Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека УМО по истории и искусствоведению  

Кафедра источниковедения

Вопросы по курсу «Отечественная историография истории России»
для вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 07.00.09

1. Основные этапы развития исторических знаний и факторы, определяющие это развитие.

2. "Повесть временных лет" и ее значение как носителя первых концепций происхождения Русской земли и российского государства, ее влияние на последующую историографию.

3. Рационалистически-прагматические концепции истории России в трудах П.П.Шафирова, Ф.Прокоповича, В.Н.Татищева.

4. Исторические представления М.В.Ломоносова. Их связь с практическими задачами борьбы за политический, экономический и культурный прогресс российского государства.

5. Влияние философии и идеологии просветительства на исторические труды XVIII века.

6. Н.М.Карамзин - историк государства Российского.

7. Разработка нового отношения к источникам, подходов к изучению и осмыслению исторического процесса (М.Т.Каченовский, Г.Эверс, Н.А.Полевой).

8. Историческая концепция С.М.Соловьева и ее влияние на последующую историографию.

9. Историческая концепция "государственной школы".

10. Исторические взгляды и концепция истории России Г.В.Плеханова и становление марксистского подхода к истории.

11. Историческая концепция В.О.Ключевского и его методы научного анализа.

12. Основные направления развития исторической науки в конце XIX - начале XX вв.

13. Октябрьская революция и коренной перелом в развитии общественных наук, изменение их функций. Формирование новой инфраструктуры исторической науки.

14. Историческая концепция М.Н.Покровского.

15. Дискуссия 1920-х - начала 1930-х гг. в советской исторической науке. Дискуссии по проблемам истории революционно-освободительного движения в России (крестьянские бунты и войны XVII-XVIII вв., восстание декабристов, Н.Г.Чернышевский, М.А.Бакунин и народническое движение, движущие силы и характер революции 1905 г.). Общеметодологические проблемы истории в дискуссии по брошюре С.М.Дубровского "К вопросу о сущности азиатского способа производства, о феодализме, крепостничестве и торговом капитале", в дискуссиях об общественно-экономических формациях и характере российского империализма. Их значение в становлении марксистской концепции отечественной истории.

16. Особенности развития исторической науки в СССР в 1920-х - начале 1930-х гг. в условиях ожесточенной классовой и идеологической борьбы. Роль исторической науки в формировании советской общественно-политической системы и идеологии. Марксистское направление в историографии 1920-х - 1930-х гг. и представители дореволюционных исторических школ в системе исторической науки тех лет. Множественность методологических подходов, характерная для обоих направлений. Традиции и новаторство в развитии проблемно-тематической структуры исторической науки этого периода.

17. Развитие исторической науки во второй половине 1930-х гг. Потребность изучения истории и состояние ее преподавания. Программа развития исторического образования. Новые учебники по отечественной истории и их роль в формировании и утверждении новой концепции отечественной истории. "История ВКП(б). Краткий курс" и его значение в пропаганде исторических знаний.

18. Историческая наука в годы Великой Отечественной войны.

19. Ленинское наследие и его воздействие на исторические концепции советских историков середины 1950-х - середины 1980-х гг.

20. Становление традиции изучения советского общества, накопление опыта разработки истории коллективизации, индустриализации, культурной революции в СССР.

21. Разработка социально-экономической проблематики отечественной истории XIX - начала XX вв. и новые методы исторических исследований в историографии 1950-х - 1980-х гг.

22. Достижения послевоенного этапа исторической науки в исследовании русского средневековья. Основные труды, их авторы, проблематика.

23. Изучение истории Октябрьской революции. Взаимосвязь политики и науки на отдельных этапах. Сложности формирования объективно-научного подхода.

24. Смена мировоззренческих подходов исторической науки 1990-х гг. и появление новой проблематики.


Основная литература для подготовки к экзамену

Учебники и учебные пособия

* * *

Примечание: При подготовке к экзамену необходимо ознакомиться с программой курса "Отечественная историография истории России" в издании: Программы дисциплин специализации по отечественной истории. М., 2000. С.41-75. Следует также воспользоваться более полной библиографией в учебниках и учебных пособиях, указанных в данном списке и Программе.