Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница электронной библиотеки истфака МГУ  

К общему списку статей

Статьи из Энциклопедии Дидро и д'Аламбера

{109}

Восстание

ВОССТАНИЕ - выступление народа против государя. Автор Телемаха1 расскажет вам (книга XIII) о его причинах лучше меня.

"Восстание, - говорит он, - вызывается в государстве честолюбием и беспокойством вельмож, если им позволено слишком много и не поставлены пределы их страстям. Оно вызывается вельможами, живущими в роскоши, и мелкими людьми, пребывающими в безделье, а также излишком людей, предназначенных для войны и пренебрегающих всеми полезными занятиями в мирное время. И, наконец, отчаяньем народа, с которым плохо обращаются; жестокостью, высокомерием королей или их дряблостью, делающими их неспособными следить за всеми частями государства для предупреждения недовольств. Вот что порождает восстания, а не хлеб, который дают мирно съесть пахарю, после того как он заработал его в поте лица своего.

Если же монарх удерживает своих поддданных в их долге, заставляя их любить его, и, не роняя своего авторитета, наказывает виновных, но облегчает участь несчастных, наконец, содействует хорошему воспитанию детей и исправному поведению всех в простой, умеренной и трудолюбивой жизни, то народы, с которыми так обращаются, всегда будут вполне верными своим государям"2.


Восстание (Revolte), т. 14, 1765.

Автор - Л. де Жокур.

1 Имеется в виду Франсуа Фенелон (Francois de Salignac de la Mothe-Fenelon, 1651-1715) - французский писатель, богослов и политический мыслитель. Цитируется его сочинение "Приключения Телемаха" (Les aventures de Telemaque. Paris, 1699).

2 В этой статье высказана мысль, что в восстаниях виноват в сущности сам монарх, не выполняющий своих обязательств по отношению к народу и государству. Однако в некоторых статьях, посвященных анабаптистам в Германии, пуританам в Англии, Католической лиге во Франции и др., авторы осуждают восставших.
В статье "Мятеж" тот же автор дает этому слову такое объяснение: "Мятежи, бунты, гражданские войны происходят от заблуждения, злобы, справедливых или несправедливых причин. [...] Не следует удивляться тому, что, говоря о восстаниях, я сказал, что среди них имеются справедливые. Поскольку намерение бога состоит в том, чтобы люди относились друг к другу справедливо, ясно, что ему также угодно, чтобы не наносился какой-либо вред тому или тем, кто вовсе не стремится причинить его другим. Итак, если несправедливость является злом и она должна быть запрещена, нужно наказать тех, кто ее творит. Для наказания несправедливости существуют юридические и неюридические способы: юридических процедур достаточно, если можно принудить правительство подчиниться им, однако они не имеют никакого успеха по отношению к тем, кого невозможно подчинить законам.
Замечу в двух словах, что вообще тирания, нововведения в области религии, тяжесть налогов, изменение законов и обычаев, пренебрежение привилегиями наций, плохой выбор министров, дороговизна съестных припасов и т. д. являются причинами печальных мятежей.
Для их предотвращения следует восстановить принципы управления, соблюдать справедливость по отношению к народу, избегать голода с помощью облегчения торговли, а безработицы - с помощью учреждения мануфактур, преследовать роскошь, помочь агрикультуре предоставлением кредитов, не допускать произвола властей, придерживаться законов и уменьшать подати" (Sedition, t. 15, 1765).


Выверено по изданию: История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера. Перевод и примечания Н.В.Ревуненковой. Под общей редакцией А.Д.Люблинской. Л.: "Наука", 1978.