,  выпустил из своих
рук   подбор   репертуара  для  центральных  и  местных  театров,
предоставив формирование репертуара самотеку.
     ЦК ВКП(б)  считает,  что  одной  из  важных  причин  крупных
недостатков   в   репертуаре   драматических   театров   является
неудовлетворительная работа драматургов.  Многие драматурги стоят
в  стороне  от коренных вопросов современности,  не знают жизни и
запросов народа,  не умеют изображать  лучшие  черты  и  качества
советского человека. Эти драматурги забывают, что советский театр
может выполнить свою важную роль  в  деле  воспитания  трудящихся
только  в  том  случае,  если  он  будет активно пропагандировать
политику  советского  государства,  которая  является   жизненной
основой советского строя.
     В работе   драматургов   отсутствуют   необходимая  связь  и
творческое сотрудничество с театрами.  Правление Союза  советских
писателей,  обязанность которого состоит в том,  чтобы направлять
творчество драматургов в интересах дальнейшего развития искусства
и литературы, фактически устранилось от руководства деятельностью
драматургов,   ничего   не   делает    для    повышения   идейно-
художественного  уровня  создаваемых ими произведений, не борется
против пошлости и халтуры в драматургии.
     Неудовлетворительное состояние   репертуара    драматических
театров     объясняется    также    отсутствием    принципиальной
большевистской театральной критики. В роли театральных критиков в
советской    прессе   выступает   крайне   незначительное   число
специалистов.  Газеты,  литературно-художественные и  театральные
журналы  мало  выдвигают  новых критиков,  способных объективно и
беспристрастно разобраться в пьесах  и  театральных  постановках.
Отдельные   критики   руководствуются  в  своих  оценках  пьес  и
спектаклей не  интересами  идейного  и  художественного  развития
советской   драматургии   и   театрального   искусства,  т.е.  не
интересами  государства  и  народа,  а   интересами   групповыми,
приятельскими,  личными.  Публикуемые  статьи  о спектаклях часто
пишутся малосведущими в искусстве лицами,  деловой  разбор  новых
спектаклей   подменяется   в   этих   статьях   субъективными   и
произвольными  оценками,  не   соответствующими   действительному
значению  и  уровню  спектаклей.  Рецензии  на  пьесы и спектакли
пишутся часто заумным языком, малодоступным для читателей. Газеты
"Правда",     "Известия",    "Комсомольская    правда",    "Труд"
недооценивают  огромного  воспитательного  значения   театральных
постановок  и  отводят  вопросам  искусства крайне незначительное
место.
     Совершенно неудовлетворительно  ведутся  газета   "Советское
искусство"  и  журнал  "Театр".  "Советское искусство" и "Театр",
призванные помогать драматургам и  работникам  театров  создавать
идейно  и  художественно  полноценные пьесы и спектакли,  робко и
неумело поддерживают хорошие пьесы,  в  то  же  время  безудержно
захваливают посредственные спектакли,  замалчивают ошибки театров
и Комитета  по  делам  искусств,  культивируя  тем  самым  чуждые
советской  печати  тенденции  и  нравы.  Театральная  критика  на
страницах "Советского искусства"  носит  ведомственный  характер,
приятельские    отношения    между   критиками   и   театральными   594
работниками,  частные  интересы  довлеют  в  ней  над  интересами
общегосударственными.  Газета  "Советское  искусство"  не  сумела
занять   правильной   и   принципиальной   позиции    в    оценке
драматургических  произведений  и  работы  театров и тем самым не
только не содействовала,  но  даже  препятствовала  развертыванию
большевистской   театральной   критики.   Наличие   такого   рода
театральной "критики" приводит к  тому,  что  некоторые  критики,
драматурги  и  театральные  работники  утрачивают ответственность
перед  народом,  перестают  двигаться  вперед  и  не  содействуют
дальнейшему развитию советского искусства.
     ЦК ВКП(б) постановляет:
     1. Обязать   председателя   Комитета   по   делам   искусств
т. Храпченко в кратчайший срок устранить отмеченные  в  настоящем
постановлении серьезные недостатки и ошибки.
     2. Учитывая  важное значение театра в деле коммунистического
воспитания народа,  ЦК ВКП(б) обязывает Комитет по делам искусств
и  Правление  Союза советских писателей сосредоточить внимание на
создании современного советского репертуара.
     ЦК ВКП(б) ставит перед драматургами  и  работниками  театров
задачу  создать  яркие,  полноценные  в  художественном отношении
произведения о жизни советского общества,  о советском  человеке.
Драматурги и театры должны отображать в пьесах и спектаклях жизнь
советского общества в ее непрестанном движении  вперед,  всячески
способствовать   дальнейшему  развитию  лучших  сторон  характера
советского человека,  с особой силой выявившихся во время Великой
Отечественной войны. Наши драматурги и режиссеры призваны активно
участвовать в деле воспитания советских  людей,  отвечать  на  их
высокие   культурные   запросы,  воспитывать  советскую  молодежь
бодрой,  жизнерадостной,  преданной Родине  и  верящей  в  победу
нашего  дела,  не  боящейся  препятствий,  способной преодолевать
любые трудности. Вместе с тем советский театр призван показывать,
что  эти  качества  свойственны  не  отдельным,  избранным людям,
героям, но многим миллионам советских людей.
     Необходимо, чтобы   все   писатели,   способные    создавать
произведения   драматургии,   активно,   творчески  включились  в
насущное дело создания репертуара театров,  достойного по  своему
качеству современного зрителя.
     3. Поставить  перед  Комитетом  по делам искусств в качестве
основной практической  задачи  организацию  постановки  в  каждом
драматическом    театре    ежегодно    не    менее    2-3   новых
высококачественных   в   идейном   и   художественном   отношении
спектаклей на современные советские темы.
     Обязать театры коренным образом улучшить качество постановок
современных советских пьес,  выделять для  постановок  этих  пьес
лучших   режиссеров  и  артистов,  добиваться  высокого  качества
художественного оформления спектаклей.
     4. Предложить  Комитету  по  делам  искусств  исключить   из
репертуара   безыдейные  и  малохудожественные  пьесы,  постоянно
наблюдать за тем, чтобы в театры не проникали ошибочные, пустые и   595
безыдейные, малоценные произведения.
     5. Признавая  важную  роль  критики  в развитии театрального
искусства,   обязать   редакции   газет   "Правда",   "Известия",
"Комсомольская   правда",   "Труд",   "Советское   искусство"   и
"Литературная газета" привлечь к  работе  в  газетах  политически
зрелых,  квалифицированных  театральных  и литературных критиков,
систематически публиковать статьи о новых  пьесах  и  спектаклях,
вести  решительную  борьбу  против  аполитичности  и безыдейности
театральной критики.
     Обязать редакции республиканских,  краевых и областных газет
систематически  помещать  статьи  и  рецензии о новых постановках
местных театров.
     6. ЦК  ВКП(б)  отмечает,  что  серьезным  препятствием   для
продвижения  в  театры  советских  пьес является наличие большого
количества инстанций и отдельных лиц,  имеющих право исправлять и
разрешать пьесы к печати и к постановке в театрах.  Рассмотрением
пьес занимаются работники местных управлений по  делам  искусств,
республиканские   комитеты   по  делам  искусств,  Главрепертком,
Главное  театральное  управление  Комитета  по  делам   искусств,
Художественный  совет Комитета,  руководители театров,  работники
редакций  и  издательств.  Это   создает   вредную   волокиту   и
безответственность  и  мешает  быстрому продвижению пьес на сцены
театров.
     Предложить Комитету по делам искусств устранить препятствия,
мешающие  опубликованию,  распространению  и постановке в театрах
пьес советских  драматургов,  сократить  до  минимума  количество
инстанций,   занимающихся   рассмотрением   пьес.   Возложить  на
т. Храпченко  личную ответственность  за  своевременное,  быстрое
рассмотрение в Комитете пьес, написанных советскими драматургами.
     7. ЦК  ВКП(б)  устанавливает,  что  Художественный совет при
Комитете по  делам  искусств  не  выполняет  своей  роли  в  деле
улучшения   качества   репертуара,   повышения   его  идейного  и
художественного уровня,  ведет работу  замкнуто,  результаты  его
деятельности  не становятся достоянием широких кругов театральной
общественности, не освещаются в печати.
     Обязать Комитет по делам искусств серьезно  улучшить  работу
Художественного  совета.  На  заседаниях  Художественного  совета
подвергать  критическому  разбору  новые  пьесы   и   театральные
постановки. Материалы о работе Художественного совета публиковать
в газете "Советское искусство".
     8. Разрешить  Комитету  по  делам   искусств   совместно   с
Правлением Союза советских писателей организовать в 1946-1947 гг.
Всесоюзный конкурс на лучшие современные советские пьесы.
     9. Учитывая  крайнюю   ограниченность   репертуара   театров
союзных  и  автономных  республик и увлечение местных драматургов
темами далекого  прошлого,  обязать  Комитет  по  делам  искусств
принять  меры  по  переводу  на  языки народов СССР и включению в
репертуар  театров  республик   лучших   произведений   советской
драматургии.
     10. Поручить   Комитету   по   делам  искусств  совместно  с   596
Правлением Союза советских  писателей  провести  осенью  текущего
года  совещание  драматургов и деятелей театрального искусства по
вопросу о репертуаре и совместной творческой работе драматургов с
театрами.

Опубликовано: Большевик. 1946. № 16. Выверено по изданию: Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917-1953. Под ред.А.Н.Яковлева. Cост. А.Н.Артизов, О.В.Наумов. М.: Международный фонд "Демократия", 1999.