10 ноября 1999 г.

Б.М.Шпотов
(Институт всеобщей истории РАН)

Советские интерпретации фордизма

   Генри Форд благодаря широкому выходу его продукции на мировой рынок и умелой пропаганде технико-производственных достижений завоевал всемирную известность. Деловая философия "автомобильного короля", устремленная к идеалам высокой производительности, трудовых ценностей и социального благополучия, получила в СССР название "фордизм" (вероятно, от немецкого Fordismus).

   Американцы - современники Генри Форда и историки Ford Motor Company поражались необычайной популярности "народного героя" США в стране большевиков. Как феномен массовой культуры, образ Форда подвергся определенной трансформации в советской системе ценностей, но в целом обладал большой притягательной силой1. Свою роль сыграло и легко произносимое слово "Форд", обозначавшее компанию, ее продукцию и фамилию руководителя.

. . .

   Первый в России... всеобщая замена "трудностей труда" легкостью и автоматизмом "процесса"2.

   Во времена... его назвали выдающимся менеджером ХХ в. Между тем ни в одном американском учебнике или научной работе о Форде мы не встретим такой оценки его методов управления компанией. Оценка была и остается диаметрально противоположной.

   Зигзаги советской "фордианы" - еще одно свидетельство того, что в отечественной историографии давно назрел пока еще непривычный для многих исследователей, но давно принятый за рубежом жанр углубленного изучения истории отдельных фирм и компаний.


1  Шведов С. Образ Генри Форда в советской публицистике 1920-х - 1930-х годов: восприятие и трансформация ценностей чужой культуры // Взаимодействие культур СССР и США XVIII-XX вв. М., 1987. С.133-143.

2  Лавров Н.С. Фордизм: учение о производстве вещей. Л., 1928. "Этот вздор", по словам другого советского популяризатора системы Форда - А.Михайлова, не приняло ни одно издательство, и он опубликовал ее за свой счет.