Алленов М.М.

Русское искусство XIX - начала XX века

Общее введение. Принципы периодизации. Приближенность культурной хронологии к основным вехам общественно-политической истории России. Ее причины и следствия. Преобладание этического пафоса над эстетическим. Влиятельность просветительских идей.

Место пространственных искусств в общем художественном процессе. Основные достижения. Соотношение видов и жанров: динамика, эволюция. Проблема стиля. Классицизм, романтизм, реализм. Искусство и художественная жизнь. Роль частного собирательства. Формирование музейных коллекций: Румянцевский музей, Третьяковская галерея, Русский музей.

Основные этапы изучения искусства XIX века. Литературоцентристская концепция художественного развития и ее отражение в истории пластических искусств. Позитивисткая фактология: В.В.Стасов, Н.Собко, А.П.Новицкий и др.. Мирискусническая критика и первые опыты систематической истории искусства: А.Бенуа, И.Грабарь и др.. Советский период. Музейная политика и ее отражение в методике построения истории искусства. Социологический метод 1920-х годов. Идеологические “кампании” 1930-х - 50-х годов и их воздействие на изучение истории русского искусства. Проблема реализма XIX века в эпоху “социалистического реализма”. Современное состояние.

Искусство первой половины XIX века

Периодизация искусства первой половины XIX века. Основные тенденции и достижения. Пространственные искусства в общекультурном контексте. Историография.

Искусство первой четверти XIX века.

“Дней Александровых прекрасное начало”, наполеоновские войны и судьба русского “европеизма”. Война 1812 года и восстание декабристов. Смена общественных умонастроений и их отражение в искусстве. Эстетические воззрения и теории. Критика. Художественные издания. Ситуация в Академии художеств.

Соотношение видов искусств. Направления и стили. Классицизм - романтизм: соотношение теории и практики.

Архитектура первой четверти XIX века. Доминанта градостроительной проблемы. Ампир в Москве и Петербурге: проблема исторического города. Синтез архитектуры и скульптуры. Ранний (до К.Росси) и поздний этапы стиля.

А.Воронихин. Черты “переходной” стилистики. Раннее творчество и наследие XVIII века. Феномен Казанского собора: программа, проект и осуществление. Здание Горного института. Поздние проекты.

Тома де Томон. Ранние работы в России. Французские источники стиля. Ансамбль Биржи. Мавзолей “Супругу-благодетелю” в Павловске. Архитектура малых форм. Характер связи с пейзажной и городской средой.

Творчество А.Захарова. Ранние работы. Здание Адмиралтейства и композиция петербургского центра. Роль скульптуры. Особенности стиля.

К.Росси. Апогей ампира. Видоизменение стиля. Источники и образцы. Роль скульптурной декорации.

В.Стасов. Характерные особенности его стилистики.

Московский ампир. Восстановительные и градоустроительные работы после пожара 1812 года. Особенности градостроительной ситуации сравнительно с Петербургом. Основные памятники послепожарной Москвы.

О.Бове. Его роль в градообразовательных мероприятиях. Ансамбли центральных площадей. Общественные сооружения. Новый тип частного дома.

Д.Жилярди. Перестройка здания Университета. Своеобразие композиционных решений общественных и частных зданий.

А.Григорьев и его взаимоотношения с Жилярди. Образ московского частного дома.

А.Витберг. Храм Христа Спасителя. Программа и проект.

Скульптура первой четверти XIX века. Скульптура и синтез искусств в ампире. Жанры скульптуры. Классицизм и проблема романтизма в скульптурной пластике.

И.Мартос. Соотношение с классицизмом XVIII века. Памятник Минину и Пожарскому. Другие монументальные работы.

Ф.Щедрин. Скульптура в декоративном ансамбле Адмиралтейства. Программа и стиль

И.Теребенев.

Ф.Толстой. Его место в скульптуре классицизма. Медали в память Отечественной войны 1812 и европейского похода 1813-14 гг.. Барельефы. Антикизирующий романтизм.

С.Гальберг. Его портреты. Кризисные тенденции в скульптуре.

В.Демут-Малиновский и С.Пименов-Старший. Монументально-декоративные ансамбли ампира: Горный институт, Биржа, здание Главного штаба.

Живопись и графика первой четверти XIX века. Соотношение видов. Их роль в бытовом ансамбле. Рисунок и живопись в системе Академии. Формирование жанровой системы в живописи. Отношение к наследию XVIII века. Ситуация рубежа веков.

В.Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов. Предромантические черты в творчестве С.Щукина. Пейзажи Ф.Матвеева. Историческая живопись начала XIX века. Национальная сюжетика в контексте просветительского дидактизма. А.И.Иванов, Д.Иванов, А.Егоров, В.Шебуев. Рисунок и живопись Ф.Толстого.

О.Кипренский. Концепция личности и ее новизна. Отражение характера эпохи. Круг моделей. Романтизм как тема и метод. Типология и эволюция. Портретный рисунок. Произведения первого итальянского периода. Стилизаторские тенденции. Возвращение в Россию. Поздние произведения. Кипренский в глазах современников.

А.Орловский и его роль в формировании образа “романтического художника”. Литография. Графические портреты. Карикатуры.

Становление и развитие пейзажа. Соотношение видописи и пейзажа. Сильвестр Щедрин. Эволюция творчества в итальянский период. Особенности пленеризма. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим “культом Италии”.

В.Тропинин. Разработка типа “жанризированного портрета” и его генезис. Связь его живописной и портретной концепции с искусством XVIII века. Тропинин в Москве и проблема “местного колорита”. Романтические тенденции в его творчестве.

А.Венецианов. Его роль и место в развитии русской жанровой живописи. Ранние портреты и офорты. Первые опыты в изображении бытовых сцен. Своеобразие его изображения крестьянского мира. Роль пейзажа. Сюжеты его поздних произведений. эволюция стиля. Организация частной школы. Педагогические установки Венецианова. Художники венециановской школы: А.Тыранов, Г.Сорока.

Гравюра первой четверти XIX века. Н.Уткин. Ф.Толстой. Книжная иллюстрация. Карикатура и лубок времен Отечественной войны. Литография и ее достижения. Издания Общества поощрения художников. Ландшафтная и городская видопись.

Искусство второй четверти XIX века

Николаевский режим и процесс демократизации культуры. Общественная мысль и художественная критика. Соотношение понятий “натура” и “действительность”. Поздний романтизм и академизм. Изменения в художественном образовании. Академия художеств и Московское училище. Проблема академизма: стиль, направление, образовательная доктрина.

Архитектура. Кризис монументальных жанров. Начало стилизации и эклектики. Эклектика и “историзм”. Неостили: классицизм, готика, рококо. А.Брюллов, О.Монферран, А.Штакеншнейдер. А.Плавов, Е.Тюрин, М.Быковский. К.Тон: псевдорусское и византийское направление в эклектике.

Скульптура. Кризис синтетических концепций. Пластическое и живописное в скульптуре. Позднеромантические стилизации. Б.Орловский, И.Витали, П.Клодт.

Живопись. Общая эволюция. Изменения в соотношении жанров. Отношение в академической традиции.

К.Брюллов. Эволюция творчества. Жанровая структура. Картина “Последний день Помпеи” как художественное событие. Компромисс между классицизмом и романтизмом. Портреты. Рисунок и акварель. Брюлловские ученики.

Ф.Бруни и его версия исторической картины.

Позднеромантический пейзаж. М.Воробьев и его ученики. М.Лебедев. И.Айвазовский.

Александр Иванов и его место в русском искусстве. Объем и характер его наследия. Отношение к академической школе. Ранние произведения. Соотношение библейской и античной тематики. Замысел и концепция картины “Явление Мессии”. Знакомство с Н.В. Гоголем. Проблема творческого взаимодействия. Этюдный метод Иванова и его особенности. Проблема законченности. Выставка картины в Петербурге в 1858 году.

Пейзажные этюды. Человек и природа. Поздний цикл “пейзажей с мальчиками”.

Жанровые акварели. Эволюция стиля. Путь к “библейским эскизам”. Замысел и программа. Стиль. Проблема Иванова в историографии.

Бытовой жанр в живописи и графике. Рисовальщики-иллюстраторы. В.Тимм, Г.Гагарин, А.Агин. Сатирическая графика.

П.Федотов. Ранние рисунки и характер наблюдения “натуры”. Сепии середины 1840-х годов. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта. ЕЕ источники. Первые живописные произведения. Эволюция. “Нравственно-критическая” серия. Последний период творчества. Портреты. Судьба федотовского наследия.

Русское искусство второй половины XIX века.

Пространственные искусства в контексте культурных завоеваний второй половины века.

Социологический аспект в развитии искусства. Периодизация. Историография. “Шестидесятники”, “семидесятники” и традиция представления социально-культурной истории по десятилетиям. Особенности художественной жизни. Роль Московского училища. Отношение к традициям искусства первой половины XIX века. Ситуация 1850-х годов. Педагогика Зарянко. Реализм и натурализм. “Бунт 14-ти” в Академии и образование “Артели”. “Товарищество передвижных художественных выставок”. Организация, цели, программа и форма деятельности. Роль В.Стасова, И.Крамского и П.Третьякова.

“Эстетические отношения искусства к действительности” Чернышевского и полемика вокруг “утилитарной эстетики”. Критический реализм. Содержание и границы термина. Соотношение видов и жанров. Роль графики. Н.Шмельков.

Живопись 60-х годов. В.Перов. Начальный период. Соотношение с традицией Венецианова и Федотова. Обличительный жанр начала 60-х годов. Парижские работы. Видоизменение манеры. Зрелый период. Жанровая и историческая живопись 70-х - 80-х годов. Портреты.

Жанристы-шестидесятники: И.Прянишников, Н.Неврев, В.Пукирев и др.. Творчество Соломаткина и его своеобразие.

Живопись 70-х - 80-х годов. Соотношение жанров и изменение тематики в 70-е годы. Крестьянский жанр. Г.Мясоедов, К.Савицкий, В.Максимов. В.Маковский и городской жанр. Проблема типического в изображении характеров и “обстоятельств”. Н.Ярошенко

В.В.Верещагин. “Этнографический жанр” и баталистика. Принцип серийности и его смысл.

И.Крамской. Портретная концепция. Эволюция. Типическое и индивидуально-характерное. Картина “Христос в пустыне” и роль евангельской темы в русском искусстве второй половины XIX века.

Н.Ге. Традиции Брюллова и Иванова. Картина “Тайная вечеря” 1863 года и особенности трактовки евангельской темы. Историческая живопись Ге. Портреты отличительные особенности его портретной концепции. Поздний “страстной” цикл начала 1890-х годов. Своеобразие живописной стилистики.

Пейзаж 60- х - 80-х годов. А.Саврасов и И.Шишкин: две концепции национального пейзажа. Истоки, эволюция. Ф.Васильев, А.Куинджи: варианты преобразования романтической традиции.

И.Репин. Жанровое и тематическое многообразие творчества. Роль Стасова и Крамского в формировании его творческих установок. Обучение в Академии художеств. Картина “Бурлаки”, ее место и значение в живописи 70-х годов. Парижские работы. “Историческая картина на современный сюжет”. Картина “Крестный ход в Курской губернии”. Этюды. “Не ждали” как завершение цикла картин, посвященных судьбе народника. История и современность в картинах на исторические сюжеты. Репин-портретист. “Заседание Государственного совета” и этюды к картине. Кризисные моменты в позднем творчестве. Уроки Репина.

В.Суриков. Сюжет и тема: проблема художественного цикла. Историческое и современное. Соотношение с “хоровой картиной” передвижников. “Трилогия” 80-х годов и ее отношение к последующему этапу творчества. Впечатления заграничных путешествий и их отражение в творчестве Сурикова. Суриков-колорист. Акварельные работы. Портреты и пейзажи. Суриков в оценке современников.

В.Васнецов. Раннее творчество. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск живописной метафоры. Работы в области театральной декорации. Монументальные работы. Деятельность абрамцевского кружка: “проект нового стиля”.

В.Поленов. Его роль в эволюции русской пейзажной живописи. Утверждение самоценности этюда. Связь с академической традицией. Евангельская тема в творчестве Поленова. Работы в области театральной декорации.

Оживление Академии. П.Чистяков - художник и педагог. Его роль в русском искусстве.

Г.Семирадский и проблема салонного искусства. “Художественная середина”: К.Маковский. П.П.Соколов. Живопись и иллюстрация. Гравюра 70-х - 80-х гг. Офорты Шишкина. В.Матэ. Его роль как художника и педагога. Н.Боголюбов. Продолжение пейзажных традиций первой половины и середины XIX века. Похитонов. Возрастание роли пейзажа в общей эволюции живописи конца XIX века. С.Светославский. И.Остроухов. Творчество И.Левитана. Особенности так называемого “пейзажа настроения”. Роль пейзажного мотива. Характер эволюции. Этюд и картина. Значение наследия Левитана.

Скульптура. Академизм и реализм. С.Иванов. Ф.Каменский. М.Антокольский. Скульптура как историческая иллюстрация. Крестьянская тематика в скульптуре Чижова, Позена. Монументальная скульптура: Микешин, Опекушин и др..

Архитектура. “Национальный стиль” в контексте эклектики. Гартман. Ропет. Технические нововведения в строительной практике и возникновение новых типов сооружений. Монигетти. Померанцев.

Искусство конца XIX - начала XX века.

Промышленный подъем 90-х годов и его влияние на художественную ситуацию. Искусство на Нижегородской выставке 1896 года и русский раздел на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Искусство и революция 1905 года. Особенности художественной жизни.

Более равномерное, чем во второй половине века, развитие видов искусства - живописи, архитектуры, графики, скульптуры, театральной декорации, прикладного искусства. Идея синтеза искусств. Проблема стиля модерн в русском искусстве рубежа столетий. Модерн и символизм. Проблема художественной школы. Реорганизация Академии художеств и приход в нее передвижников. Московское училище в конце XIX - начале XX века. Стилистическое самоопределение московской и петербургской “школ”. Роль меценатов и коллекционеров: С.Мамонтов, Морозовы, Тенишева, С.Щукин.

Образование новых художественных объединений: “Мир искусства”, “Союз русских художников”, “Голубая роза”, “Бубновый валет” и др.. Связь и полемика между ними.

Живопись и графика.

М.Врубель. Становление мастера. Роль П.Чистякова. Киевский период. Монументальные работы. Акварели. Сюжетный и тематический репертуар: лейтмотивы. Тема Демона. Иллюстрации к Лермонтову. Декоративные панно и картины. Портреты. Скульптурные, архитектурные, театрально-декорационные и прикладные работы. Позднее творчество. Врубель-рисовальщик.

В.Серов. Ученичество у Репина. Первые пленерные работы. Артистический портрет в творчестве Серова. Концепция светского парадного портрета. Поздние портреты. Произведения на историческую тему. Античная тема. Пейзаж. Рисунки Серова.

Жанровая живопись. Наследие передвижничества и новые тенденции. С.Коровин. Н.Касаткин. Особенности тематического репертуара. Роль пейзажа и этюдности. С.Иванов. Современный быт и история в его произведениях. А.Архипов. Пленеризм и декоративизм в пейзажном жанре. А.Степанов - деревенская тематика и анималистический жанр. А.Васнецов. Создание исторического пейзажа. М.Нестеров. Особенности трактовки религиозной темы. Роль пейзажа. Религиозные росписи. Историко-бытовая живопись А.Рябушкина.

“Мир искусства”. Происхождение. Журнальная и выставочная деятельность. Эстетическая программа. Культурный европеизм. Возрождение забытых страниц искусства XVII - начала XIX века. С.Дягилев и его организаторская деятельность. “Парижские сезоны”. Ретроспективная выставка русского искусства в Париже и Берлине 1906 года. Художественный ретроспективизм: стиль и стилизация. Книжная графика и театр. Популяризаторская деятельность. Критическая методика и искусствоведческие труды А.Бенуа. Эволюция. Различные направления внутри “Мира искусства”.

К.Сомов. Культивирование “галантного жанра”. Портреты и пейзаж. Фарфоровые скульптуры. Характер мастерства. Сомов в оценке современников.

А.Бенуа. “Версальские серии”. Иллюстрации. Театральные работы.

Л.Бакст. Картина “Древний ужас”. Работы в области театральной декорации и костюма.

М.Добужинский. Тема современного урбанизма. Иллюстрации. Работы для театра. Сатирическая графика.

Е.Лансере. Исторические картины. Политическая карикатура. Иллюстрации.

А.Головин - мастер театральной декорации. Портреты и натюрморты.

Б.Кустодиев. Своеобразие сюжетов и стилизаторских приемов.

З.Серебрякова. Монументальное и камерное в стилизации.

Н.Рерих. Языческий мир как объект стилизации.

Графика “Мира искусства”. А.Остроумова-Лебедева. И.Билибин. Участие художников “Мира искусства” в сатирических журналах 1905 года.

В.Борисов-Мусатов. Эволюция от импрессионизма к декоративному варианту постимпрессионизма. Французские источники и аналогии. Живописное мастерство и проблема символической поэтики в живописи. Значение опыта Борисова-Мусатова в становлении символического направления в живописи начала XX века. Художники “Голубой розы”. Направление эволюции.

Русский импрессионизм. Его своеобразие. К.Коровин. Ранние произведения. Пейзажи и портреты. Декоративная живопись. Работа в театре.

И.Грабарь. Рецепция дивизионизма. Пейзажные мотивы. Натюрморты. Ф.Малявин. Вариант декоративного импрессионизма. “Союз русских художников”. Виноградов, Жуковский, Юон. Своеобразие восприятия импрессионистической традиции. Пейзажное творчество Петровичева и Туржанского, Бакшеева и Бялыницкого-Бирули. Продолжение левитановской линии. Рылов. “Сочиненный пейзаж”

Скульптура. П.Трубецкой. Проблема импрессионизма в скульптуре и его возможности. Портретные работы. Памятник Александру III. А.Голубкина. Сочетание импрессионизма, символизма и модерна. С.Коненков. Стилистический эклектизм. Античная тема. “Языческий примитивизм”. Проблема материала. Творчество А.Матвеева и неоклассицизм в скульптуре.

Архитектура. Стиль модерн и его эволюция. Типология. Романтическая и протоконструктивистская стадия. Проблема материала. Искусство интерьера. Московский и петербургский варианты. Ф.Шехтель и Ф.Лидваль. Неорусские стилизации. А.Щусев. Неоклассицизм. Его истоки и образцы. И.Фомин, И.Жолтовский, В.Щуко.

Русское искусство накануне авангардистского эксперимента. Ситуация начала 1910-годов. “Возрождение” “Мира искусства”, первая выставка “Бубнового валета”, выставки лубка и русской иконописи, ранние произведения К.Петрова-Водкина. Неоакадемизм. Яковлев, Шухаев, Григорьев. “Неотрадиционализм” в пейзаже. К. Богаевский.

Литература

Общие работы

Н. Рамазанов. Материалы для истории художеств в России. Кн. I, М., 1863.

Н. Собко. Словарь русских художников, тт. 1-3. Спб. 1893-1899.

И. Грабарь /ред./ История русского искусства, тт. 1,3,5. М., /1909-1916/.

История русской архитектуры. М., 1956.

А. Сидоров. История оформления русской книги. М., 1964.

Русское декоративное искусство. В 3-х томах. [М.], 1962-1965.

Н. Лужецкая. Техника масляной живописи русских мастеров. М., 1965.

О. Лясковская. Пленер в русской живописи XIX века. М., 1966.

Мастера искусства об искусстве, т.6, М., 1969.

М. Алпатов. Этюды по истории русского искусства. В 2-х томах. М., 1976.

А. Бенуа. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.

А. Федоров-Давыдов. Русский пейзаж XVIII - XX века. Исследования. Очерки. М., 1986.

И. Болотина. Проблемы русского и советского натюрморта. Исследования и статьи. М.,1989.

А. Эфрос. Два века русского искусства. М., 1969.

Д. Сарабьянов. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980.

Н.Машковцев. Из истории русской художественной культуры. Исследования. Очерки. Статьи. М.,1982.

М. Алленов, О.Евангулова, Л. Лившиц. Русское искусство X - XX веков. М., 1989.

Первая половина XIX века

Н. Коваленская. История русского искусства первой половины XIX века. М., 1951

А. Федоров-Давыдов. Русский пейзаж XVIII - начала XIX века. М., 1953

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина девятнадцатого века. Под ред. А.Леонова. М., 1954

Н.Молева, Э.Белютин. Русская художественная школа первой половины XIX века. М., 1963.

Н. Коваленская. Русский классицизм. М.,1964.

Русские эстетические трактаты первой трети Х!Х века, тт. 1-2. М., 1974.

В.Турчин. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. М., 1981.

М.Алленов. Метаморфозы романтической идеи в лейтмотивах русского искусства. Диссертация в форме доклада на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М.,1995.

Архитектура.

А.Некрасов. Русский ампир. М., 1935.

А.Федоров-Давыдов. Архитектура Москвы после 1812 года. М., 1954.

Г.Гримм. Архитектор Воронихин. М., 1963.

В.Пилявский. Архитектор В.П.Стасов. М., 1963.

З.Покровская. Архитектор О.И.Бове. М., 1969.

В.Лисовский. Андрей Воронихин. Творческий путь зодчего. Л., 1971.

Е.Николаев. Классическая Москва. М., 1975.

Е.Кириченко. Русская архитектура 1830- 1910-х годов. М., 1979.

Е.Белецкая, З.Покровская. Д.И.Жилярди. М., 1980.

М.Тарановская. Карл Росси. Архитектор. Градостроитель. Художник. Л., 1980.

В.Шуйский. Тома де Томон. Л., 1981.

И.Бартенев, В.Батажкова. Русский интерьер XIX века. Л. 1984.

Е.Кириченко. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.

Е.Кириченко. Михаил Быковский. М., 1988.

В.Шуйский. Андреян Захаров. Л., 1989.

Д.Аркин. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.

И. Грабарь. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. Санкт-Петербург, 1994.

Скульптура

Б.Терновец. Русские скульпторы. М., 1924

А.Ромм. Русские монументальные рельефы. М., 1951.

А.Каганович. Федос Щедрин. М., 1953.

А.Каганович. И.И.Теребенев. М., 1956.

Е.Петрова. С.С.Пименов. Л.-М., 1958.

Т.Якирина, Н.Одноралов. И.Виттали. Л.-М., 1960.

Е.Петрова. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Л., 1961.

Э.Кузнецова. Ф.П.Толстой. М., 1977.

Живопись

А.Лебедев. Русская живопись первой половины XIX века. Л., 1929.

Н.Коваленская. В.А.Тропинин. М., 1931.

А.Савинов. В.К.Шебуев. М.-Л., 1949.

А.Савинов. Андрей Иванович Иванов. М., 1951.

М.Алпатов. А.А.Иванов. Жизнь и творчество. В 2-х томах. М., 1956.

М.Ракова. Брюллов-портретист. М., 1956.

Э.Ацаркина. К.П.Брюллов. Жизнь и творчество. М.,1963.

Русская жанровая живопись XIX - начала XX века. Очерки. М., 1964.

Д.Сарабьянов. П.А.Федотов. М., 1969.

Д.Сарабьянов. Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века. М.,1973.

Э.Ацаркина. А.О.Орловский. М., 1970

А.Амшинская. В.А.Тропинин. М., 1970

С.Коровкевич. А.И.Иванов. М., 1978.

В.Турчин. Орест Кипренский. М.,1975.

Т.Алексеева. Исследования и находки. М., 1976.

Г.Загянская. Пейзажи Александра Иванова. М., 1976.

А.Савинов. А.Г.Венецианов. М.-Л., 1975.

Э.Логвинская. Интерьер в русской живописи первой половины XIX века. М., 1978.

Т.Алексеева. Художники школы Венецианова. М.,1983.

М.Ракова. Русская историческая живопись. М.,1979.

М.Алленов. А.А.Иванов. М., 1980.

Алексей Гаврилович Венецианов. Выставка произведений к 200-летию со дня рождения. Каталог. Л.,1983.

Е.Петинова. П.Басин. Л., 1984.

А.Верещагина. Ф.Бруни. Л., 1985.

В.Турчин. А.Варнек. М., 1985.

Павел Федотов. Каталог. Спб [1993].

Орест Адамович Кипренский. К 200-летию со дня рождения. Каталог. Л.,1988.

Графика

В.Верещагин. Русская карикатура, т. II, Отечественная война. Спб., 1912.

В.Адарюков. Очерк по истории литографии в России. Спб., 1912.

Э.Голлербах. История гравюры и литографии в России. М.-Пг., 1923.

Академические рисунки русских художников. Альбом. М., 1949.

Г.Лебедев. Русская книжная иллюстрация XIX века. М., 1952.

А.Коростин. Русская литография XIX века. М., 1953.

П.Корнилов. Офорт в России XVIII - XIX веков. М., 1953.

Г.Стернин. Очерки русской сатирической графики. М. 1964.

Г.Поспелов. Русский портретный рисунок начала XIX века. М., 1967.

А.Корнилова. Мир альбомного рисунка. Русская альбомная графика конца XVIII - первой половины XIX века. Л., 1990.

Искусство второй половины XIX

Общие труды

Г.Плеханов. Искусство и общественная жизнь. - Сочинения, т. XIV, М., [1923].

Г.Плеханов. История русской общественной мысли в XIX веке. От 60 до 90-х годов. - Сочинения, т. XXIV, М.-Л., 1927.

И.Гинзбург. Чистяков и его педагогическая система. Л.-М., 1940.

Н.Дмитриева. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М.-Л., 1951.

М.Салтыков-Щедрин. Первая передвижная художественная выставка. - в кн.: М.Е.Салтыков-Щедрин. О литературе и искусстве. Избранные статьи, рецензии, письма. М., 1953.

Г.Бурова, О.Гапонова, В.Румянцева. Товарищество передвижных художественных выставок. Т.1-2. М., 1952-1959.

В. Стасов. Избранные статьи о русской живописи. М., 1960.

И.Репин. Далекое близкое. М., 1961.

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина девятнадцатого века. Под ред. А.Леонова. М., 1962.

Я.Минченков. Воспоминания о передвижниках. Л., 1964.

Н.Молева, Э.Белютин. Русская художественная школа второй половины XIX века. М.,1967.

И.Крамской. Статьи. Письма. Т. 1-2. М., 1968.

Ф.М.Достоевский об искусстве. М.,1974.

Типология русского искусства второй половины XIX века. Сб. под ред. Г.Стернина. М., 1979.

Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории. Л., 1981.

Г.Стернин. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX века. М., 1984.

Д.Сарабьянов. История русского искусства второй половины XIX века. М., 1989.

Живопись и графика

Русская живопись XIX века. Сб. статей под ред. В.Фриче. М., 1929.

А.Федоров-Давыдов. Реализм в русской живописи XIX века. М., 1933.

А.Леонов. В.В.Максимов. М., 1951

Д.Сарабьянов. Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века. М., 1955.

А.Лебедев. В.В.Верещагин. [М.], 1958.

Т.Горина. И.М.Прянишников. М., 1958.

К.Левенфиш. К.А.Савицкий. М., 1959.

А.Сидоров. Рисунок русских мастеров. Вторая половина XIX века. М., 1960.

А.Верещагина. В.Г.Шварц. Л.-М., 1960.

В.Прытков. Н.А.Ярошенко. М., 1960

А.Федоров-Давыдов. И.Репин. М.,1961

Н.Барсамов. И.К.Айвазовский. М.,1962.

М.Андронникова. Боголюбов. М., 1962.

Г.Друженкова. Владимир Маковский. М., 1962.

В.Кеменов. Историческая живопись Сурикова. М.,1963.

И.Грабарь. И.Е.Репин. В 2-х томах. М., 1963-1964.

Н.Масалина. Мясоедов. М., 1964.

С.Гольдштейн. И.Н.Крамской. Жизнь и творчество. М., 1965.

Л.Тарасов. Л.И.Соломаткин. М., 1968.

В.Манин. А.И.Куинджи. М., 1976.

О.Лясковская. В.Г.Перов. Особенности творческого пути художника. М., 1979.

М.Шумова. Русская живопись середины XIX века. М., 1984.

М.Алленов. В.И.Суриков. М., 1996.

Г.Ельшевская. И.Е.Репин. М., 1997.

Скульптура и архитектура

В.Ермонская. Русские скульпторы второй половины XIX века. Путеводитель по выставке. М.,1958.

И.Шмидт. Е.Лансере. М.-Л., 1954.Скульптор Илья Гинцбург. Воспоминания, статьи, письма. Сост. Е.Маслова. Л., 1961.Н.Беляев, И.Шмидт. А.М.Опекушин. М.,1954.

М.М.Антокольский. Альбом. Вст статья В.Шалимовой. М.,1960.

А.Пунин. Архитектурные памятники Петербурга. Вторая половина XIX века. Л., 1981.

Е.И.Кириченко. Русский стиль. М., 1997.

Искусство конца XIX - начала XX века

Общие работы

А.Бенуа. Возникновение “Мира искусства”. Л., 1928.

А.Федоров-Давыдов. Русское искусство промышленного капитализма. М., 1929.

И.Грабарь. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 1937.

В.Мамонтов. Воспоминания о русских художниках. Абрамцевский художественный кружок. М., 1952.

И.Малютин. Воспоминания. М., 1958.

М.Нестеров. Давние дни. М., 1959.

Н.Ульянов. Мои встречи. Воспоминания. М., 1959.

В.Лобанов. Кануны. Из художественной жизни Москвы в предреволюционные годы. М.,[1968].

Русская художественная культура конца XIX - начала XX века. ВНИИ Искусствовзнания Мин. культуры СССР. Кн. 2,4. М., 1969, 1980.

Из истории русского искусства второй половины XIX - начала XX века. Сб. исследований и публикаций. Под ред. Е.Борисовой, Г.Поспелова, Г.Стернина. М., 1978.

Г.Стернин. Художественная жизнь России на рубеже XIX -XX веков. М., 1970.

Д.Коган. Мамонтовский кружок. М., 1970.

Г.Стернин. Художественная жизнь России начала XX века. М.,1976.

Сергей Дягилев и русское искусство. / Сост., вступ. ст. и комментарии С.Зильберштейна, В.Самкова. Т.1-2. М.,1982

Г.Стернин. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. М., 1988.

Д.Сарабьянов. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М., 1989.

Д.Сарабьянов. История русского искусства конца XIX - начала XX века. М.,1993.

Живопись и графика

С.Маковский. Страницы художественной критики. Кн.1-3. Спб., 1909-1913.

С.Яремич. М.А.Врубель. М., [1911].

С.Маковский. Силуэты русских художников. Прага, 1922.

С.Маковский. Последние итоги живописи. Берлин, 1922.

Н.Радлов. От Репина до Григорьева. Статьи о русских художниках. Пб., 1923.

П.Муратов, Н.Грифцов. Н.Ульянов. М.-Л., 1925.

Н.Соколова. Мир искусства. М.-Л., 1934.

В. и Е.Журавлевы. Н.А.Касаткие, народный художник. М.-Л.,1945.

П.Суздалев. С.А.Коровин. М.,1952.

Н.Ситник. Н.А.Касаткин. М.,1955.

Л. Беспалова. А.М.Васнецов. М.,1956.

О.Живова.А.Е.Архипов. 1959

О.Лаврова. А.Степанов. М.,1956.

А.Абрамова. Н.В.Бакшеев. М., [1967].

Н.Масалина. А.П.Рябушкин. М.,1956.

Т.Юрова. В.Д.Поленов. М.,1961

О.Подобедова. Е.Е.Лансере. М., 1961.

И.Никонова. М.В.Нестеров. М.,1962.

В.Князева. Н. Рерих. Л.; М., 1963.

Д.Коган. К.Коровин. М.,1964

И.Грабарь В.А.Серов. М., 1965.

А.Федоров-Давыдов. И.И.Левитан. М.,1966.

А.Русакова. В.Борисов-Мусатов. Л;М., 1966

О.Живова. Ф.А.Малявин. М.,1967.

А.Федоров-Давыдов. Природа и человек в творчестве Врубеля. - Ст. в альбоме Михаил Александрович Врубель. М.,1968.

М.Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976.

М.Эткинд. А.Н.Бенуа. Л.-М, 1965.

М.Алпатов, Е.Гунст. Н.Н.Сапунов. М., 1965.

Л.Мочалов. А.А.Рылов. Л., 1966.

И.Пружан. Л.С.Бакст. М.,1974.

В.Костин. К.С.Петров-Водкин. М., 1966.

.Д.Сарабьянов. Русская живопись конца 1900-х - начала 1910-х годов. Очерки. М., 1971.

Г.Голынец, С.Голынец. И.Я.Билибин. М., 1972.

И.Пружан. К.Сомов. М.,1972.

Г.Голынец. С.Малютин. 1974.

Д.Коган. Сергей Судейкин. М., 1974.

Н.Тарабукин. М.А.Врубель. М., 1974

В.Лапшин. “Союз русских художников”. Л., 1974.

В.Петров. “Мир искусства”. М., 1975.

Ю.Русаков. К.Петров-Водкин. Л. 1975.

Н.Пунин. Русское и советское искусство. М., 1976.

Н.Лапшина. “Мир искусства”. Очерк истории и творческой практики. М.,1977.

А.Русакова. Павел Кузнецов. Л., 1977.

Ф.Сыркина, Е.Костина. Русское театрально-декорационное искусство. М.,1978.

В.Леняшин. Портретная живопись В.Серова 1900-х годов. Л., 1980.

О.Кочик. Живописная система Борисова-Мусатова. М.,1980.

И.Гофман. Головин-портретист. М.,1981.

М.Эткинд. Б.Кустодиев. М., 1982.

Г.Чугунов. М.В.Добужинский. Л., 1984.

Н.Дмитриева. М.Врубель. Л., 1985.

М.Пожарская. Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов. 1908-1929. М.,1988.

Г.Поспелов. “Бубновый валет” Примитив и городской фолклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990.

М.Неклюдова. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века. М., 1991.

П.Суздалев. Врубель. М., 1991.

А.Русакова. Символизм в русской живописи. М., 1995.

В.Лапшин. Последний год жизни В Серова. М., 1995.

М.Алленов. М.А.Врубель. М.,1996.

Графика

Э.Голлербах. Рисунки Добужинского. Пг., 1923.

О.Подобедова. Д.Н.Кардовский. М.,1957.

С.Капланова. Русская акварельная живопись конца XIX - начала XX века. М., 1968.

А.Сидоров. Русская графика начала XX века. М., 1970.

Скульптура

А.Бакушинский. Н.А.Андреев. М., 1939.

И.Шмидт. Трубецкой. М., 1960.

А.Каменский. Коненков. М., 1962.

Е.Мурина. А.Т.Матвеев. М.,1964.

И.Шмидт. Русская скульптура второй половины XIX - начала XX века. М., 1969.

А.Каменский. Анна Голубкина. Личность. Эпоха. Скульптура. М., 1990.

Архитектура

М.Ильин. И.А.Фомин. М.,1946.

Н.Соколов. А.В.Щусев. М., 1952.

Е.Борисова, Т.Каждан. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. М.,1971.

Е.Кириченко. Ф.Шехтель. М., 1973.

Е.Кириченко. Москва на рубеже столетий. М.,1977.

В.Кириллов. Архитектура русского модерна. Опыт формологического анализа. М., 1979.

Е.Борисова, Г.Стернин. Русский мродерн. М., 1990.

Г.Ревзин. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. М., 1992.

В.Горюнов, М.Тубли. Архитектура эпохи модерна. Спб., 1994.