Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека УМО по истории и искусствоведению  

Семинар "Средневековая Русь", 9 апреля 2012 г.


Доклад к.и.н., доц. Ирины Павловны Кулаковой на тему: «Человек пишущий» в изобразительной традиции допетровской Руси: символический план и реалии повседневности.

В докладе И.П.Кулаковой были проанализированы способы репрезентации «человека пишущего» в древнерусской изобразительной традиции вплоть до XVII в. (в техниках книжной миниатюры, иконы, мозаики, фрески, прикладного искусства). Было отмечено, что иконография «пишущего» в древнерусских изображениях XI – XV вв., сложившаяся на византийской основе, сводится практически к одному канону и нескольким персонажам (в подавляющем большинстве Евангелистам и отдельным отцам церкви). На основании анализа более сотни визуальных образов были представлены варианты канонических изображений, воплощавших образ «человека пишущего». Техника письма навесу или на колене, характерная для писцов древности в античном мире и на Востоке, существовала и в Византии, откуда, видимо, перешла на Русь. По мнению И.П.Кулаковой, анализ древнерусских изображений (а также некоторых нарративных источников, обращающихся к теме письма, книги) позволяет говорить о книжном древнерусском письме не только как о технике, но как о религиозной по сути практике. «Коленное» письмо– процесс работы писца над текстом, зафиксированный иконографией, - отражает момент мистического откровения, передачи «Слова», епифании. Т. о. можно выделить «коленное письмо» (согбенная поза, рука писца, которая играет особую символическую роль) как одну из ритуальных поз, зафиксированных в иконографии домонгольской Руси Эта иконографическая схема стала канонической и использовалась в изобразительной практике вплоть до 17 века включительно, постепенно затем дополняясь уже «вестернизированными» изображениями (использование стола при письме).

Развивая мысль о сакральном характере «книжного» письма в культуре Древней Руси, этикетности изображений и роли стереотипных жестов в системе языка древнерусской визуальности, И.П.Кулакова высказала предполжение, что средневековый стереотип «коленного письма» мог повлиять не только на иконографию, но сформировал традиционную технику коленного письма как бытовую практику – распространенную в монастырском, а позднее и светском обиходе (актуальность техники «коленного письма» в 16 - 17 вв. в приказной среде и в быту подтверждают не только изображения, но и редкие письменные свидетельства).

В обсуждении приняли участие д.и.н., проф. А.А. Горский, д.и.н., проф. Н.В. Козлова, к.и.н., доц. Л.Н. Вдовина, к.и.н., доц. А.В. Лаушкин, к.и.н. Т.А. Матасова, студенты, аспиранты.