Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

«Московский университет в первые сто лет его существования»

Доц. А.Ю.Андреев


1. Источники и историография курса. Общий взгляд на университетскую историю.

Изучение истории Московского университета. Первые попытки сбора материалов и систематизации в начале XIX века. Исторические труды к столетнему юбилею университета – «Биографический словарь профессоров» и «История» университета С.П.Шевырева: организация исследовательской работы, источниковая база, отбор событий, особенности концепции. Московский университет в либеральной историографии рубежа XIX–XX веков: вопрос о преемственности университетских традиций в общественной мысли XIX в. Формирование историографической концепции начального периода университетской истории в советское время (С.В.Бахрушин, М.Н.Тихомиров, М.Т.Белявский). Современные исследователи русской культуры о Московском университете.

Проблемы построения источниковой базы по истории Московского университета: утраты и находки. Формирование архива университета. Состав архива, утраченного в пожаре 1812 г., и возможности его реконструкции. Архивы других учреждений, содержащие документы по истории Московского университета. Массовые источники о преподавании и обучении студентов. Университетские отчеты и их источниковые особенности. Издания типографии университета как источник по его истории. Материалы личного происхождения: крупнейшие архивы попечителей и профессоров университета. Коллекции студенческих работ. Переписка профессоров. Материалы научных исследований. Ученые общества при университете и их издания. Основные мемуары и дневники, затрагивающие историю Московского университета: особенности их возникновения, круг авторов, освещаемые проблемы. Журналы, издаваемые профессорами и студентами университета.

Особенности исследовательского подхода к университетской истории. Ее многосоставность: институциональная история, история науки, общественной мысли, развития литературы и языка, повседневные и бытовые реалии, пространственный (территориально-архитектурный) аспект, взаимосвязь с историей Москвы. Возможные периодизации истории Московского университета: традиционная – по царствованиям и попечителям, новые – по институциональному принципу (от документов, определяющих его функционирование), по поколениям ученых, по «критическим» вехам его истории.

2. Зарождение высшего образования в России. Основание Московского университета.

Университет в Европе Нового времени: принципы и задачи деятельности, корпоративные права и привилегии, автономия, «ученые свободы», структура преподавания. Крупнейшие университетские центры, повлиявшие на складывание университетского образования в России.

Европейская наука и образованность в системе русской культуры XVII века. Первые научные школы в Москве конца XVII века. Открытие Славяно-греко-латинской Академии и ее назначение. Взгляд Петра I на науку. Петровское «начертание» Академии Наук и ее характерные отличия от европейских прототипов. Попытка создания «Академического университета»: проблемы его статуса и причины неудач его деятельности.

М.В.Ломоносов как один из основателей российского высшего образования. Этапы его жизненного пути. Ломоносов в «Академическом университете». Образовательная поездка за границу. Учебная деятельность Ломоносова в составе Академии Наук. Состояние учебной части Академии к середине XVIII века. Первый академический устав. Борьба М.В.Ломоносова за открытие университета в Петербурге.

Просвещенные вельможи елизаветинской эпохи. И.И.Шувалов, его воспитание, характер, мировоззрение. Переписка с М.В.Ломоносовым. Рождение идеи об открытии университета в Москве. План Ломоносова и проект Шувалова. Состав университета, привилегии профессоров, элементы самоуправления. Функции куратора. Ограничения корпоративных прав. Торжественная инаугурация Московского университета.

3. Профессора и студенты начальных лет Московского университета. Основные проблемы его становления.

Структура преподавания и обучения согласно «Проекту об учреждении Московского университета», ее положительные стороны и недостатки. Формирование состава профессоров. Приглашение иностранных ученых в Москву: принципы набора, условия контрактов. Ученые лейпцигской школы. Правовед Дильтей и его судьба. «Делец» Рост. Тяготы иностранцев в Москве. Собирательный облик профессоров «шуваловского» призыва в воспоминаниях современников и их значение в истории Московского университета.

Первые русские профессора Московского университета – ученики Ломоносова А.А.Барсов и Н.Н.Поповский, их научные работы, роль в литературном процессе эпохи. Ораторское мастерство русских профессоров. Программа построения самобытной российской науки и проблема языка университетского преподавания. Молодые профессора конца 60-х гг. – Десницкий, Третьяков, Аничков, Афонин – и их вклад в науку. Дело Аничкова.

Конференция профессоров как орган управления университетом, ее отношения с директором университета и кураторами. Первые директоры и кураторы. Первый куратор И.И.Шувалов и его последующая роль в университете. В.Е.Адодуров. И.И.Мелиссино. Записки профессоров «о нуждах университета» и борьба за принятие устава.

Первые студенты Московского университета. Способы их комплектования, социальный состав. Командировки для обучения за границей. Основание университетской гимназии и ее ученики. Директор гимназии И.М.Шаден. Д.И.Фонвизин в Московском университете.

4. Университет и московские просветители в 70–90-х гг. XVIII века.

Значение Московского университета в екатерининскую эпоху. Университетский вопрос в Комиссии Народных Училищ. Проекты университетского устава (И.И.Шувалов, О.П.Козодавлев) и отношение к ним профессоров.

«Новиковское десятилетие». Религиозные течения среди профессоров. Университет и московские масоны. Куратор М.М.Херасков и его литературный кружок. Профессор И.Г.Шварц. Образовательные проекты масонов. Дружеское Ученое общество. Воспитание нового поколения российских профессоров, его общие черты. Х.А.Чеботарев. П.И.Страхов. Ф.Г.Политковский. Московские профессора и митрополит Платон. Издательская деятельность университетской типографии и ее сотрудники. М.И.Невзоров. Юношеские годы Н.М.Карамзина.

Открытие Московского университетского благородного пансиона, его воспитательная программа. А.А.Прокопович-Антонский. Университетские и пансионские литературные журналы и сборники. В.А.Жуковский в благородном пансионе. Дружеское литературное общество.

Университет и общество. Торжественный акт в университете: речи профессоров, производство в студенты. Публичные экзамены. Университетское пространство в центре Москвы. Условия жизни студентов и профессоров. Казеннокоштные студенты и гимназисты, их бытовое поведение, образ жизни, взгляд на обучение. «Собрание университетских питомцев». Университетский театр. Строительство нового здания университета на Моховой.

Перемена в отношении правительства к высшему образованию после Французской революции. Судьба профессора Мельманна.

5. «Ученая республика» в начале XIX века. Первый университетский устав 1804 г.

Университет в эпоху либеральных преобразований Александра I. Необходимость реформ. Состояние университета на рубеже веков. Директор И.П.Тургенев. Возобновление научных связей с Геттингенским университетом.

Утверждение новой системы народного образования в России («Предварительные правила народного просвещения»). Новые функции университета. Первый попечитель М.Н.Муравьев и создание университетского устава 1804 г.

Состав «ученой республики»: Совет и Правление. Ректор. Выборность должностей. Новая структура факультетов. Увеличение числа кафедр. Ученые должности, степени и чины. Управление и контроль над округом. Институты при университете.

Новое приглашение немецких профессоров в Москву, его обстоятельства. «Звезды» ученого мира: И.Т.Буле, Г.И.Фишер фон Вальдгейм, Х.Маттеи, их деятельность в Москве. Повышение научного уровня занятий и исследований. Публичные лекции профессоров. Расширение круга университетских изданий. «Московские ученые ведомости» – первая научная газета Москвы. Немецкие профессора и московское общество.

Молодые профессора «муравьевского» призыва. А.Ф.Мерзляков. Р.Ф.Тимковский. Открытие ученых обществ при университете, их задачи, общественная деятельность. Музеи и библиотека. Коллекции профессоров. Общество Истории и Древностей Российских. Университет и московские меценаты. Общество Испытателей природы.

Изменение студенческого состава университета в первом десятилетии XIX века. Роль студентов-дворян. Влияние университета на их мировоззрение. «География» студенческой Москвы. Указ об экзаменах на чин и рост числа слушателей. Литературные собрания в университете и пансионе, их отношение к литературному процессу. Студенческие годы А.С.Грибоедова и П.Я.Чаадаева. Университетские кружки будущих декабристов.

Нарастание кризисных явлений в управлении университетом накануне Отечественной войны. Университет летом-осенью 1812 г. Драма с вывозом университетских ценностей из Москвы. Отъезд профессоров в Нижний Новгород. Университет в пожаре Москвы.

6. Московский университет в «пушкинскую» эпоху (1813-1834).

Восстановление университета после пожара. Возобновление занятий в 1813 г. Расширение университетской территории. Введение обязательных экзаменов для студентов. Сословный вопрос в университете.

Влияние идей Шеллинга на университетскую науку и общественную мысль. И.И.Давыдов. М.Г.Павлов. «Скептическая» школа в историографии. М.Т.Каченовский. Университет и кружок графа Н.П.Румянцева. И.М.Снегирев. Развитие естественнонаучных исследований. И.А.Двигубский. Ф.Ф.Рейсс. Общество любителей русской словесности и московские литераторы. Художественная критика А.Ф.Мерзлякова. Н.И.Надеждин.

Декабристы в Московском университете. Общество громкого смеха. Университетские годы Ф.И.Тютчева. Литературно-философское общество С.Е.Раича. Кружок любомудров. Журналы и альманахи, издаваемые при университете. «Московский вестник» М.П.Погодина и его программа.

Посещение университета императором Николаем I (1826 г.). Дело Полежаева. Братья Критские. Сунгуров. Ростки студенческого движения. «Маловская» история. Полицейский надзор за студентами. Дело Герцена и Огарева. Кружок Белинского. Студенческий театр. Пансионские и студенческие годы М.Ю.Лермонтова. Закрытие Благородного пансиона.

Медики Московского университета, их научные заслуги и практическая деятельность. М.А.Мудров. Е.О.Мухин. Холерный год.

А.С.Пушкин в Московском университете.

7. Университетский устав 1835 г. и развитие науки и преподавания в Московском университете в 30-50 гг. XIX века.

Министр народного просвещения С.С.Уваров и его взгляды на деятельность университетов. Попечитель С.Г.Строганов.

Устав 1835 г. Изменения в системе преподавания. Ограничения университетской автономии. Организация быта и обучения казеннокоштных студентов. Новое здание университета. Требования к поступающим в университет, к занятию профессорских должностей.

«Строгановское» поколение профессоров. Крюков. Редкин. В.С.Печерин и его судьба. Клиника и хирургия при университете. Ф.И.Иноземцев. С.П.Боткин. Организация университетской обсерватории. Д.М.Перевощиков.

Общественное значение университета в 30-40-е гг. Лекции Т.Н.Грановского. Исторические труды М.П.Погодина и открытие кафедры русской истории. Курс истории русской словесности С.П.Шевырева. «Москвитянин». Начало преподавательской деятельности С.М.Соловьева.

Кружок Н.В.Станкевича и его роль в развитии взглядов западников и славянофилов. К.С.Аксаков. М.Н.Катков. Ап.Григорьев и его студенческий кружок. К.Д.Кавелин.

Университет в «мрачное семилетие». Усиление правительственного контроля, проекты его закрытия. Отставка Уварова и Строганова. Петрашевцы и Московский университет.

Празднование 100-летнего юбилея Московского университета.

Рекомендуемые источники и литература:


В начало    О кафедре    Сотрудники    Научная работа    Учебный процесс    Новости