ЗАКОН СУДНЫЙ ЛЮДЕМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ К НЕМУ

                                                                    СТР.
     Закон Судный людем,  или судебник царя Константина,  как  он   125
назван  в некоторых списках,  известен в трех редакциях.  Первая,
краткая,  помещена  в Кормчих и известна уже в  списках  XIII в.;
вторая,   средняя,   сохранилась  в  единственном  списке  второй
половины XIV в.  и присоединена  к  Пространной  Правде;  третья,
пространная,  имеется  в списках XV в.  В этой последней редакции
Русская Правда непосредственно соединена с Законом Судным людем в
один   памятник   с  общим  предисловием,  причем  начало  Закона
пропущено.  С.В.Юшков  считает,  что  такое  соединение   явилось
результатом  сознательной  работы  редакторов  и отражает «момент
влияния на нее (Русскую Правду) византийского  законодательства».
Так  это  и было понято составителями Кормчей 1493 г.,  в которой
идет сплошная нумерация глав для Устава Владимира Мономаха  (т.е.
второй  части  Русской  Правды)  и  присоединенного к нему Закона
Судного  людем.  Но  дело,  повидимому,  было  проще,   так   как
пропущенный  в  пространной  редакции текст начала Закона Судного
людем помещается  в средней редакции  на двух страницах,  т.е. на
1 листе с оборотом.  Пространная  редакция Закона Судного людем в
соединении  с  Русской  Правдой,  повидимому,  была  списана   из
рукописи  с  1  потерянным  листом.  О времени происхождения трех
редакций  Закона  Судного  людем  в  литературе   нет   согласия.
Первоначальный   же  текст  Закона  принято  считать  памятником,
возникшим в Болгарии в  Х  в.  Здесь  печатается  предисловие,  к
Русской  Правде  и  Закону Судному людем,  а также дополнительные
статьи  Закона,  по  предположению  некоторых  ученых,   русского
происхождения.
     Печатаются по изданию «Русская Правда» под ред.  С.В.Юшкова,
стр.137–138 и 168.


                 Оуставъ великого князя Ярослава
     Писано бо есть:  проливаяи кровь человечьскоу за кровь оного
да  пролиется  кровь  его;  испытаите  оубо  съ  многою  истинною
виноватого,  но прежде оклеветающаго,  како есть житие его. И аще
благосъветникъ и благоверенъ обрящется,  но тако  не  имете  емоу
веры.  Безаконно бо есть тако сведетельство,  но да имать и инехъ
сведетеля посрамны и единого  нравы  да  предъ  двема  или  треми
сведетели праведными станеть всякъ глаголъ.
     Речено есть:  да не приимеши  послоушества  лжа,  но  да  не
сядеши  съ  многыми  оуклонити  правдоу.  Подобаеть  же соудимаго
испытати,  како есть житие его и нравъ  сведетельствоуемое  житие
его.  Аще  не виноватъ и долго не дръжит гнева,  или преподобенъ,
или страннолюбець,  и нищелюбець,  и целомудръ, и святъ от лжа, и   126
кроме всякыя лоукавныя вещи моужь бо рече неискоусимъ и неключимъ
къ богоу.  Рече бо Соломонъ:  послоушаите,  вноушите вси соудящии
земли, яко от бога дасться вамъ власть и сила от вышняго. И пакы:
горе оправдающемоу нечестиваго мьзды ради и  от  праваго  правдоу
отъемлющемоу;  давыи бо намъ богъ власть истяжеть скоро ваша дела
и помысли испытаеть;  яко же бо слоужителе есте  царствия  ти  не
соудисте право,  ни съхранисте закона божиа,  ни въ повелении его
пребысте; страшно оубо и скоро придеть на вы испытание; яко соудъ
немилостивъ  на  обладающаго  бываеть,  ибо меншии достоини соуть
милости, силнии же испытани боудоуть.
     И рече бо господь:  емоу же дасться мало, и мало истяжють от
него,  а емоу же много,  то много истяжуть от  него;  тем  же  съ
многымъ тръпениемъ оуловивше правъдоу, сътворите истиноу, овии бо
от человекъ за  неразоумие  добре  истинны  прелщаются,  овии  же
хитростию прелщаются, друзии же златолюбия ради корчемьствоують.


     После Русской Правды и Закона Судного людем помещены статьи:

                   Иже кто изломить чюже копье
     Иже изломить дроугоу копие,  или щитъ, или топоръ, да аще оу
себе  начнеть хотети дръжати,  то приати ино что оу него;  аще ли
начнеть инемь  чимь  емоу  заплатити  предъ  чядию,  иже  начнеть
ведати, колко боудеть далъ на немь.
     Аще дадять детя въскормити  до  лжици,  а  само  вразоумееть
лжицоу взяти, прокорма 3 гривны
     Аще ся дасть человекъ или  женщина  оутонша  времени,  дернъ
емоу  ненадобе,  а поидеть прочь,  да дасть 3 гривны,  а слоужилъ
даромъ.
     А за стогъ за тяжебныи гривна коунъ, а тяжа ненадобе.