Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница электронной библиотеки истфака МГУ  

К общему списку статей

Статьи из Энциклопедии Дидро и д'Аламбера

{109}

Религия

РЕЛИГИЯ (теология) - познание божества и положенного ему культа (см. "Бог", "Культ").

Основа всякой религии состоит в том, что существует бог, имеющий связь со своими созданиями и требующий от них некоего культа. По разным способам, которыми мы приходим как к познанию бога, так и к поклонению ему, религию можно разделить на естественную и религию откровения.

{110}

Естественная религия - этo пoклoнение, кoтoрoе разум, предoставленный себе и сoбственнoму прoсвещению, oбращает к высшему существу, сoздателю и oхранителю всех сoставляющих вoспринимаемый мир существ, кoтoрoгo следует любить, пoчитать, беречь егo сoздания и т. п. Эту религию называют также мoральнoй или этичнoй, ибo oна непoсредственнo касается нравoв и взаимных oбязаннoстей людей, а также их oбязаннoстей перед ними самими, как сoзданиями высшегo существа (см.: "Разум", "Деист", "Мoраль", "Этика" и следующую статью - "Религия естественная")1.

Религия откровения учит нас долгу по отношению к богу, к другим людям и к самим себе посредством неких сверхъестественных способов и даже прямых откровений самого бога, выраженных устами его посланцев и пророков с целью открыть людям то, чего они никогда бы не узнали и не смогли бы узнать с помощью естественных знаний (см.: "Откровение"). Именно эту религию обычно называют просто религией (см.: "Христианство").

В той и другой религии есть вера в бога, провидение, будущую жизнь, вознаграждение и наказание; но в последнюю, кроме того, включается непосредственное вмешательство самого бога, проявляющееся в чудесах и пророчествах (см.: "Чудо" и "Пророчество").

Деисты претендуют на то, что естественная религия достаточна для нашего просвещения в отношении природы божества и для того, чтобы управлять нашими нравами благоугодным ему образом. Но те авторы, что писали на эту тему и считают естественную религию недостаточной, основывают необходимость откровения на следующих четырех положениях: 1) на слабости человеческого ума, ущербленного грехопадением прародителей и заблуждениями философов; 2) на затруднительности для большинства людей самим создать правильное представление о божестве и своих обязанностях по отношению к нему; 3) на признании всех основателей религий, которые в качестве доказательства истины своих учений ссылались на вымышленные или реальные беседы с божеством, хотя сами же основывали свою религию на силе рассуждения; 4) на мудрости высшего существа, которое, создав религию для спасения людей, не могло восстановить ее после упадка более надежным способом, чем откровение. Но при всей убедительности этих доводов самый короткий в этом отношении путь состоит в том, чтобы доказать деистам существование и истинность этого откровения. Тогда им нужно будет согласиться с тем, что бог счел его необходимым для наставления людей, ибо, с одной стороны, они признают бытие божье, а с другой - согласны, что бог не совершает ничего бесполезного.

Если рассматривать религию откровения в ее подлинном виде, то она есть познание истинного бога как творца, хранителя и искупителя мира, а также воздаваемого нами ему в этих качествах культа и обязанностей, предписанных нам его законом как по отношению к другим людям, так и к самим себе.

Главными религиями, которые царили или еще и поныне царят в мире, являются иудаизм, христианство, язычество, магометанство. См. эти слова.

{111}

Слово "религия" употребляется в Писании в трех значениях. 1. Для обозначения внешнего культа и церемониала иудейской религии, например: "Вот в чем состоит религия пасхи. Что означает эта религия?" (Исход, XII, 43). 2. Для обозначения истинной религии, наилучшего способа служения богу и почитания его. В этом значении св. Павел говорит, что он состоял в секте фарисеев, которая считалась самой совершенной из иудейских религий (Деяния, XXVII, 5). 3. Наконец в Писании, как и у светских авторов, слово "религия" иногда означает суеверие. Так, тот же апостол говорит: "Не уподобляйтесь тем, кто стремится падать ниц перед ангелами и почитает их в суеверной религии" (Послание к колоссянам, XI, 18).


Религия (Religion), т. 14, 1765.

Автор не установлен.

1 Приводим статью "Естественная религия" (автор не установлен): "Итак, мы видим, что все народы, почитавшие какое-либо божество, придали его культу некое внешнее выражение, называемое обрядами. Поскольку есть внутреннее содержание, необходимо, чтобы оно выражалось и внешне, сообщаясь всему обществу. И до Моисея род людской приносил дары и жертвы. Моисей ввел их в иудейской церкви; христиане восприняли их от Иисуса Христа. До времени Моисея, т. е. в течение всей эпохи естественного права, люди руководствовались лишь естественным разумом и традициями своих предков. Храм истинного бога еще не был воздвигнут, культ не имел установленной и определенной формы, каждый выбирал те обряды, которые он считал наиболее выразительными для внешнего проявления своей религии. Наконец, Моисеем был установлен культ, и все, кто хотел получить более значительные милости, дарованные богом еврейскому народу, должны были чтить его и подчиняться ему. На развалинах этой религии, бывшей лишь тенью и наброском более совершенной, возникла христианская религия, культу которой обязан подчиняться каждый человек, ибо только она является истинной, отмеченной печатью божества, а объединение всех народов единым богослужением основано на божьих установлениях" (Religion naturelle, t. 14, 1765).


Выверено по изданию: История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера. Перевод и примечания Н.В.Ревуненковой. Под общей редакцией А.Д.Люблинской. Л.: "Наука", 1978.