Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница электронной библиотеки истфака МГУ  

К общему списку статей

Статьи из Энциклопедии Дидро и д'Аламбера

{195}

Теократия

ТЕОКРАТИЯ1. Теократией называют форму правления, при которой народ подчиняется прямо богу, обладающему над ним верховной властью, и который изъявляет свои желания через посредство пророков и своих служителей, каковым он благоволит являть себя.

Еврейский народ дал нам единственный пример подлинной теократии. Этот народ, избранный богом, издавна стенал под гнетом египтян, пока всевышний, вспомнив о своих обещаниях, не решил разбить его оковы и дать ему во владение землю, предопределенную им для этого народа. Чтобы освободить евреев, он послал пророка, которому сообщил свою волю; это был Моисей, избранный богом ради спасения своего народа и предписания ему законов, автором которых был сам бог. Моисей был лишь орудием и толкователем желаний неба, служителем бога, который сохранил за собой верховную власть над израильтянами; от его имени этот пророк предписал им культ и законы, которые они должны были соблюдать. [...]

Хотя израильтяне были единственным народом, давшим нам пример настоящей теократии, бывали и такие обманщики, которые, не обладая миссией Моисея, установили над невежественными и обманутыми народами {196} власть, убедив их, что это власть божества. Так, у арабов Магомет стал пророком, законодателем, верховным жрецом и государем грубого и порабощенного народа. Коран содержит одновременно догмы, мораль и гражданское право мусульман. Магомет, как известно, утверждал, что услышал эти законы из уст самого бога. Эта псевдотеократия длилась много веков при халифах, ставших государями и верховными жрецами арабов. У японцев власть даири, церковного императора, походила на теократию, пока его власть не была ограничена светским императором - кубо. Остатки подобной власти имелись у древних галлов: друиды исполняли обязанности жрецов и судей народов. У эфиопов и египтян жрецы обрекали на смерть царей, не угодных божеству; словом, нет такой страны, где священники не пытались бы установить свою власть над душой и телом людей.

Хотя Иисус Христос сказал, что царство его не от мира сего, но известно, что в века невежества2 христианские первосвященники пытались установить свою власть на развалинах королевской; они стремились распоряжаться коронами с такой властью, которая принадлежит лишь властителю вселенной.

Таковы были требования и правила Григория VII, Бонифация VIII и многих других римских пап. Использовав суеверную глупость народов, они вооружали их против природных государей и затопили Европу избиениями и ужасами. На кровавых трупах многих миллионов христиан эти представители миролюбивого бога выстроили здание химерического могущества, и долгое время люди были его печальными игрушками и несчастными жертвами. В целом история и опыт убеждают нас, что духовенство всегда пыталось ввести на земле какой-либо вид теократии; священники желали подчиняться лишь богу, этому невидимому государю природы, или кому-либо из своих, выбранному ими в качестве представителя божества. В государстве они хотели образовать свое государство, независимое от гражданской власти. Они настаивали на том, что их имущества даны им богом, хотя, очевидно, они получили их в собственность от людей. Эти честолюбивые требования и идеалы пресекла мудрость государя, которая удерживает всех членов общества в справедливых границах, предписанных разумом и спокойствием государств.

Современный автор3 рассматривает теократию как первую из государственных форм, принятую всеми нациями, и считает, что по примеру вселенной, управляемой одним богом, люди, объединенные в обществе, не желали иного монарха, кроме высшего существа. Поскольку человек имел лишь человеческие несовершенные представления об этом небесном монархе, ему воздвигли дворец, храм, алтарь и трон и придали служителей и священников. Затем не замедлили представить этого невидимого короля, владычествующего над обществом, с помощью эмблем и символов, обозначавших некоторые его атрибуты; мало-помалу забывали значение символа и ему воздавали то, что надлежит воздавать божеству. Так возникло идолопоклонство, которому способствовали сами священники либо из выгоды, либо по недостатку просвещения народов. Эти {197} священники без труда управляли людьми от имени безмолвных и бездушных идолов, чьими служителями они были. Отвратительное суеверие затемнило лик земли при таком правлении жрецов, которые до бесконечности увеличили жертвоприношения, дары, словом, все обряды, полезные для видимых служителей невидимого бога.

Возгордившись своей властью, священники злоупотребили ею странным образом: согласно упомянутому автору, их необузданность породила расу людей, претендовавших "а божественное происхождение и известных в мифологии под именем полубогов. Устав от невыносимого бремени служителей теократии, люди захотели иметь в своей среде живых символов божества, и тогда они выбрали королей, ставших для них представителями невидимого монарха. Вскоре им стали воздавать те же почести, что и ранее символам теократии; их считали богами, а они считали рабами людей, веривших, что они подчинены высшему существу, и забывших ограничить спасительными законами власть, которой могли злоупотреблять эти слабые подобия. Таков, согласно упомянутому автору, истинный источник деспотизма, т. е. произвольного и тиранического правления, от которого до сих пор стонут народы Азии, не смея заявить о правах природы и разума, требующих, чтобы человеком управляли ради его счастья. См. ст. "Священники".


Теократия (Theocratie), т. 16, 1765.

Автор - П. Гольбах.

1 В этой статье Гольбах излагает некоторые положения широко распространенного в XVIII в. анонимного антирелигиозного трактата "О трех обманщиках" (лат.: "De tribus impostoribus", франц.: "Traite des trois imposteurs"). Его авторами считали тогда многих писателей. Мнения исследователей XIX-XX вв. тоже расходятся, авторство Вольтера в настоящее время отрицается. Под тремя обманщиками подразумевались Моисей, Магомет и Иисус Христос. В подцензурном издании Гольбах лишь мельком упоминает основателя христианской религии и довольно осторожно говорит о Моисее, "обманщиком" он называет только Магомета и не жалеет красок при описании злодеяний римских пап и вообще духовенства.

2 Века невежества - речь идет о средних веках.

3 Под "современным автором" подразумевается Никола Буланже (Nicolas Boulanger, 1722-1759) - французский историк, сотрудник Энциклопедии. В последней части статьи изложены его идеи, высказанные им в "Исследовании о происхождении восточного деспотизма" (Recherches sur l'origine du despotisme oriental. Paris, 1761), опубликованном П.Гольбахом. См.: Гордон Л.С. Никола-Антуан Буланже и кружок энциклопедистов.- Новая и новейшая история, 1962, № 1.


Выверено по изданию: История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера. Перевод и примечания Н.В.Ревуненковой. Под общей редакцией А.Д.Люблинской. Л.: "Наука", 1978.