Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека УМО по истории и искусствоведению  

Педагогическая практика кафедры Отечественной истории до начала XIX века

Педагогическая практика является одной из разновидностей производственной практики студентов исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Связь Моск. ун-та со школой началась еще в XIX в. Согласно «Предварительным правилам народного просвещения», утвержденным 24 янв. 1803, Моск. ун-т получил право осуществлять рук. работой школ в подведомственном учеб. округе.

После рев-ции, в 1920-е гг., пед. практика студентов Моск. ун-та началась фактически стихийно и была связана с развернувшимся в стране движением за ликвидацию неграмотности. В учеб. план всех ф-тов Моск. ун-та она была введена в 1931.

Определенной вехой в выработке подхода к преподаванию педагогики и пед. практики студентов ист. ф-та стал 1936. В нояб. 1935 было принято Постановление Наркомпроса РСФСР об орг-ции при Моск. ун-те годичных курсов усовершенствования преп. истории непол. ср. и ср. школы, в янв. 1936 — Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР «Об учебниках по истории».

В 1936—39 пед. практика студентов могла проходить в школе и в самом унте. Причем в ун-те пед. практику (проведение семинаров, чтение лекций) должны были проходить и аспиранты. В 1951—55 была введена нов. специализация студентов ист. ф-та, записываемая в дипломе: «Историк. Преподаватель истории». Однако, несмотря на многочисленные законодательные акты (13 июня 1961 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров «О мерах по улучшению подготовки научных и научно-педагогических кадров»), 9 мая 1963 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране», и др. разрыв между высш. и ср. школой становился все более ощутим.

Шк. учителя неохотно принимали студентов ун-та для проведения практики, а студенты и не очень стремились проходить ее в школе. Причины были очевидны. Шк. программа ориентировалась на общий стандарт и подразумевала лишь краткие сведения по предмету, жестко полит, выверенные и не имеющие альтернативы. Студенты же, в значит, своем большинстве, не связывали свою будущую профессиональную деятельность со ср. школой. Кроме того, студентов обучали, прежде всего, педагогике и методике преподавания в вузах. Университетское образование в значит, большей степ, было ориентировано на науч.-теоретический подход. Педагогика, психология, методика преподавания были включены в учеб. планы лишь как краткие лекц. курсы, к-рые читались практически одновременно с начавшейся практикой, поэтому студенты ун-та, в частности, ист. ф-та, оказавшись на практике в школе, чаще всего не имели даже теоретических представлений о работе с учащимися.

Вопрос о пед. практике студентов ист. ф-та неоднократно обсуждался на заседании Учебно-методической комиссии. В 1995—97 были приняты решения, к-рые определили длительность практики для дн. и веч. отд. ист. ф-та, виды практ. деятельности и формы отчетности, а также возможности финансирования ф-том проведения этой практики. Такое внимание к вопросам проведения пед. практики было вызвано не только объективными трудностями (недостаточность финансирования, отказ нек-рых школ от проведения практики), но и с проблемой сохранения в дипломах выпускников исторического факультета квалификации: «Историк. Преподаватель со знанием иностранного языка», а затем «Историк. Преподаватель».

В настоящее время пед. практика осуществляется на основе договоров, обычно заключающихся между кафедрами факультета и школами Москвы, либо на основе «джентельменских» соглашений между руководителями кафедральных практик и директорами школ. Формально практика должна проводиться для студентов V курса дневного отделения в течение 2 месяцев, для студентов VI курса вечернего отделения – в течение 2 недель. В реальности сроки проведения практики для обоих отделений составляют 2-3 недели. Студентам, имеющим стаж работы в средних учебных заведениях, педагогическая практика зачитывается на основе характеристики, выданной им тем заведением, в котором они работали.

Перед началом работы в школе студентам читается лекционный курс по методике преподавания истории в школе, по которому впоследствии они сдают зачет.

Педагогическая практика состоит из «пассивной» и «активной» частей. В ходе пассивной практики студенты посещают уроки школьных учителей, изучают коллектив класса; в ходе активной — проводят уроки самостоятельо. В заключение студенты совместно со школьным методистом и руководителями практики aнализируют проделанную работу.

По результатам практики студенты получают оценку, которая выставляется по согласованию руководителя практики от кафедры и школьного методиста. Итоги проведения практики обсуждаются на одном из заседаний кафедры, на которое приглашаются студенты-практиканты.

Материал подготовлен с использованием статьи Л.В. Жуковой «Педагогическая практика», опубликованной в «Энциклопедическом словаре Московского университета. Исторический факультет» (М., 2004).


Педагогическая практика студентов кафедры в гимназии № 1569 "Созвездие" (2012 год)