Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

«Александр II и место России в мире»

Проф. Л.Г.Захарова


Лекция 1–2.

Задачи курса, источники, историография.

Об Александре II написано достаточно много и в российской, и в западной историографии. Это книги, статьи, очерки исследовательские и научно-популярные. Но при этом многообразии остался аспект малоизученный и даже четко не поставленный как проблема исследования – понимание, восприятие Александром II положения России в мире и внутриполитической ситуации в стране, которой после смерти отца – императора Николая I – он был призван управлять.

Государственные интересы России, ее международное положение и внутреннее развитие отражались в реальной политике лишь постольку, поскольку воспринимались и осознавались монархом, влиятельными лицами императорской фамилии, правящей бюрократией. Их понимание международной обстановки, сложившейся после Восточной (Крымской) войны, и задач, стоящих перед страной, их политика, направленная на восстановление роли и места России в мире как великой державы, несомненно представляют большой интерес и требуют внимания и изучения. Сегодня, когда предпринимаются поиски новых подходов к историческому исследованию, чтобы «повернуть историю лицом к человеку», такая задача представляется своевременной и ее решение не повторяет уже написанного об Александре II и политике его царствования.

Другая задача спецкурса: через личность и деятельность Александра II раскрыть взаимосвязь внутренней и внешней политики, управления центром и окраинами, территориального оформления империи и места России в мире.

Мой путь к теме: не от историографии, не от литературы об Александре II. Интерес к личности Александра II возник в связи с исследованием истории подготовки отмены крепостного права, в которой роль императора оказалась самостоятельной и важной, но по условиям времени (1970–80-х гг.) не могла быть раскрыта. Затем этот интерес многократно усилился по мере ознакомления с личным фондом Александра II, его дневниками, многочисленными письмами и другими архивными материалами, публикацией которых я занимаюсь.

В спецкурсе учитывается и рассматривается историография: специальная об Александра II и общая о его политике, российская и западная. До сих пор труд С.С.Татищева, хотя и вышедший более 100 лет назад, остается наиболее фундаментальным (особенно о роли Александра II во внешней политике). Среди современных исследований особого внимания заслуживают труды Б.Линкольна, Н.Перейра, Р.Уортмана, статьи М.Д.Долбилова.

В своем подходе к исследованию Александра II в истории России я ориентируюсь на метод, емко и образно сформулированный В.О.Ключевским (хотя и для другого персонажа истории): «Для нас Екатерина II не может быть ни знаменем, ни мишенью, но только предмет изучения». Такой подход оправдан для любой биографии и, конечно, для Александра II тоже.

Спецкурс оригинальный – основан главным образом на источниках, преимущественно мемуарных и эпистолярных, самого Александра II и его современников (особенно Д.А.Милютина, П.А.Валуева, вел. кн. Константина Николаевича и др.). А также и документальных: с пометами Александра II на докладах министров, на депешах и записках дипломатических сотрудников и других материалах.

Лекция 3.

Наследник престола цесаревич Александр Николаевич.

Лекция 4.

Воцарение Александра II 19 февраля 1855 г. Парижский мир 1856 г. и новые политические задачи власти. Первая «оттепель» в России.

Лекция 5.

Александр II и отмена крепостного права.

Лекция 6.

Царь-освободитель в заботах о границах империи. 1856–1862.

Лекция 7.

Александр II в первые годы свободной России. 1861–1865. Продолжение Великих реформ, отношение Александра II к земству и Судебным Уставам.

Лекция 8.

Частная жизнь и государственные дела императора (сер. 60-х – сер. 70-х гг.).

Лекция 9.

Александр II и восточный вопрос в середине 1870-х гг.

Лекция 10.

Последний год жизни и царствования. Череда покушений на императора. Выбор Александром II М.Т.Лорис-Меликова и его программы.

Лекция 11.

Заключение к спецкурсу.

Конкретно-исторические выводы о личности Александра II и его государственной деятельности.

Общее методологическое значение спецкурса.

Рекомендуемые источники и литература:

  1. Александр II. Воспоминания. Дневники. Серия «Государственные деятели России глазами современников». СПб., 1995 (Сост. и вступ. статья  В.Г. Чернуха)
  2. Венчание с Россией. Переписка великого князя Александра Николаевича с Императором Николаем I. 1837 год. М. 1999. – 183 с. (Публикация Л.Г. Захаровой и Л.И. Тютюнник)
  3. 1857 – 1861. Переписка Императора Александра II с Великим князем Константином Николаевичем. Дневник Великого князя Константина Николаевича. М. 1994. – 387 с. (Составители Л.Г. Захарова и Л.И. Тютюнник. Предисловие Л.Г. Захаровой)
  4. К истории франко-русского соглашения 1859 г. Публикация Ф. Ротштейна // Красный архив. М. 1938. Т.3(88). С.182-255. Зд. см. все пометы Александра II на письмах Наполеона III, докладах А.М. Горчакова, дипломатических документах.
  5. Дневник П.А. Валуева министра внутренних дел в двух томах. Т.I. 1861 – 1864 гг. Т.II. 1865 – 1876 гг. М., 1961 (Редакция, введение и комментарии проф. П.А. Зайончковского)
  6. Валуев П.А. Дневник 1877 – 1884. Пг. 1919.
  7. Жуковский В.А. Соч. изд. VIII. Т.6. СПб. 1875.
  8. Милютин Д.А. Воспоминания. 1860 – 1862. М, 1999; То же. 1863 – 1864. М, 2003; То же. 1865 – 1867. М., 2005; То же. 1868 – нач. 1873. М., 2006 (Под редакцией и с предисловием проф. Л.Г. Захаровой).
  9. Дневник Д.А. Милютина. Т.1. 1873 – 1875; Т.2. 1876 – 1877; Т.3 1878 – 1880; Т.4. 1881 – 1882. М., 1947 – 1950. (Редакция, биографический очерк и примечания П.А. Зайончковского)
  10. Палеолог Морис. Роман императора Александра II и княгиня Юрьевская. М., 1990.
  11. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник. 1853 – 1855. М., 1990.
  12. Трагедия реформатора. Император Александр II в воспоминаниях современников. СПб., 2006. (Сост. Б.Д. Гальперина и Д.И. Раскин)
  1. Долбилов М.Д. Александр II и освобождение крестьян в России // Вопросы истории. 1998. №10.
  2. Захарова Л.Г. Александр II // Романовы – исторические портреты. 1762 – 1917. М., 1997. С.404 – 491.
    или: Захарова Л.Г. Александр II // Российские самодержцы.1801 – 1917., М., 1993 – 1994. С.159 – 214.
  3. Захарова Л.Г. Наследник цесаревич вел. кн. Александр Николаевич // Историк и художник. 2004. № 1. С. 181 – 197.
  4. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856 – 1861. М., 1984. (см. об. Александре II)
  5. Захарова Л.Г. Александр II и место России в мире // ННИ. 2005. № 2. С. 164 – 193; №4. С. 129 – 161.
  6. Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870 – 1880-х годов. М., 1964.
  7. Ляшенко Леонид. Александр II или история трех одиночеств. М., 2002.
  8. Мамонов А.В. Граф М.Т. Лорис-Меликов. К характеристике взглядов и государственной деятельности //Отечественная история. 2001. №5.
  9. Павловская А.В. Александр II как реформатор в англо-американской историографии // Вестник Московского университета. Серия. История. 1994., №6.
  10. Сказкин С.Д. Дипломатия А.М. Горчакова в последние годы его канцлерства // Международные отношения. Политика. Дипломатия. М., 1964. С.413 – 429.
  11. Татищев С.С. император Александр II. Его жизнь и царствование. 2-е изд. Т.1 – 2. СПб., 1911.
  12. Уортман Ричард С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. От Петра Великого до смерти Николая I. Т.1. М., 2002. Гл. 11-13. С.436-543; Т. 2. М., 2004. Глава об Александре II.
  13. Чулков Г.А. Императоры. М., 1991. С.221-256.
  14. Pereira N.G.O. “Tsar – Liberates: Alexander II of Russia. 1818 – 1881”. 1983.
  15. Lincoln W. Bruce. In the Vanguard of Reform. USA. 1982.

В начало    О кафедре    Сотрудники    Научная работа    Учебный процесс    Новости