Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

«Швейцария и швейцарцы в русской истории XVIII – первой половины XIX века»

Проф. А.Ю.Андреев


Тема 1. Источники и историография курса.

Тема 2. Швейцария как историко-культурное пространство эпохи Просвещения.

Основные вехи начальной истории Швейцарии. «Швейцарский исторический миф» и его составляющие (Bundesbrief, клятва на лугу Рютли, Вильгельм Телль, битва при Моргартене, Винкельрид). Актуализация мифа в раннее Новое Время, его значение для последующих поколений, преломление в историческом сознании эпохи Просвещения.

Оформление территориальных границ Швейцарии как Eidgenossenschaft («содружества»). Бургундские войны. Значение Реформации для развития Швейцарии. Завоевательная политика отдельных кантонов (Берн, Ури, Фрибур), «присоединенные» члены содружества (Женева, Валлис и др.). Формирование политики «вечного нейтралитета». Швейцарские наемники на службе европейских дворов XVI–XVIII вв. «Старый режим» в кантональных республиках и его основные противоречия.

Становление основных образов (стереотипов) восприятия Швейцарии в литературе эпохи Просвещения. Писатели второй половины XVIII в. о Швейцарии (А. Галлер, И. Гесснер, И. В. Гёте, Ф. Шиллер). Идеализация сельского быта, «добродетелей» народа. Альпы как литературно-философская реминисценция и формирование «альпийской» литературной традиции.

Тема 3. Общественно-политические связи между Швейцарией и Россией в XVIII – начале XIX в.

Швейцарцы при российском дворе в XVIII – начале XIX в. Женевец Ф. Лефорт и Петр I, участие Лефорта в российской политике, его роль в продолжении контактов Женевы с Россией.

Швейцария как место постоянного проживания дворянской элиты во второй половине XVIII – первой половине XIX в.: Веселовские, Строгановы, Разумовские, Головкины, Бестужевы-Рюмины и т.д. Положение русских дворян и их контакты в местном обществе. Преимущественные связи с Женевой и Лозанной (и их причины). Общение русских дворян в кругу Вольтера. Швейцарские учителя и воспитатели в русских дворянских семьях второй половины XVIII – начала XIX в.

Великий князь Павел Петрович (граф Северный) в образовательной поездке по Швейцарии 1782 г.: маршрут, основные встречи.

Ф.С. Лагарп как воспитатель великих князей при дворе Екатерины II в 1784–1795 гг., его значение для формирования личности императора Александра I. Переписка Лагарпа с Александром (общая характеристика, основные темы и идеи). Дальнейшая судьба Лагарпа в Швейцарии в период Гельветической республики, его пребывание в Петербурге в 1801-1802 гг. и вопрос о влиянии Лагарпа на «александровские реформы».

Швейцария в коалиционных войнах с участием России на рубеже XVIII – XIX в. Пребывание армий А.М. Римского-Корсакова и А.С. Суворова на территории Гельветической республики в 1799 г., ответная реакция местного общества и политиков, итоги кампании.

Александр I в Швейцарии в 1815 г.: маршрут путешествия, его политическая составляющая, впечатления. Роль Александра I и И. Каподистрии в решении «швейцарского вопроса» на Венском конгрессе. Открытие дипломатической миссии России в Швейцарии, личности первых посланников и их сотрудников.

Тема 4. Научные и образовательные связи Швейцарии и России.

Швейцарские ученые в Петербургской академии наук – с ее основания до середины XIX в. Русские воспитанники Академии наук в образовательных поездках по Швейцарии во второй половине XVIII – начале XIX в. Профессора – уроженцы Швейцарии в российских университетах (до середины XIX в.)

Влияние швейцарских образовательных практик на Россию. Швейцарские философы и педагоги в переписке с российскими общественными и государственными деятелями. Императрица Мария Федоровна и И.К. Лафатер. Рецепция в России трудов Ш. Боннэ, К. Бонштеттена, И. фон Мюллера. И.Г. Песталоцци и Россия: непосредственные контакты, идеи Песталоцци в России, его последователи. Контакты России с образовательным учреждением Ф.Э. фон Фелленберга. Швейцарские образовательные пансионы в Петербурге в начале XIX в.

Швейцария как место обучения студентов из России в первой половине XIX в. (Цюрих, Лозанна, Женева), формирование предпочтений. Место швейцарских высших школ в общей картине миграций русских студентов в образовательном пространстве Западной Европы.

Тема 5. Швейцария глазами русских путешественников конца XVIII – первой половины XIX в.

Складывание традиции путешествий россиян по Швейцарии на рубеже XVIII – XIX вв. Формирование основных маршрутов и мест, «обязательных для посещения», их связь со «швейцарским мифом» в европейской культуре, адаптация этого мифа для русской культуры. Швейцарские впечатления в дневниках, письмах и путевых очерках: особенности фиксации, взаимодействие «литературных реминисценций» и реальности.

Швейцарские образы в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина и их влияние на последующее восприятие Швейцарии в русской культуре. «Горная философия» В.А. Жуковского, его письма и очерки о Швейцарии в русских журналах первой четверти XIX в. Н.И. Греч и дальнейшее развитие швейцарской путевой темы в русской литературе. Поиски «швейцарского уединения» у А.И. Тургенева и П.Я. Чаадаева. Н.В. Гоголь в Вёве. Последнее путешествие Н.В. Станкевича. Ирония в отношении швейцарской темы и ее превращение в «общее место» в русской культуре 1840-х гг. («Сенсации г-жи Курдюковой» И.П. Мятлева).

Рекомендуемая литература:


В начало    О кафедре    Сотрудники    Научная работа    Учебный процесс    Новости