Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

«Российские и немецкие университеты во второй половине XVIII – первой половине XIX века: учебные и научные взаимосвязи»

Доц. А.Ю.Андреев


1. Источники и историография курса.

Предмет, проблематика и основные методы изучения истории университетов. Классификация работ по истории университетов и науки Нового времени. Общие труды по истории университетского образования в России: этапы создания. Т.н. «юбилейные» истории российских университетов, их концептуальные особенности, степень разработки материала. Складывание единой концепции развития российских университетов в либеральной историографии рубежа XIX-XX вв., ее достоинства и недостатки. Подходы советской историографии к изучению российских университетов и их европейских связей. Расширение круга изучаемых проблем университетской истории в отечественной историографии 1990-2000-х гг. Важнейшие труды по истории немецких университетов, написанные в XIX – первой половине XX в. Возникновение современных концепций университетской истории в западной историографии в 1960-90-е гг.: социологический, институциональный, культурологический подходы. Проблема общей периодизации университетской истории Европы и понятие об «университетских моделях».

Классификация источников по истории российских университетов. Законодательство об университетах в России XVIII в. Важнейшие законодательные акты по ведомству народного просвещения первой половины XIX в. Университетские уставы как вид источника. Проекты законов и уставов, программные записки, относящиеся к подготовке университетских реформ во второй половине XVIII – первой половине XIX в. Делопроизводственные источники в центральных и местных архивах, степень сохранности архивов российских университетов. Ученая корреспонденция между Россией и Германией XVIII – начала XIX в., ее значение как источника по изучению европейских контактов российских университетов. Письма и отчеты русских студентов из-за границы. Мемуары немецких ученых о пребывании в России. Источники по русско-немецким связям в архивах немецких университетов.

2. Зарождение университетского образования в России и немецкие университеты.

Университеты «Священной Римской империи немецкой нации» на пороге Нового времени: принципы и задачи деятельности, корпоративные права и привилегии, автономия, «ученые свободы», структура преподавания. Конфессионализация немецких университетов, обособление протестантской и католической ветвей. Крупнейшие университеты Германии XVIII в. Изменения в преподавании и организации университетов в эпоху Просвещения. «Модернизация» немецких университетов и ее примеры.

Проникновение представлений об университетском образовании в Россию на рубеже XVII–XVIII в. Первые проекты законодательного оформления «Академий» с правами университетов в Москве и Киеве. Вопрос об открытии высших школ – Академий в 1710-е гг. Переписка Г.В.Лейбница с Петром I и его окружением по вопросам развития высшего образования и науки в России. «Начертание» Санкт-Петербургской Академии наук и художеств: характерные особенности. Х.Вольф и установление первых прямых контактов России с немецкой университетской средой. Приглашение в Санкт-Петербург первых академиков и студентов из немецких университетов. Попытка создания «Академического университета» – проблемы его статуса и причины неудач его деятельности. Первые русские студенты в немецких университетах конца XVII – первой половины XVIII в., их учителя, попытки налаживания постоянных контактов с Россией.

3. Проекты развития университетского образования в России во второй половине XVIII века.

Контакты Петербургской Академии наук с немецкими университетами в середине XVIII в. «Петербургский университет» в Регламенте Академии наук 1747 г. Проекты создания университетского устава и утверждения университетских привилегий в царствование Елизаветы Петровны. Борьба М.В.Ломоносова за открытие полноправного университета в Петербурге. «Проект об учреждении Московского университета» 1755 г.: основные стадии его разработки, особенности по сравнению с устройством европейских университетов. И.И.Шувалов и начало работы над уставом Московского университета в 1760-62 гг.

Университеты в системе взглядов Екатерины II на развитие народного образования в России. Общая характеристика разрабатывавшейся в 1760-80-е гг. университетской реформы, причины ее незавершенности. Разнохарактерность влияния различных немецких «образцов» на проекты создания университетов в России. Отражение представлений о традиционной университетской корпорации в проектах устава Московского университета в 1760-70-е гг. Попытка открытия богословского факультета Московского университета. Критика традиционного университетского устройства французскими и немецкими просветителями в 1770-е гг., «План университета» Д.Дидро. Геттинген и Вена как образцы для создания проекта российского «модернизированного» университета в 1780-е гг. «План учреждению университетов в России» 1787 г.

4. Ученые немецких университетов на службе в России во второй половине XVIII века.

Политика И.И.Шувалова по заполнению вакантных кафедр в Московском университете. Заключение первых «контрактов» с профессорами из немецких университетов. Механизм приглашений, роль посредников в российском и немецком ученом мире. Г.Ф.Миллер. И.К.Готшед. Немецкие ученые «шуваловского призыва» (1750-60-е гг.): представляемые ими университеты, научные школы, преподаваемые предметы, квалификация, возраст, длительность службы в России, внеслужебные занятия. Продолжение приглашения немецких профессоров в Московский университет в 1770-80-е гг. Сравнение состава немецких ученых в Петербургской Академии наук и Московском университете на рубеже XVIII–XIX в. Впечатления немецких ученых об университетской жизни в России. Вклад немецких профессоров во развитие внутренней организации, учебной и научной деятельности Московского университета второй половины XVIII в.

5. Русские студенты в немецких университетах во второй половине XVIII века.

Причины начала «массовых» поездок русских студентов в немецкие университеты. Общие статистические данные о русских студентах: количество студентов, их происхождение, социальный состав, длительность учебы, выбор факультета, распределение по немецким университетам. Общая динамика поездок, ее максимумы и минимумы, влияние на нее событий русской и европейской истории. Роль государства в организации поездок в 1750-60-е гг. Студенты, командированные от Петербургской Академии наук, Московского университета, Медицинской коллегии, Святейшего Синода. Обучение 12 молодых дворян, выбранных Екатериной II, в Лейпцигском университете. Усиление дворянской инициативы по организации поездок в 1770-е гг., колонии студентов-дворян в Лейдене и Страсбурге. Немецкие профессора – «опекуны» русских студентов (А.Л.Шлецер, И.Д.Шепфлин и др.). Русский «студенческий социум» за границей: организация учебы, быта, отношения с немецкой студенческой средой. Peregrinatio academica: маршруты русских студентов по Германии. Результаты учебы, защиты русскими студентами докторских диссертаций в немецких университетах. Запрет на обучение подданных Российской империи за границей в царствование Павла I.

6. Идеи «классического университета» и университетская политика России в первой половине XIX века.

Суть перехода от «доклассической» к «классической» эпохе в истории университетов. Кризис немецких университетов на рубеже XVIII–XIX веков, его основные черты. Идеи «классического университета» в речах и трудах Ф.Шиллера, И.Канта, Ф.Шеллинга, Ф.Шлейермахера, Г.Штеффенса. В. фон Гумбольдт на посту руководителя реформ народного образования в Пруссии в 1808-1810 гг. Основание Берлинского университета и его значение для будущего развития европейских университетов.

Причины возобновления университетской реформы в России в начале царствования Александра I. Открытие министерства народного просвещения и деятельность Комиссии об училищах. Идейные источники Предварительных правил народного просвещения. Г.Ф.Паррот и преобразование Дерптского университета, его влияние на последующие законопроекты. Организационные принципы устройства российских университетов по Уставу 1804 г., их соотношение с традиционной «доклассической», «модернизированной» и «классической» университетскими моделями. Оценка результатов университетской реформы начала XIX в. во второй половине царствования Александра I, период «отторжения» немецких университетов и боязни их влияния на Россию (министерство А.Н.Голицына). Формирование университетской политики С.С.Уварова, написанный им проект Устава Петербургского университета и его соотношение с основными документами и принципами организации Берлинского университета. Идеи «классического университета» в университетской политике 1830-х гг. (университетский Устав 1835 г., Устав университета Св.Владимира 1842 г.) ЖМНП о связях российских и немецких университетов в 1830-40-е гг.

7. Приглашение профессоров из Германии в российские университеты в первые десятилетия XIX века.

Решение Главного Правления училищ о замещении вакантных кафедр в новооткрытых университетах. Деятельность М.Н.Муравьева, С.О.Потоцкого и С.Я.Румовского как попечителей Московского, Харьковского и Казанского университетов по приглашению профессоров из-за границы: сходства и различия в результатах. Важнейшие университеты, в которые обращались за кандидатурами, и роль немецких корреспондентов как посредников в процессе приглашений (К.Мейнерс, И.В.Гете). Причины, склонявшие немецких ученых к переезду в Россию. Общая динамика приглашений и статистика пребывания немецких профессоров в Московском, Харьковском и Казанском университетах в 1800-1820-е гг.: количество профессоров, квалификация, срок службы, длительность преподавания, представленные кафедры и предметы. Примеры различных типов карьер немецких профессоров в России. Возникновение «немецких партий» в университетских Советах, их влияние на рассмотрение учебных и организационных вопросов, конфликты с участием немецких профессоров. Восприятие немецкими учеными реалий российской университетской и внеуниверситетской жизни. Причины прекращения политики приглашения иностранных профессоров в 1820-е гг., отдельные примеры приглашений в 1830-40-е гг. Общая оценка деятельность немецких ученых в российских университетах, их вклад в развитие преподавания, формирование отечественных научных школ.

8. Русские студенты в немецких университетах в первой половине XIX века.

Возобновление поездок русских студентов за границу с началом царствования Александра I. Геттингенский университет как основной центр притяжения русских студентов в Германии в первом десятилетии XIX в. Обучение в Геттингене будущих профессоров российских университетов. Перерыв в студенческих поездках с середины 1810 до середины 1820-х гг. в связи с политикой министерства А.Н.Голицына. Причины возобновления подготовки за государственный счет за границей будущих российских профессоров в конце 1820–1830-е гг. Роль Берлинского университета, командировки туда выпускников Профессорского института, студентов-юристов, обучавшихся при II отделении С.Е.И.В. канцелярии, а также выпускников Главного Педагогического института в Петербурге. Общее «философское» направление развития науки в Берлине, его влияние на русских слушателей. Берлинский университет как место «паломничества» общественной элиты России 1830-40-х гг. Кружок Н.В.Станкевича в Берлине. Университетские центры южной и центральной Германии, внесшие вклад в образование российских научных и общественных деятелей 1830-40-х гг. (Гейдельберг, Гиссен, Мюнхен).

Рекомендуемая литература:


В начало    О кафедре    Сотрудники    Научная работа    Учебный процесс    Новости